Модели финансирования социально-культурной сферы




Источники финансирования деятельности в сфере культуры:

· Государственные – прямое финансирование; содержание госсети учреждений; программы; региональные, отраслевые, межотраслевые; финансирование потребителя; косвенное финансирование (льготы).

· Собственные – доходы от основной деятельности; доходы от предпринимательской деятельности.

· Привлеченные – благотворительные средства; спонсорские средства; гранты; членские взносы; заемные средства; резервные взносы; кредиты.

Выделяют несколько основных моделей финансирования сферы культуры и искусства в индустриально развитых государствах:

1 модель. Государство–вдохновитель оказывает косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и меценатства, а также за счет налоговых льгот, т.е. косвенными методами. К государствам такого рода можно отнести США и Швейцарию.

В «американской модели » финансирования государство, тем не менее, не устраняется полностью от финансирования культуры. Государственная власть постоянно подчеркивает важность культуры в жизни общества, и отсутствие прямых субсидий компенсируется щедрой грантовой поддержкой. В основе же американской системы – сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. В условиях льготного налогообложения фирмы теряют меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения именно крупным фирмам выгодна благотворительность. Выигрывает, в конечном счете, не только предприниматель, но и государство в целом.

2 модель. Государство–патрон. Стремление изолировать сферу духовного творчества от прямого влияния политики. Создаются независимые посреднические структуры для финансирования сферы культуры. Это «британская модель» финансирования, принятая в Великобритании, скандинавских странах, Канаде, опирается на принцип «вытянутой руки», согласно которому правительство, определяя общую сумму дотаций на культуру, не участвует в их распределении. Эту функцию осуществляют независимые административные органы, которые, в свою очередь, право распределения финансовых средств передают специальным комитетам и группам экспертов. Подобная практика призвана «держать политиков и бюрократов на расстоянии «длины руки» от работы по распределению финансовых средств, а также ограждать деятелей искусства и учреждения от прямого политического давления или незаконной цензуры. Важным моментом при этом является полная независимость таких экспертов от государственных структур; они не получают за свою работу никакого вознаграждения, для них это – почетная миссия. Британский тип финансирования культурной сферы предполагает диверсификацию источников поступающих средств. Бизнес и государство совместно финансируют учреждения культуры. В Великобритании крайне распространено спонсорство культуры со стороны корпораций, которые объединяют свои усилия с государством. Выделяемые на культурные проекты средства поступают на счета интересных проектов посредников. Смысл их работы состоит в поиске интересных проектов культуры/искусства, которые в дальнейшем будут финансироваться при помощи государственного и частного капитала.

3 модель. Государство–архитектор. Активное влияние через государственный аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно отнести страны континентальной Европы (кроме ФРГ), - Франции, Испании и Италии, - и Северной Европы (кроме Норвегии). Это «романская модель» финансирования. Основную часть финансирования культурной сферы берет на себя государство, вследствие чего оно осуществляется достаточно централизованно. Более того, культурные мероприятия разрешено организовывать только правительственным организациям и в некоторых случаях частным лицам, имеющим специальное разрешение. Столь высокий уровень финансирования государством сферы культуры вызван трепетным отношениям к своему культурному наследию и поддерживает национальную культуру за счет туризма.

4 модель – «германская модель» финансирования. Германский тип финансирования культуры характерен для Германии и Скандинавских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании. В этом случае со стороны центральной власти наблюдается административная поддержка, но основная часть финансирования осуществляется за счет местных бюджетов (субъектов Федерации), а также при помощи различных независимых фондов. Такой тип поддержки культурной сферы предполагает грантовую поддержку. Гранты могут выделяться, как организациями, имеющими право осуществления такого рода деятельности, так и отдельным лицам. Механизмы и условия их предоставления в разных странах существенно отличается вследствие отличий местного законодательства. Формы грантовой поддержки в странах с Германским типом финансирования могут быть крайне разнообразными. Одни выделяются на осуществление концертной деятельности, другие – на организацию художественных выставок. В некоторых случаях с целью выполнения конкретного задания в сфере культуры/искусства (постановка спектаклей, съемка кинофильмов и т.д.) может создаваться так называемый «временный творческий коллектив», итоги деятельности которого могут быть представлены на различных конкурсах или фестивалях.

