И.А. Кетова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Методические указания по выполнению контрольной работы
для студентов, обучающихся по направлению
080100.62 «Экономика»
(программа подготовки бакалавров)
профиль «Финансы и кредит»
Челябинск 2014
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Челябинский филиал
Кафедра «Экономика и Финансы»
И.А. Кетова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Методические указания по выполнению контрольной работы
для студентов, обучающихся по направлению
080100.62 «Экономика»
(программа подготовки бакалавров)
профиль «Финансы и кредит»
Рекомендовано Учебно-методическим советом
Челябинского филиала Финуниверситета
протокол № 3 от 18.11.2014 г
Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»
протокол № 5 от 14.11.2014 г
Челябинск 2014
УДК 336
ББК 65.261
К 37
Рецензенты: Степанова М.Н., к.э.н., доцент
Кетова И.А.
Государственные и муниципальные финансы: Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» / Кетова И.А. – Челябинск: Челябинский филиал Финуниверситета, кафедра «Экономика и финансы», 2014–10 с.
Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» содержит задания для студентов.
Предназначены для студентов – бакалавров, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»
|
Учебное издание
Государственные и муниципальные финансы
Кетова И.А. Методические указания по выполнению контрольной работы
© Кетова Ирина Александровна,
© Челябинский филиал Финансового университета, 2014
Содержание
1. Цели, задачи и порядок выполнения контрольной работы…………...……..4
2. Контрольное задание по дисциплине…………………………………………4
2.1 Сравнительный анализ федерального бюджета и бюджета
субъекта РФ (Челябинской области) на очередной финансовый год…............4
2.2 Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав
доходов бюджетов в соответствии с БК РФ…………………….........................5
2.3 Сравнительный анализ расходов бюджетов…………………..………….....6
2.4 Оценка сбалансированности бюджетов…………………………….……….7
2.5 Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном
и региональном уровнях целям и приоритетам бюджетной
политики государства…………………………………………………...……..…9
Рекомендуемый библиографический список……………………..............……11
Цели, задачи и порядок выполнения контрольной работы
Контрольная работа является важным элементом процесса изучения студентами дисциплины «Государственные и муниципальные финансы», а также формой контроля и оценки преподавателями их знаний.
Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в ВУЗе, направленной на: закрепление, углубление и обобщение знаний по базовой учебной дисциплине профессионального цикла.
Контрольная работа – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определенной теме.
|
Целью выполнения контрольной работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Контрольная работа представляет собой тест по конкретной теме, который позволяет оценить теоретические знания студента.
2.Контрольное задание по дисциплине
2.1 Сравнительный анализ федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (Челябинской области) на очередной финансовый год
Объектом анализа являются основные характеристики бюджетов: доходы, расходы и соотношение между ними (дефицит, профицит и баланс).
В качестве исходной информации для выполнения задания по сравнительному анализу бюджетов используются:
1.Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).
2.Бюджетное послание президента России о бюджетной политике на очередной финансовый год и плановый период.
3.Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
4.Закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
Состав задания и методические указания по выполнению отдельных пунктов представлены ниже.
2.2. Сравнительный анализ доходной части бюджетов. Состав доходов бюджетов в соответствии с БК РФ
В настоящее время в законах о федеральном и областном бюджете на очередной финансовый год отсутствуют данные (в виде «Приложений» к закону) о доходах бюджета с разбивкой поступлений по видам доходов. Соответственно пункт 1 задания предусматривает изложение состава доходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
|
В соответствии с БК РФ (ст.41) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Необходимо раскрыть состав этих видов доходов (без стоимостных оценок) по уровням бюджета. Информацию представить в табличной форме (таблица 1).
Таблица 1 - Состав доходов бюджетов
Вид доходов | Федеральный бюджет | Областной бюджет |
1. Налоговые доходы, в т.ч. прямые налоги | ||
косвенные налоги | ||
2. Неналоговые доходы | ||
3. Безвозмездные поступления |
В сравнительном анализе доходов отразить в составе налоговых доходов федерального и областного бюджетов разное соотношение прямых и косвенных налогов.
Как известно, основным различием между прямыми и косвенными налогами является способ их взимания (таблица 2).
