МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению реферата по дисциплине
«Теория систем и системный анализ»
для направления 220700 –
Автоматизация технологических процессов и производств
Невинномысск 2012
Настоящие методические указания предназначены для студентов направления 220700 – Автоматизация технологических процессов и производств. Они разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и образовательной программой направления.
В методических указаниях изложены основные требования к рефератам как форме самостоятельной работы студентов, предложена примерная структура реферата, его примерная тематика и приведен список рекомендуемых источников.
Составитель канд. техн. наук, доцент Д.В. Болдырев
Отв. редактор канд. техн. наук, доцент А.А. Евдокимов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................ | |
1 РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ............................................. | |
1.1 Выбор темы и постановка проблемы.............................. | |
1.2 Составление плана исследований................................... | |
1.3 Библиографический поиск............................................... | |
1.4 Написание реферата......................................................... | |
2 ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА РЕФЕРАТА..................... | |
2.1 Оформление реферата...................................................... | |
2.2 Защита реферата............................................................... | |
СПИСОК Литературы......................................................... | |
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................... |
ВВЕДЕНИЕ
Реферат[1] – документально оформленные результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. Грамотно выполненный реферат – доказательство компетентности в решении задач предметной области, творческого осмысления достижений научной мысли, знакомства с основными и дополнительными литературными источниками.
|
Работа над рефератом является важнейшим средством изучения учебной дисциплины, формирования профессиональных навыков, творческого отношения к своей профессии.
РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ
Выбор темы и постановка проблемы
Выбор темы реферата – один из основных этапов творческой работы. Обычно он производится из предложенного преподавателем перечня с учетом собственных интересов студента. Учитываются имеющиеся источники и литература, их доступность и актуальность. Качество реферата и заинтересованность в изучении дисциплины повышаются при выборе темы, основанной на конкретных первоисточниках, оригинальных научных публикациях.
Проблематика реферата должна быть четко определена. В нем должна раскрываться суть проблемной ситуации, освещаться существующие точки зрения и собственные взгляды на ее решение.
Примерные темы рефератов приведены в приложении А.
1.2 Составление плана исследований
План исследований позволяет приближенно представить изучаемую проблему в различных аспектах. Он обычно состоит из трех-четырех разделов (пунктов), которые должны отражать логическую последовательность выполнения работ. Не допускается рассмотрение вопросов, выходящих за рамки темы, а также вопросов, не раскрывающих тему.
План не следует излишне детализировать. Формулировки его разделов должны быть ясными, четкими и, по возможности, краткими. В процессе работы они могут корректироваться, могут добавляться новые разделы, изменяться их последовательность и т. п. Следует избегать совпадения названия одного из пунктов с названием самой работы (это предполагает ненужность всех остальных пунктов плана).
|
Библиографический поиск
Библиографический поиск по выбранной теме ведется с целью выяснения современного состояния вопроса, оценки характера постановки и решения проблемы различными авторами, анализа и систематизации отобранного материала на основе собственного осмысления. От полноты библиографического поиска во многом зависит качество реферата.
Изучение вопроса целесообразно начинать с учебников, затем следует использовать дополнительную литературу и периодические издания, например журналы:
· «Проблемы информатизации»;
· «Проблемы передачи информации»;
· «Открытые системы»;
· «Информационные технологии и вычислительные системы»;
· «Информационные процессы и системы»;
· «Информационные технологии»;
· «IEEE Computer society»;
· «Information Processing and Management».
Для нахождения нужных литературных источников рекомендуется использовать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели, каталоги научных статей, справочную литературу, интернет. Следует также обращать внимание на библиографические ссылки и сноски в учебниках и других трудах, относящихся к теме реферата.
При изучении литературных источников по выбранной теме не нужно стремиться только к заимствованию материала. Одновременно должно идти его осмысление, тогда собственные идеи станут основой для формирования новых знаний. При отборе информации основное внимание должно уделяться таким ее аспектам, как актуальность, значимость, новизна, достоверность. По возможности, должны выявляться вопросы, способные стать предметом дискуссии. Им должна даваться критическая оценка.
|
Написание реферата
К написанию реферата следует приступать после того, как материал по выбранной теме в достаточной степени накоплен, изучен, осмыслен и систематизирован.