Таким образом, поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:

· В форме прямого финансирования

· При помощи общих и целевых трансферов субнациональным бюджетам

· На основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;

· через независимые посреднические структуры

· С использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования

Место России в типологиях стран по роли государствен­ного финансирования культуры. Постоянная государственная поддержка культуры в России. Бюд­жетное финансирование — основа государственных гарантий сохране­ния и развития культуры, зафиксированных в «Основах государственной культурной политики РФ». Однако среди других субъектов культуры названы и общественные организации, и творческие союзы, и субъекты бизнеса. Государству отводится роль государства—инженера - промежуточное положение между романским и германским типом финансирования. С ориентацией на роли Архитектора и Патрона. Однако внесение серьезных изменений в «Основы…» в рамках администра­тивной реформы (август 2004 г.), а затем принятие «Основ государственной культурной политики» 2014 года означает переход государства от мер социаль­ной защиты, социальных гарантий и льгот организациям и деятелям культуры к менее обязывающим мерам их поддержки в части финанси­рования, льготного налогообложения и др. Таким образом, Россия пере­стает позиционировать себя как социальное государство, выступающее гарантом сохранения и развития культуры, а оставляет за собой лишь субсидиарную ответственность в этой области. Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России. Каналы финансирования: — бюджетные средства; — внебюджетные средства. А) Прямое бюджетное финансирование: — капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение; — бюджетные (текущие) ассигнования — бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат уста­навливаются принципы определения величины бюджетных ассигнова­ний и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства; — целевое финансирование — бюджетные средства, предоставлен­ные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по до­говорам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного фи­нансирования является финансирование по программам и проектам. Б) Косвенное бюджетное финансирование. Налоговые льготы: - льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате нало­гов на федеральном уровне. - права органов государственной власти субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления по предоставлению учреждениям куль­туры дополнительных налоговых льгот: — освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональные и местные бюджеты; — освобождение от уплаты региональных и местных налогов. Государственный курс на сокращение налоговых льгот. Иные финансовые льготы: — закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или огра­ничения на ставки арендной платы; — льготные тарифы на коммунальные услуги. В) Внебюджетные средства: — доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.; — кредиты (см. п. 9.2.4.); — благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.) Основные источники формирования доходов частных не­коммерческих и коммерческих организаций культуры. К основным источникам формирования доходов частных неком­мерческих организаций относятся: — регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); — добровольные имущественные взносы и пожертвования; — выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; — дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облига­циям, другим ценным бумагам и вкладам; — доходы, получаемые от собственности организаций; — целевое финансирование из бюджетов разных уровней; — другие, не запрещенные законом поступления. Более узкий круг возможных источников финансирования ком­мерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организа­ций. Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры. Направления расходования финансовых средств организа­ций культуры. Расходами признаются обоснованные и документально подтвер­жденные затраты (в отдельных случаях — убытки), осуществленные (понесенные) организацией. Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются за­траты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ). Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществ­ления и направлений деятельности организаций подразделяются на рас­ходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмот­рен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на: — оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми дого­ворами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; — перечисление страховых взносов в государственные внебюджет­ные фонды; — трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с феде­ральными законами, законами субъектов Российской Федерации и пра­вовыми актами органов местного самоуправления; — командировочные и иные компенсационные выплаты работни­кам в соответствии с законодательством Российской Федерации; — оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; — оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрак­тов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Распределение расходов по соответствующим статьям и подстатьям осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Рос­сийской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утвер­ждаемыми Министерством финансов РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: