Интеллектуальная игра «Князь Владимир»
Как пример использования
Квест-технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся
Кузьменок Е. Н.,
Учитель истории и обществознания
МАОУ ПКШ №1 г. Перми,
Нечаева С. В.,
Учитель истории и обществознания
МАОУ «Гимназия №2» г. Перми
Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию развития. Процессы глобализации, быстрого обновления знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Целью образования является в данных условиях воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Внеурочная деятельность позволяет целесообразно решать задачи воспитания и социализации учащихся и в полной мере реализовать требования ФГОС ОО.
В таких условиях становится актуальным использование новых педагогических подходов и технологий. В качества примера рассмотрим одну из таких технологий – квест-технология.
Квест-технология впервые была разработанапрофессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельностив учебном процессе, при которой обучающимися используется информация из интернет-источников [1]. В педагогике квест-технология появилась недавно и находится на стадии теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями и/или игрой.
Данная технология позволяет учащимся погрузиться в проблему с позиции активно-деятельностного подхода. Квест строится на коммуникативном взаимодействии команды участников. Достижение главной цели квеста обеспечивается благодаря выполнению нескольких второстепенных заданий, последовательно предъявляемых для продвижения сюжета.
По структуре образовательные квесты классифицируют на:
– последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую, участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
– квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;
– квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий [2].
Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл: постановка проблемы, загадка, прохождение маршрута, подготовка итогового продукта, рефлексия и оценка. На этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формулирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие», определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).
В данной статье нами представлена авторская разработка квеста «Князь Владимир». Квест объединяет игровую форму с содержанием, включающим целый комплекс образовательных дисциплин: история, литература, язык, искусство, география и многое другое. Самостоятельный поиск ответов на вопросы, выполнение творческих заданий, связанных с историей и культурой России и Пермского края, способствуют формированию представления о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков, формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Участниками квеста стали старшеклассники (9-11 классы) общеобразовательных организаций г. Перми и Пермского края
По своей структуре квест «Князь Владимир» является последовательным квестом. Маршрут квеста включает в себя прохождение по «станциям» (рис. 1).
Рис. 1
Каждая «станция» включает в себя несколько испытаний для участников, раскрывающие ее содержание, показывающие многогранность и становление личности князя Владимира, определяющие цивилизационный выбор нашего государства.
Станция «Детство Владимира»:
Задание 1. Заполните исторический портрет князя Владимира. Ребятам выдается таблица, в которой необходимо заполнить недостающие сведения о Владимире (см. Приложение)
Задание 2. Составьте фамильное древо князя Владимира и заполните в нем пропуски. Ребятам выдается «древо», иллюстративный ряд и дидактический материал, используя который необходимо выполнить задание (см. Приложение)
Станция «Князь Владимир»:
Задание 1. Определите, что за артефакт был Вами найден, какое отношение он имеет к князю Владимиру, как он назывался. Ребята участвуют в археологических раскопках, в ходе которых им будет найден артефакт. После этого они должны ответить на вопросы об этом артефакте (см. Приложение).
Задание 2. Укажите событие, о котором идет речь в представленном видеофрагменте. Ребятам демонстрируется видеофрагмент из мультфильма «Князь Владимир» после просмотра, которого им предстоит указать событие (см. Приложение).
Задание 3. Разгадайте кроссворд, посвященный теме «Быт и культура X-XI вв.» (см. Приложение).
Станция «Владимир – воин»
Задание 1. Выполните задания к карте «Внешняя политика князя Владимира». Ребята получают распечатанную карту с заданиями (см. Приложение).
Задание 2. Перед Вами находятся детали «изобретения» Владимира. Соберите его и укажите его название, механизм действия и назначение (см. Приложение)