В психологичеком плане конфликт рассматривается как столкновение несовместимых позиций, интересов, мнений, разнонаправленных действий, связанное с негативными переживаниями. Именно субъективные негативные эмоциональные состояния осложняют и без того непростую ситуацию объективного противоречия. В зависимости от того, в каком пространстве столкновение возникло и развивается, выделяют внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт.
Люди как правило типичным образом ведут себя в конфликтных ситуациях. Существуют проверенные тестовые методики выявления, насколько человек склонен к тем или иным способам реагирования на конфликтные ситуации. Одной из них является методика, предложенная К.Н.Томасом. Важно отметить, что в основании данной методики лежит подтвержденное многочисленными исследованиями представление не только о негативной (разрушительной) фунции конфликта, но о его позитивной (способствующей созданию новых форм взаимодействия) функции. С помощью теста Томаса можно выявить предпочитаемые формы поведения в ситуации конфликта с коллегами, администрацией, отношение к совместной деятельности, а также дать им оценку с точки зрения продуктивности.
Инструкция. По каждому пункту отметьте только один, предпочтительный для Вас вариант ответа: «а» или «б». Старайтесь долго не задумываться над ответами, помните, наиболее правильными выступают те, что первыми пришли Вам в голову. Пусть Вас не смущают повторы – утверждения могут повторяться, но комбинация каждый раз будет новая.
1. а). Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного воспроса.
|
б). Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а). Я стараюсь найти компромиссное решение.
б). Я пытаюсь уладить конфликт с учетом всех интересов другого человека, но и моих собственных.
3. а). Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б). Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а). Я стараюсь найти компромиссное решение.
б). Я стараюсь не задевать чувства другого.
5. а). Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других.
б). Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а). Я пытаюсь избежать неприятностей лично для себя.
б). Я стараюсь добиться своего.
7.а). Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б). Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.
8.а). Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б). Я первым делом стараюсь определить суть спора.
9.а). Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б). Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10а). Я твердо стремлюсь добиться своего.
б). Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.а). Первым делом я стремлюсь ясно определить, в чем состоит суть спора.
б). Я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения.
12. а). Зачастую я избегаю занимать позицию,которая может вызвать споры.
б). Я даю окружающим в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.
13. а). Я предлагаю промежуточную позицию.
б). Я настаиваю, чтобы все делалось по-моему.
|
14. а). Я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах.
б). Я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.
15. а). Я стараюсь успокоить других и сохранить наши отношения.
б). Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а). Я стараюсь не задеть чувств окружающих.
б). Обычно я пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции.
17. а). Обычно я настойчиво стремлюсь добитьься своего.
б). Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а). Если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем.
б). Я дам другому человеку остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. а). Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоит суть спора.
б). Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а). Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б). Я стараюсьнайти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а). Обсуждая разногласия, стараюсь быть внимательным к другой стороне.
б). Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а). В споре я пытаюсь найти позицию, которая будет устраивать обе стороны.
б). Я отстаиваю свою позицию.
23. а). Как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны.
б). Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти навстречу этому
человеку.
б). Я стараюсь убедить другого в необходимости компромисса.
|
25. а). Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б). Обсуждая проблему, я стараюсь быть внимательным к аргументам другой стороны.
26. а). Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б). Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а). Зачастую я стремлюсь избегать споров.
б). Если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации предпочтительнее, чтобы он выглядел лидером, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а). Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б).Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другой стороны.
29. а). Я предлагаю среднюю позицию
б). Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б). Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка результатов. Вычеркните варианты ответов, совпадающие с ключом и подсчитайте сумму баллов (вычеркнутый номер – 1 балл) по каждому способу поведения.
Соперничество: 3а; 6б; 8а; 9б; 10а; 13б; 14б; 16б; 17а; 22б; 25а; 28а.
Стремление добиться удовлетворения своих интересов за счет другого человека. Как ведущий этот способ не может считаться эффективным, так как всегда в случае победы потенциально существует возможность реванша, а, значит, возобновления конфликта.
Сотрудничество: 2б; 5а; 8б; 11а; 14а; 19а; 20а; 21б; 23а; 26б; 28б; 30б.
Учет интересов обеих сторон, стремление их максимально удовлетворить. Особенно эффективен в случае положительной установки на сотрудничество всех участников конфликта и наличия времени для тщательного обсуждения не только их позиций, но и выявления скрытых интересов.
Компромисс: 2а; 4а; 7б; 10б; 12б; 13а; 18б; 20б; 22а; 24б; 26а; 29а.
Взаимные уступки. Данный способ выхода из конфликта эффективен в случае, когда существует острая нехватка времени и когда уступки делаются не по принципиальным вопросам. В противном случае возникает угроза поражения обеих сторон.
Избегание: 1а; 5б; 7а; 9а; 12а; 15б; 17б; 19б; 21а; 23б; 27а; 29б.
Как правило, характеризуется пассивностью, отсутствием стремления к кооперации и к достижению собственных целей. Данный способ может быть эффективным в ситуациях, когда конфликту надо «отлежаться».
Приспособление: 1б; 3б; 4б; 6а; 11б; 15а; 16а; 18а; 24а; 25б; 27б; 30а.
Уступка силе, либо принесение в жертву своих интересов ради другого. Данный способ бывает эффективным в случаях, когда противоположной стороне требуется повысить самооценку.
Задание 1. Опишите 2-3 примера того, как Вы ведете себя в конфликтной ситуации на работе (с начальником и с коллегами). Совпадает Ваше видение себя в конфликте с результатами теста?
Задание 2. Проанализируйте ситуацию:
Д опустим, что Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает задание Вашему подчиненному, у которого уже имеется Ваше задание. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.
v Опишите Ваши действия, если Вы будете ориентироваться:
А).на дело:
____________________________________________________________________
Б). на сохранение отношений:
____________________________________________________________________
В). на свои интересы и мнения:
____________________________________________________________________
Г). на сохранение официальной субординации:
.
v Опишите, как можно разрешить данный конфликт, используя в качестве основного способа:
соперничество
сотрудничество
компромисс_______________________________________________________
_________________________________________________________________
избегание________________________________________________________
приспособление