До начала написания реферата его план должен быть детализирован. Рекомендуется следующая структура работы:
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список использованных источников.
Во введении дается общая постановка вопроса, аргументируется выбор темы, ее значимость и актуальность, определяется цель написания реферата, дается характеристика используемых литературных и иных источников.
Основная часть реферата разбивается на разделы и подразделы, каждый из которых раскрывает одну из сторон изучаемой проблемы. Порядок их следования должен быть логичен.
Основная часть должна в краткой и четкой форме раскрывать творческие замыслы автора. Она должна включать анализ проблемной ситуации, сделанные выводы, обоснование принятых решений. Изложение материала должно сопровождаться необходимыми рисунками, графиками, схемами, таблицами и т. п.
При написании реферата должна использоваться только та информация, которая имеет непосредственное отношение к его теме. Наиболее важные фрагменты из информационных источников цитируются с указанием ссылки на эти источники. Тексты из основной учебной литературы как цитаты не оформляются.
В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы. Они должны свидетельствовать, насколько глубоко автор разобрался в проблеме, сумел выявить ее ключевые моменты.
Содержание списка использованных источников должно определять уровень самостоятельной работы студента над рефератом, подчеркивать его умение находить информацию, необходимую для решения проблем предметной области.
ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА РЕФЕРАТА
Оформление реферата
Реферат выполняется компьютерным способом в соответствии с правилами оформления научно-технической документации. Он должен иметь объем не менее 10 страниц текста и включать рисунки, таблицы и приложения. Реферат должен содержать:
· титульный лист (см. приложение Б);
· содержание;
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения.
В приложения выносятся материалы вспомогательного характера, размещение которых в основной части реферата нецелесообразно или затрудняет его восприятие.
Нарушение правил оформления является основанием для возврата реферата автору на доработку.
Защита реферата
От умения защитить реферат во многом зависит окончательная оценка всей проделанном работы.
К защите необходимо тщательно подготовиться, так как прочитать или пересказать весь реферат в ограниченное время, как правило, невозможно. Рекомендуется составить тезисы доклада, так как сообщение не должно длиться дольше указанного преподавателем времени. Следует помнить, что защита – не простое изложение содержания работы, но и отстаивание собственного взгляда на проблему, демонстрация умения свободно владеть материалом, грамотно формулировать мысли.
Защита реферата, как правило, проводится на практическом занятии и продолжается 10-15 минут. Студент делает сообщение, в котором освещаются основные проблемы, дается анализ использованных источников, обосновываются сделанные выводы. После этого он отвечает на вопросы преподавателя и аудитории. Все оппоненты могут обсуждать и дополнять реферат, давать ему оценку, оспаривать некоторые положения и выводы.
Если защита реферата признана неудачной, то, с учетом замечаний, он должен быть переработан. Студент устраняет недостатки и либо повторно защищает реферат на практическом занятии, либо отчитывается перед преподавателем.
Студенты, не представившие реферат к защите или не защитившие его, не допускаются к сдаче итоговой отчетности по дисциплине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смоленцев В.П., Мельников В.П., Схиртладзе А.Г. Управление системами и процессами: учебник. — М: Академия, 2010.
2. Морозов В.К., Рогачев Г.Н. Моделирование информационных и динамических систем: учеб. пособие. — М.: Академия, 2012.
3. Имитационное моделирование: учеб. пособие / Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.И. и др. — М.: Академия, 2010.
4. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2009. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/79592/, регистрация на сайте https://www.ncfu.ru/index.php?do=static&page=elektro-obrazovatelnie-resurci.
5. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ: учебник. — М.: Дашков и Ко, 2012. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/116009/, регистрация на сайте https://www.ncfu.ru/index.php?do=static&page=elektro-obrazovatelnie-resurci.
6. Данелян Т. Я. Теория систем и системный анализ: учебно-методический комплекс. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/90744/, регистрация на сайте https://www.ncfu.ru/index.php?do=static&page=elektro-obrazovatelnie-resurci.
7. Алексеенко В. Б., Красавина В. А. Основы системного анализа: учеб. пособие. — М.: Российский университет дружбы народов, 2010. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/115708/, регистрация на сайте https://www.ncfu.ru/index.php?do=static&page=elektro-obrazovatelnie-resurci.
ПРИЛОЖЕНИЕ А