ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ




 

Творчество Людмилы Евгеньевны Улицкой (р. 1943 г.) прочно завоевало признание читателей. Книги писательницы переведены на многие языки мира, неоднократно произведения Л. Улицкой удостаивались международных премий.

 

Первый сборник рассказов «Бедные родственники» вышел в 1994 году1, а в 1996 году выходят роман «Медея и ее дети»2, за­ тем «Казус Кукоцкого» (2000)3, «Искренне ваш, Шурик» (2004)4, «Даниэль Штайн, переводчик» (2006)5 и сборник рас­ сказов «Люди нашего царя» (2007)6.

 

Л. Улицкая создала новый тип героя, воплотила в художест­ венные тексты неповторимое мировидение, войдя в современ­ ную русскую прозу как устойчивый значительный феномен.

 

Творчество Л. Улицкой находится на самой начальной ста­ дии изучения, критическим разборам и литературоведческому анализу подвергались исключительно крупные произведения писательницы, такие как «Сонечка», «Казус Кукоцкого», «Ме­ дея и ее дети», «Искренне ваш, Шурик», «Даниэль Штайн, пере­ водчик», а малая проза, особенно последний основополагающий философско-поэтический цикл рассказов «Люди нашего царя», не получили научного освещения.

 

Актуальность и значимость диссертационного исследова­ния определяются связью с приоритетным направлением совре­ менного литературоведения - изучением прозы конца XX - на­ чала XXI века, научным анализом художественного мира ярких творческих художнических индивидуальностей.

 

В диссертационной работе анализируются рассказы

Л. Улицкой, входящие в сборник «Люди нашего царя», опреде-

 

 

Улицкая Л. Бедные родственники. - М: Эксмо, 1994.

2 Улицкая Л.Е. Медея и её дети. - М: Эксмо, 1996.

3 Улицкая Л.Е. Казус Кукоцкого. - М: Эксмо, 2000.

4 Улицкая Л.Е. Искренне ваш, Шурик. - М: Эксмо, 2004.

5 Улицкая Л.Е. Даниэль Штайн, переводчик. - М.: Эксмо, 2006.

6 Улицкая Л.Е. Люди нашего царя. - М: Эксмо, 2007.

7 Нефагина Т.Л. Русская проза конца XX века. - М.: Наука, 2003.

 

 


ляется поэтико-аксиологическая парадигма малой прозы писа­ тельницы, выявляется специфика ее творчества.

Материалом диссертации послужили рассказы, а также по­вести и романы Л. Улицкой, посвященные поиску нравственно­ го идеала и истинного смысла человеческого бытия, в первую очередь рассказы, помещенные в сборник «Люди нашего царя».

 

Этот обширный материал прозы Людмилы Улицкой стал объектом диссертационного изучения, а выявление специфиче­ ских черт поэтико-философской парадигмы малой прозы писа­ тельницы является предметом исследования в данной работе.

 

Целью исследования является определение художествен­ного своеобразия рассказов Людмилы Улицкой, изучение и ана­ лиз циклообразующих элементов книги «Люди нашего царя», выявление философско-поэтического мотивного содержания произведений писательницы, а также основных способов выра­ жения авторского сознания.

 

Задачи диссертационной работы вытекают из заявленной цели:

 

1. Изучить систему мотивов, составляющих тематику книги

Л. Улицкой «Люди нашего царя»;

 

2. Проанализировать циклосоставляющие факторы, опреде­ ляющие художественное единство произведений сборника;

3. Определить роль интертекста в решении проблемы «био­ логического и духовного» в человеке;

4. Выявить способы поэтического воплощения лейтмотива Веры в сборнике рассказов «Люди нашего царя»;

5. Проанализировать специфику повествовательной струк­ туры в рассказах Л. Улицкой;

 

6. Исследовать способы выражения авторского сознания, обозначить место цикла рассказов «Люди нашего царя» в худо­ жественном мире Людмилы Улицкой.

 

Методология исследования сочетает структурно-поэти­ческий, интерпретационный (герменевтический), нарратологи-ческий и интертекстовый анализ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Символика названия сборника рассказов «Люди нашего царя» Людмилы Улицкой содержит расшифровку авторской ин-


 


тенции, заключающейся в намерении определить значимость христианской аксиологии в жизни человечества; уяснить связь русского характера с евангельской нравственностью; выявить соотношение российской ментальное™ с общемировыми рели­ гиозно-нравственными и социальными процессами.

 

2. Система мотивов цикла «Люди нашего царя» включает лейтмотивы соотношения «биологического» и духовного в че­ ловеке, разные варианты которого рассматриваются в произве­ дениях пяти рубрик книги «Люди нашего царя».

 

3. Применяя интертексты Библии и мировой классической литературы, Л. Улицкая утверждает необходимость поиска Царя (Бога), дающего высший смысл человеческой жизни, демонст­ рирует двойственность души человека, страдающего от сомне­ ния в вере и «безблагодатности». Реализуя эту авторскую идею,

 

Л. Улицкая использует символ «детство - утерянный рай», ведя своеобразный эстетический спор в своих художественных про­ изведениях с Татьяной Толстой.

4. Повествовательная стратегия Л. Улицкой в цикле расска­ зов «Люди нашего царя» обусловлена сложной задачей: пока­ зать мучительный процесс поиска человеком смысла бытия, от которого зависят итог земной жизни и память о нём как знак жизни вечной. Двуголосое повествование, эффект двойного ав­ торства (биографический автор и фиктивный повествователь) преобразуется в конце концов из эстетического спора в слияние жизненных и этико-философских позиций выдуманного повест­ вователя и биографического автора. Уточнить свои взгляды чи­ тателям позволяет именно иронический «авторский взгляд со стороны» (Л. Улицкая), исполняющий миромоделирующую функцию.

 

5. Важнейшим способом выражения авторского сознания в цикле рассказов «Люди нашего царя» являются хронотопиче-ские связи. Циклический и метафизический хронотопы выра­ жают идею автора о возможном возвращении человечества к гармонии через искупление и преодоление греха.

 

С помощью Bir/тренних и внешних хронотопов показывает­ ся духовная эволюция или духовная деградация героев («Путь


 


осла»), «Великий учитель», «Приставная лестница», «Коридор­ ная система»). Наличие двух внешних хронотопов в композиции рассказов (основного и дополнительного) знаменует резкое из­ менение душевного состояния и поведения персонажей («Пев­ чая Маша», «Тело красавицы», «Короткое замыкание» и др.), а в инфернальных хронотопах герои проходят испытания духа («Кошка большой красоты», «Дезертир», «Последняя неделя»), которые чаще всего заканчиваются поражением.

 

6. Портретные и пейзажные описания Л. Улицкой поли­ функциональны, выполняют в основном психологическую, об­ становочную, сопоставителыгую и параллелистическую функ­ ции, отражая взгляды автора на персонажей, события, действия. Через пейзажи утверждается главная идея цикла «Люди нашего царя» о важности христианской ментальное™.

7. Рассказы книги «Люди нашего царя» Л. Улицкой пред­ ставляют собой циклическое метатекстовое единство, в котором проблемно-тематический мотивный комплекс находится в раз­ витии, усиливаясь от произведений первой рубрики к послед­ ней; обрамляющие рассказы «Путь осла» и «Общий вагон» по­ дытоживают и обобщают авторскую фнлософско-эстетическую интенцию; сквозной персонаж объединяет концептуальную кан­ ву произведения.

Научная новизна диссертационной работы заключается втом, что в рамках специального рассмотрения впервые пред­ ставлен филологический анализ цикла рассказов Л. Улицкой «Люди нашего царя»: выявлен смысл названия книги, раскры­ вающей авторскую интенцию; изучен лейтмотивный комплекс; определена повествовательная структура; проанализированы включения интертекстуальные и архитектоника цикла, объясне­ на символика рубрикации и определены циклообразующие ха­ рактеристики, установлено место книги «Люди нашего царя» в системе всего творчества писательницы.

 

Рабочая гипотеза, выдвигаемая автором диссертационной работы, связана с научной новизной исследования и заключает­ ся в предположении, что сборник рассказов «Люди нашего ца­ ря» Людмилы Улицкой представляет собой циклическое обра-


 


зование, определяемое единством тематического содержания (проблема поиска нравственного идеала), общим героем-повест­ вователем (Женя), единством поэтической, повествовательной и интертекстуальной стратегий. Книга рассказов «Люди нашего царя» является метарассказом, все структурные части которого (рубрикация) направлены на утверждение главной авторской идеи: приоритетности высокодуховного, основанного на хри­ стианской нравственности в человеке.

 

Теоретико-методологическая база диссертации включаеттеоретические работы В.В. Виноградова, Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, Ю.Б. Борева, а также исследователей новейшей литературы: Г.Л. Нефагиной, М.А. Черняк, Т.М. Колядич, М.В. Межиевой, СИ. Тиминой, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, Н.А. Габриэлян, М.А. Го­ релик, И.М. Поповой и др.

 

Теоретическая значимость исследования заключается втом, что диссертация способствует более глубокому пониманию теоретических аспектов поэтики современной прозы в такой её модификации, как цикл рассказов. Анализ проблемно-поэти­ ческой структуры, теоретических аспектов повествовательной стратегии и способов воплощения авторского сознания позволя­ ет уточнить определённые черты эстетики феномена «женской прозы».

 

Практическое значение работы связано с возможностьюиспользования её результатов в курсах лекций по проблемам со­ временной русской литературы (конец XX - начало XXI веков), при чтении спецкурсов и проведении семинарских занятий.

 

Апробация исследования: научные результаты диссерта­ции были представлены на Международной научно-практи­ ческой конференции «Человек и природа в русской литературе» (К 95-летию С. П. Залыгина) в Мичуринском госпединституте в мае 2008 года; на Интернет-конференции «Поэтические школы Тамбова. Прецедентные феномены тамбовских писателей в совре­ менной русской литературе» (2008 год), на Международном кон­ грессе литературоведов к 125-летию Е.И. Замятина в Тамбовском


 


госуниверситете имени Г.Р. Державина в октябре 2009 года, а так­ же на Международной научно-практической конференции «Ква­ лификационная филологическая подготовка» в Борисоглебском госпединституте (апрель 2009 года).

 

Структура и объем диссертационного исследовании. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Спи­ сок использованной литературы включает 101 наименование.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во Введении обосновывается актуальность исследуемойтемы, научная новизна, формулируются цель и задачи диссерта­ ции, определяется её материал, объект и предмет, оговаривается теоретико-методологическая база исследования, излагаются теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации основных результатов.

 

В главе I «Мотивная структура книги рассказов Люд­ милы Улицкой «Люди нашего царя» определяются сквозныемотивы произведений, входящих в сборник, анализируется смысл названия, выявляются общие персонажи, расшифровыва­ ется символика рубрикаций.

«Люди нашего царя» - название ироничное, несущее мно­ жество смыслов, которые раскрываются в совокупной пробле­ матике рассказов и несут стратегию авторского замысла. Рубри­ кация произведений также содержит концептуальный символи­ ческий смысл. Сборник делится на пять рубрик (первая - «Люди нашего царя» - вынесена в заглавие книги; а также «Тайна кро­ ви», «Они жили долго...», «Дорожный ангел» и «Последнее»), в каждой из которых превалирует определенный лейтмотив. Рас­ сказы рубрики «Люди нашего царя» посвящены проблеме поис­ ка Бога, Царя в земной жизни. Повествователь, приобретая жиз­ ненный опыт, видит, как по-разному живут люди, как часто они блуждают в мире как слепые котята, не находя дороги к Истине.

Следующий раздел книги «Тайна крови» отдан для решения проблемы соотношения биологического и духовного в людях.


 


Автор утверждает мысль, что духовное выше и сильнее биоло­ гического, что всегда побеждает «добро», посеянное Царем в душах людей.

 

В рубрику «Они жили долго» объединены рассказы о взаи­ моотношениях отцов и детей. В названии рубрики явно содер­ жится скрытая библейская цитата, вернее - её след: «Чтите отца

 

и мать своих и продлятся дни ваши». Автор разрешает в серии этих рассказов проблему кризиса семьи в современном мире, показывает безмерную сложность семейных отношений.

 

В следующей части книги под названием «Дорожный ан­ гел» помещены новеллы, в которых описывается многообразие мира в его национальных, географических, этнографических проявлениях, не противоречащих единообразной сущности че­ ловеческой природы. Лирическая героиня познает мир во всех его проявлениях, постигая суть человеческого общения и смысл бытия.

Рубрика «Последнее» содержит оригинальные миниатюры, которые прочитываются как один рассказ-притча, обобщающий все поднятые в книге, да и во всем творчестве Л. Улицкой в це­ лом проблемы, среди которых поиск Веры как смысла жизни; постижение составляющих человеческого счастья; борьба добра

 

и зла, великодушия и эгоизма, лжи и правды; определение места России в современном мире и другие.

 

Анализ художественного текста подтверждает, что «Путь осла», стоящий в книге «Люди нашего царя» первым, - рассказ программный для всего сборника. Насыщенность библейской символикой (храм, Троица, Рождество, осёл, агнец, младенец, путеводная звезда, волхование, пастух и др.) позволяет утверж­ дать об особой связи текста произведения с христианским кон­ текстом. Но приём сдвига содержания каждого библейского символа (дорога Христа теперь автобан; храм стоит пустым; икона «Троицы» висит в закрытой наглухо часовне, где изредка молится один пастух; Рождество происходит осенью; агнец умирает; младенец не выздоравливает, а только произносит од­ но слово; путеводная звезда скатывается «за шиворот» земли; волхование производится африканкой, далёкой от христианских


 


идей; пастух без паствы оказывается ушедшим из монастыря послушником) обозначает кризисность современного мира, в котором всё-таки возможно соборное единение людей.

 

Во второй новелле «Приставная лестница» Улицкая намеча­ ет прямо противоположный «Пути осла» идейный полюс: без­ благодатная жизнь приводит к преступлению, которое чудом не осуществилось, но привело к ещё более тяжкому греху. И хотя финалом рассказа служит жизнеутверждающая мысль: «А в ту Рождественскую ночь всё так хорошо обошлось»8, но ощущает­ ся трагизм жизни отца, наделённого от природы всем, чем нуж­ но для главы семейства, но «отдавшего душу чёрту» и осиро­ тившего свою семью.

 

В рассказе «Коридорная система» противопоставлены отец

 

и мать главной героини Жени. Очень важный смысл вкладыва­ ется повествователем в символику коридора, которая имеет два смысла. Во-первых, коридор - это вечный выбор между добром

 

и злом. Мать Жени выбрала добро: любовь, милосердие, снис­ ходительность, а отец - эгоизм, себялюбие, страстное наслажде­ ние земными благами. Женя хочет быть похожей на мать, но ви­ дит в себе черты отца и борется с ними. Мать выбрала трудное счастье - путь рождественского чуда: жизнь с любимым челове­ ком, которому нужно простить его предательство и ненависть. Мать Жени нашла нужную дверь - дверь добра, Рождественской надежды, поэтому она была счастлива: ее любили, и она любила.

 

Во-вторых, коридор - это закрытость души, отчуждение. Женя не смогла из-за вины отца преодолеть коридор отторже­ ния, простить отца и стать на жизнешгую позицию матери, вы­ бравшей милосердие. Название рассказа «Коридорная система» иронично. Автор уверен, что не каждому человеку удаётся пре­ одолеть в себе эгоизм и предрассудки и распахнуть дверь из тёмного коридора страстей в светлую комнату Добра и Истины, как это смогла сделать мать Жени.

 

По сравнению с героями рассказов «Приставная лестница»

 

и «Коридорная система» центральный персонаж «Великого учи­ теля» ближе всех подошёл к открытию Мудрости жизни, заклю-

 

Улицкая Л. Е. Люди нашего царя. - М.: Эксмо, 2007. - С. 31.


 


чающейся в любви и самоотречении. Только подошёл, но не от­ крыл её для себя в качестве главного правила жизни, хотя святая праведница - бабушка жила рядом с ним и являла собой пример кротости.

 

Клава из рассказа «Финист Ясный Сокол» знала, что смысл жизни - жертвенная любовь, и полюбила смертельно больного сапожника Филиппа Кононова. Автор подчёркивает контраст внутреннего и внешнего в муже Клавы: злобный парень был очень красив, обладал отчаянной языческой страстностью, ха­ рактерной для неверующего человека. Филипп, как Ипполит из романа «Идиот» Ф.М. Достоевского, ненавидит весь мир, осо­ бенно своих ближних за свою болезнь и близкую смерть. Фи­ липп специально заражает своего сына и соседскую девочку ту­ беркулёзом. Он ничего не оставляет после себя, кроме смерто­ носной мокроты, старательно разбрасываемой по коммунальной квартире.

 

Самоотверженная любовь Клавы, как и любовь Грани («Приставная лестница») и Жени («Коридорная система»), не смягчают «жестокосердных» эгоистов, ведущих к гибели себя и своих ближних. Символика небесных глаз Филиппа контрасти­ рует с его чёрной душой, подчёркивается, что высокое в нём было побеждено низменным, небесное — земным и «земляным».

 

В диссертации далее показывается, что рассказы, объеди­ ненные под рубрикой «Люди нашего царя», связаны мотивом Веры, «которая есть любовь». Автор утверждает, что гармония души зависит от поведения человека по отношению к окру­ жающим, от образа его жизни и мыслей, от ощущения им Бла­ годати или Богооставленности. Единым названием (книги и рубрики) писательница подчёркивает, что произведения, поме­ щенные в первый раздел книги, являются идейно-художест­ венной доминантой всего сборника «Люди нашего царя».

 

В рассказах Л. Улицкой важнейшее место занимает разра­ ботка темы соотношения «биологического» и «духовного» в че­ ловеке. Например, в рассказе «Второе лицо» биологическое (эротизм, наслаждение всеми телесными чувствами) расширяет­ ся до поклонения материальному Золотому Тельцу. В этом про-


 


изведении Л. Улицкой говорится о служении идолу тела, о ве­ щизме, который сводит к нулю ценность человеческой жизни.

О биологическом (эгоизме, деспотизме и гордыне), уби­ вающем душу, речь идёт и в рассказе «Пиковая дама». Мур, ста­ руха-мать и есть Пиковая дама, тяготеющая над судьбами своих родных. Эгоизм и сластолюбие матери убивает её единственную дочь Анну Фёдорову.

 

Важен интертекст «Пиковой дамы» Пушкина, заложенный в основу рассказа Л. Улицкой. Перед повестью А.С. Пушкина стоит эпиграф из гадальной книги «о тайной недоброжелатель­ ности пиковой дамы». Такая страшная «недоброжелательность» по отношению к своим близким была предельной у Мур. Интер­ текст пушкинской «Пиковой дамы» позволяет осознать вневре­ менную природу таких людских пороков, как эгоизм, телесная страстность, равнодушие к страданиям ближних, жестокость и бессердечность. Повествование заканчивается гибелью Анны, загнашюй в угол капризами матери. Л. Улицкая, оставляя свою старуху Мур жить после смерти дочери, подчеркивает, как нам кажется, неискоренимость, извечность зла, царящего в сердцах людей злобных, не верящих «в жизнь вечную».

 

Сюжет рассказа «Голубчик», в котором варьируется мотив эгоизма, проецируется автором на «Лолиту» Набокова. Профес­ сор Николай Романович, «пораженный любовным недугом, идущим вразрез с общепринятыми нормами», биологизмом из­ вращённой страсти, назван автором рассказа Гумбертом. Этот «философ» находит «гаремного мальчика» и женится на его ма­ тери, обрекая на страдания и гибель.

 

Под рубрикой «Тайна крови» помещены рассказы, в кото­ рых тоже утверждается приоритет духовного над биологиче­ ским. Главный герой рассказа «Установление отцовства» сумел сделать чужих детей любимой женщины родными, а первую свою любовь к Инге пронести через все жизненные невзгоды и не отказаться от неё, несмотря на постоянно совершаемые пре­ дательства (очередной страсти Инги к другим мужчинам).

 

В рассказах «Старший сын» и «Сын благородных родите­ лей» в центре стоит та же идея: Денису отцом был тот, кто его


 


воспитал, а не тот, кто его зачал. Главный герой рассказа «Сын благородных родителей» - Гриша Райзман, поэтическая натура, сумевшая принять свою бесплодность и рождение сына от дру­ гого отца с достоинством. Благородство отношений служит объ­ ектом анализа в этом рассказе. Автор любуется людьми, кото­ рые сдерживают негативные страсти (обиду, ревность, зависть)

 

и поддерживают тёплые, искренние отношения, основанные на прощении, снисходительности, жалости, взаимном уважении. Это позволяет Беле, Григорию Наумовичу, Андрею Ивановичу, Мише и Марине сохранить семью, остаться близкими людьми, дружески относящимися ко всем окружающим.

 

Под рубрикой «Они жили долго» помещено шесть произве­ дений («Они жили долго», «...И умерли в один день», «Послед­ няя неделя», «Большая дама с маленькой собачкой», «Менаж а труа», «Писательская дочь»), в героях которых то торжествует биологическое, а то побеждает духовное.

 

Рассказ «...И умерли в один день» представляет собой гимн верности. Роман Борисович и Алла Аркадьевна прожили до се­ мидесяти лет и «стремительно» умерли в мыслях друг о друге. Их верный брак освещен небом. И в знак этого на похоронах их много народу, и «все были ошарашены и приподняты - удиви­ тельные были похороны: с оттенком праздника и победы...»9.

 

«Менаж а труа» - бытовая зарисовка, из которой создается драматический рисунок судьбы двух женщин, любивших одного мужа. Л. Улицкая передаёт трагизм жизни при сталинских ре­ прессиях через обычный простой безыскусный рассказ о собы­ тиях 1930-1950-х гг. Фрида и Алиса остались верными Бенья-мшгу и жили вместе, помогая друг другу в период страшных ис­ пытаний. Французское фривольное выражение «любовь втро­ ём», реминисценции из романов Эмиля Золя приобрели в произ­ ведении духовный смысл: Фрида и Алиса не считали себя со­ перницами, а мнили близкими людьми и поэтому поддерживали друг друга до конца жизни. Выражение «менаж а труа» имеет и другой смысл - сожительство, сосуществование, поддержание

 

 

9 Улицкая Л. Е. Люди нашего царя. - М.: Эксмо, 2007. - С. 179.


 


жизни друг друга. Ирония в названии произведения сменяется драматическим пафосом.

Распад и забвение ожидает те семьи, в которых биологиче­ ское, кровное ставится выше духовного, - к такому выводу под­ водит Л. Улицкая в многочисленных рассказах, решая проблему приоритета духовного над материальным и утверждая верхов­ ность «тайны духа» над «тайной крови» через интертекст миро­ вой литературы.

 

В отдельной части первой главы анализируется поэтика во­ площения лейтмотива веры в рассказах Л. Улицкой с помощью образа-символа «детство - утерянный рай», который появляется

 

в малой прозе Л. Улицкой одновременно с Т. Толстой. В малой прозе Л. Улицкой проблема веры (а также сомнения, безверия) занимает главнейшее место. Как и в рассказах Татьяны Толстой, проблема веры в произведениях Людмилы Улицкой соотносится с идеей «детскости», то есть мыслью о необходимости детской чистоты сердца, искренности, незлобливости, всепрощения, до­ верчивости для того, чтобы всем существом принять Истину.

 

Проблематика рассказов Татьяны Толстой воплощается че­ рез сквозной библейский символ потерянного рая, который об­ ретается человеком с рождения (детство - Эдемский сад), а те­ ряется по мере взросления в грехах земной жизни. В художест­ венной философии писательницы концептосфера выражения «райский сад» предполагает антиномии «свет - тьма», «день - ночь», «духовное - материальное», живое - мертвое», «вечное - сиюминутное», «доброе - злое», «воображаемое - реальное», «мечта-действительность». С помощью этого широкого спектра символических мотивов создается поэтическая картина мира. Подобное можно наблюдать и в малой прозе Л. Улицкой, осо­ бенно в рубрике «Дорожный ангел» книги «Люди нашего царя», включающей семнадцать рассказов.

 

Множество совпадений на образном, символическом, ком­ позиционном уровнях, которые обнаруживаются, например, в рассказах «Так написано...» Л. Улицкой и «Туристы и паломни­ ки» Т. Толстой, говорит о том, что обе русские писательницы


 

 


ведут своих героев типичными путями: через сомнения, отпаде­ ния, приближения к вере.

Заключительный рассказ рубрики «Дорожный ангел» - «Общий вагон» имеет глубоко символический смысл. Вновь, как и в рассказе «Москва - Подрезково. 1992», общий вагон по­ езда становится символом России. Десятки персонажей, едущих

 

в деревню встречать Новый год, символизируют возвращение к своим корням, истокам, что имеет концептуальное значение.

 

Вторая глава «Специфика повествовательной структу­ ры малой прозы Л. Улнцкой (на материале книги «Люди нашего царя») посвящена выявлению циклообразующих при­знаков сборника.

 

В диссертации устанавливается, что сборник рассказов «Люди нашего царя» является «сверхтекстовым литературным единством», то есть циклом, который может быть назван не суммой произведений, а «произведением произведений». К та­ кому выводу приводит единство тематики, общие герои, нали­ чие предисловия и единая повествовательная стратегия. В книге Л. Улицкой рассказы расположены по мере усиления, акценти­ рования идеологического стержня цикла, утверждения фило­ софской проблематики. Евгения - лирическая героиня Л. Улиц­ кой - является основным повествователем и выступает сквоз­ ным персонажем цикла. При этом эстетическая позиция Жени совпадает в большей степени с лиризмом, чем с иронией автора, который в предисловии объясняет функциональность такой стратегии повествования.

 

Роль Жени в событиях, составляющих сюжетную канву произведения, обычно минимальная: часто она просто наблюда­ ет за поведением других персонажей и комментирует их. Даже если Женя является активным участником, её главная функция заключается не в этом. Она - «глаза и уши» автора, через кото­ рые тот «пропускает» весь материал, используемый в качестве фабульной основы произведения. Под «автором» не всегда име­ ется в виду писатель, создавший данное произведение: это не­ кий конструкт, выделяющийся из всех компонентов текста.


 

 


Автор ощущает отсутствие цельности своей художествен­ ной личности и пытается «через дорожные картинки», которые он сравнивает с разбитым калейдоскопом, обрести понятие смысла жизни. Каждый осколок калейдоскопа - это то произве­ дение, которое автор придумал для выражения себя в разных образах. Авторское самосознание зачастую смешивается с ми-ровидением девочки Жени, «удивляющейся глупости, тайне, лжи и прелести мира»10. Автор пребывает посредине, между на­ блюдателем и наблюдаемым. Иными словами, биографический автор стремится сделать повествование предельно объективным, увидеть, как «маленькие люди нашего царя» воспринимают «картину» мироздания. Именно этот биографический автор, аб­ страгировавшись в повествователе «девочке Жене», пытается чистым искренним взором ребенка обозреть. Выбрав стратегию повествования с помощью фиктивного нарратора, Л. Улицкая в соответствии с этим выстраивает архитектонику своей книги.

 

Путь христианства в мире, процесс вхождения Бога в душу каждого человека интересует повествователя в рассказе «Путь осла». Изменяя манеру повествования с личной на безличную, вводя в произведения несобственно-прямую речь, Л. Улицкая, по нашему убеждению, выстраивает книгу от общего к частно­ му, от концептуальной вещи к расшифровывающим авторскую идею произведениям, причем напряжение, драматизм повество­ вания нарастают от рассказа к рассказу, и завершается рубрика рассказом «Короткое замыкание», в котором демонстрируется, как по-разному (комически, драматически, трагически, прими­ тивно, усложнение, физиологично, высокодуховно) воспринима­ ют разные люди такой заурядный бытовой факт, как отключение света в доме. Одни видят в жизни ее ценность, другие - пустоту. Кто-то ощущает Свет сквозь тьму, а кто-то тьму сквозь свет.

 

В «Приставной лестнице» жизнь восьмилетней девочке Нинке кажется тяжким бременем. Глазами ребёнка даны карти­ ны пьянства отца, избиения матери, страдания младенцев, кото­ рых неизвестно, чем кормить. Из жалости к больной матери, ко­ торую отец, безногий инвалид, избивал в кровь, Нинка решает,


 

Улицкая Л. Е. Люди нашего царя. - М: Эксмо, 2007. - С. 7.

 


что необходимо избавиться от пьяного отца. Повествование ве­ дётся в сказовой форме от имени девочки Нинки, постоянно слышащей грубую брань. Неполные эллипсные синтаксические конструкции предложений («Лестница сгорела. Ещё в войну, и не от бомбы, от печки»); слова с оценочными суффиксами («Си­ лищи он был необыкновенной»); просторечия (чудной, мамка, одёжа, толкалка); ругательства (черт безногий) свидетельству­ ют, что рассказ ведётся самой Нинкой.

 

Если в рассказах «Приставная лестница» и «Коридорная система» представлена проблема соотношения наследственного биологического и духовного в человеке в варианте осмысления

 

ее неразвитым детским сознанием (Нинка) и осознанием через опыт всей человеческой жизни (Женя), то в рассказе «Великий учитель» акцент сделан только на возможной передаче или от­ торжении духовного наследия следующими поколениями. Через несобственно - прямую речь персонажа - Геннадия Тучкина, неродного внука бабушки Александры Ивановны -передано его пренебрежение к простоте и обыденности знания о жизни. Не­ смотря на то, что рядом с ним бок о бок жила схимница, духов­ ная дочь Оптинского старца, Гена не мог воспринять ее духов­ ность. Он не понял даже чудо спасения, которое пережил по ее молитве. Молодой человек пытливо искал духов1гую Истину среди чужого духовного наследия и изучал немецкую эзотерику, потому что хотел необычного, возвышенного, великого, отрицая прозу жизни. Рассказ написан от третьего лица и с иронией, ко­ торая похожа на авторскую (судя по предисловию Л. Улицкой) и никак не может быть связана с бескорыстной личностью Же­ ни, простодушный облик которой дополнен в рассказе «Кошка большой красоты», «Том», «Финист Ясный Сокол» и многих других.