Необходимо указать, какие налоги (прямые или косвенные) преобладают в федеральном бюджете, а какие - в бюджете субъекта. При этом сформулировать обоснование соответствующего вывода.
Таблица 2- Различия между прямыми и косвенными налогами
Прямые налоги | Косвенные налоги |
1.В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: органы государственной власти и налогоплательщик | 1.В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: органы государственной власти, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними |
2.Величина налогов непосредственно зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщика | 2.Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика |
З. Эти налоги подоходно- поимущественные | З.Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) |
2.3 Сравнительный анализ расходов бюджетов
Анализ расходной части федерального и областного бюджета на очередной год предусматривает анализ состава и структуры расходов бюджетов по разделам расходов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией (ст. 21 БК РФ).
Данные о распределении бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджетов представлены в соответствующих приложениях к ФЗ и закону субъекта о бюджете субъекта на очередной год. Для анализа рассчитать процентные соотношения (уд. вес) отдельных разделов расходов в общей сумме расходов бюджетов (таблица 3).
При выполнении сравнительного анализа структурных соотношений бюджетных ассигнований по основным разделам расходов, необходимо учитывать нормы бюджетного законодательства о формировании расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы (ст. 65 БК РФ) и приоритеты бюджетной политики государства в области расходов на ближайший период.
Таблица 3 - Распределение бюджетных ассигнований по разделам расходов бюджетов на очередной финансовый год.
Раздел расходов | Федеральный бюджет | Областной бюджет | ||
Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд. вес, % | |
1. Общегосударственные вопросы 2. Национальная оборона 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 4. Национальная экономика 5. Жилищно-коммунальное хозяйство 6. Охрана окружающей среды 7. Образование 8. Культура, кинематография 9. Здравоохранение 10. Социальная политика 11. Физическая культура и спорт 12. Средства массовой информации 13. Обслуживание государственного и муниципального долга 14. Межбюджетные трансферты | ||||
Итого расходов |
2.4. Оценка сбалансированности бюджетов
Сбалансированность бюджета предлагает три возможных соотношения между его доходами и расходами:
1.Превышение доходов бюджета над его расходами, что означает профицит бюджета;
2.Превышение расходов бюджета над его доходами, что означает дефицит бюджета;
3.Равенство доходов и расходов бюджета.
Исходные данные (основные характеристики бюджета) для целей анализа сбалансированности бюджетов на очередной финансовый год необходимо принять в соответствие с 1ст. ФЗ и 1ст. Закона субъекта РФ. Информацию представить в табличной форме (таблица 4).
Таблица 4- Основные характеристики бюджетов для оценки сбалансированности на очередной финансовый год
Показатель | Федеральный бюджет | Областной бюджет |
1.Доходы, тыс.руб. | ||
2.Расходы, тыс.руб. | ||
З.Дефицит, тыс.руб. | ||
4.Дефицит, в % к расходам бюджета |
В случае планирования бюджета с дефицитом в законе о бюджете должны быть определены источники финансирования дефицита бюджета.
Данные об источниках финансирования дефицита федерального и областного бюджетов, с их делением на источники внутреннего и источники внешнего финансирования, представлены в соответствующих приложениях к ФЗ «О Федеральном бюджете на...год» и закону области «Об областном бюджете на....год».
Информацию представить в табличной форме (таблица 5).
По данным таблиц 4 и 5 прокомментировать различия в объеме дефицита федерального бюджета и бюджета области и в составе источников его финансирования.
Таблица 5 - Состав и структура источников финансирования дефицита
бюджетов на …. год
Источник финансирования дефицита бюджета | Федеральный бюджет | Областной бюджет | ||
Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % | |
Всего источников, в том числе: - источники внутреннего финансирования: - источники внешнего финансирования: |
2.5 Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровнях целям и приоритетам бюджетной политики государства
По результатам анализа федерального бюджета и бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год сделать выводы о соответствии плановых показателей бюджетов по доходам, расходам и сбалансированности бюджетов целям и приоритетам бюджетной политики, заявленным Президентом РФ в Бюджетном послании на данный трёхлетний период. Кроме того, необходимо оценить совпадение интересов Федерального правительства и правительства региона в рамках проведения бюджетной политики на разных уровнях управления.