 

Ирония повествования распространяется на анекдотичное рвение юноши из рабочей семьи постичь именно «необыкно­ венную и возвышенную» истину. В финале истина окажется не просто обыкновенной, по и заземленной, «надутой», безобраз­ ной, а великий учитель - «гнусным головастиком» - прозаиче­ ским соседом по коммуналке.


 


Повествование включает несобственно- прямую речь персо­нажа, описания всеведающегонарратора и ироничного повест­ вователя. Рассказ «Великий учитель» носит черты анекдота и притчи одновременно. Анекдотичность заключена в ситуации ожидания встречи с «великим учителем», которая оборачивает­ ся приходом не в храм, а в собственную квартиру, при этом не­ навистный презираемый сосед оказывается ожидаемым гением Духа.

 

Ирония введена во все рассказы, следующие за «Великим учителем» и во все следующие за ним произведения, потому что персонажи ищут Истину и стремятся «стать самими собой», об­ рести подлинное «я», критически осмысливая свое поведение и мысли. А это возможно только во взаимодействии, взаимопри­ тяжении и взаимоотталкивании с чужеродным. Понять, что твое, а что чужое, помогают юмор и ирония, позволяющие уви­ деть себя со стороны. Поведение героев зачастую пропущено через призму определенной иронической авторской интерпре­ тации. «Дезертир», «Кошка большой красоты» и «Том» - это своеобразная трилогия о роли животных в жизни человека. В первых двух с помощью авторской иронии показана абсурд­ ность чрезмерной любви к животным. Повествователем выявля­ ется отсутствие должной любви к ближним, равнодушие, «ока­ менелое бесчувствие» по отношению «к родне», к окружающим.

Безличное повествование в рассказе «Кошка большой кра­ соты» усложняется тем, что рассказчиком вновь выступает Же­ ня, поскольку она сама пережила эти события и в качестве пер­ сонажа приняла в них участие. Иронический голос биографиче­ ского автора, несомненно, присутствует тоже.

 

Стратегия повествования в двух следующих рассказах «Тело красавицы» и «Финист Ясный Сокол» отличается тем, что в них Женя - это персонаж и свидетель происходящего, но в первом из них - она старушка Евгения Николаевна, единственная сочувст­ вующая главной героине и понимающая ее. А во втором - Жене всего четыре года, но последствия произошедших событий ге­ роиня видит и осмысливает через сорок лет. Повествование без­ личное, чем достигается некоторая отстраненность и большая


 


 

 


 

объективность изображаемого. Тема обоих рассказов: частое не­ совпадение внешнего и внутреннего содержания человека.

 

Изображая отдельные сцены из впечатлений детства, юно­ сти и зрелости повествователя Жени, автор придаёт особую до­ верительность рассказам рубрики «Дорожный ангел». Противо­ поставление «увиденного» и «рассказанного» в повествовании от первого лица способствует убедительности рассказа и, соот­ ветственно, повышает доверие читателя к словам повествовате­ ля, как ко всякому свидетельству очевидца.

 

Таким образом, стратегия повествования в книге Л. Улиц-кой «Люди нашего царя» направлена на то, чтобы утвердить главную авторскую мысль: от преобладания в человеке духов­ ного над биологическим, от правильного понимания смысла че­ ловеческого бытия зависит результат жизни и характер смерти,

 

а также память или забвение после окончания земной жизни.

 

В связи с этой авторской интенцией заявленная в предисло­ вии стратегия повествования через посреднический персонаж иногда нарушается. Посредничество полностью сохраняется только в концептуально значимых рассказах «Путь осла» и «Они жили долго». В остальных рассказах используется сказо­ вая форма для обрисовки персонажей из «простонародной» сре­ ды. Несобственно- прямая речь применяется для передачи внут­ реннего состояния героев. Даже тогда, когда Женя является пер-сонажем рассказа, повествование ведется отстраненным, без­ личностным парратором от третьего лица для достижения большей объективизации событий изображения.

 

В рассказах первых трёх рубрик наличествует авторская ирония (от едкой до горькой), которая усиливается к концу кни­ ги и в рубрике «Они жили долго» сменяется критицизмом и драматичностью. В рассказе «И умерли в один день» преобла­ дают лирические ноты, которые в следующем произведении пе­ реходят в трагический пафос («Последняя неделя»). В драма­ тичные произведения включаются «разборы психолога», кото­ рые помогают установить В1гутренние, скрытые причины со­ стояния и поведения персонажей.

 

В финальных произведениях, как правило, рассказ ведется от первого лица, что придает им особую исповедальную откро-

 



венность и наи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: