Профилактика буллинга
«Не такой как все»
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
· Развитие чувствительности и уважения к культурным и психологическим различиям.
· Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
· Создание благоприятного психологического климата в классе.
· Интеграция “отверженных” детей в коллектив класса.
Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок, а вы постараетесь угадать название данной сказки. Будьте внимательны. Слушайте.
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, - другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.
Наконец яичные скорлупки затрещали.
Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.
- Пип, пип! - сказали они.
- Кряк, кряк! - ответила утка. - Поторапливайтесь!
Утята выкарабкались кое-как из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха.
- Ну что, все уже выбрались? – И она поднялась на ноги. - Ах нет, еще не все... Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение.
И она уселась опять.
- Ну, как дела? - спросила старая утка, просунув голову в чащу лопуха.
- Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, - сказала молодая утка. - Сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, - в отца
|
- Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, - сказала старая утка. - Уж не индюшечье ли оно, чего доброго? Ну да, конечно!.. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, - не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!
- Нет, я, пожалуй, посижу, - сказала молодая утка. - Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть.
- Ну и сиди! - сказала старая утка и ушла. И вот наконец большое яйцо треснуло.
- Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы.
Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.
- Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле?
Но какой же он был большой и гадкий!
Итак, ребята, что же это за сказка?
Конечно, это сказка о гадком утенке. А теперь давайте вспомним, что произошло далее.
Правильно, утенка стали обижать.
Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза б мои на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.
Какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить? А как вы думаете, почему обижали утенка?
|
Правильно, он был не похож на других птиц птичьего двора, а главное – он им не нравился. К сожалению, так бывает и среди людей. Особенно такое часто встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют и шутят. Но это совсем не игра. Когда человека намеренно доводят до слез и систематически дразнят, когда отбирают, прячут или портят его вещи, когда толкают и бьют, обзывают — это называется «травля». И это крайне недопустимо.
Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а целые компании, классы. Это как если человек не моет руки, он рискует заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Это очень плохо и вредно всем. Любую болезнь нужно лечить.
Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием «травля». Пусть один балл будет означать «я никогда в этом не участвую», два балла — «иногда присоединяюсь, но потом жалею», три балла — «травил, травлю и буду травить». Покажите на своих пальцах, сколько баллов вы поставили бы себе.
Читая эту сказку, мы думаем об утенке. Нам жаль главного героя. Мы с интересом и напряжением следим за его судьбой, сочувствуем. Сейчас я хочу, чтобы мы с вами подумали о курах и утках с птичьего двора. С утенком, мы знаем, всё в будущем будет хорошо. Он улетит с лебедями. А куры и утки с птичьего двора? Они так и останутся злобными, неспособными ни переживать, ни летать. Когда в классе возникает ситуация, как та, что случилась на птичьем дворе, каждому приходится определять свое место: кто он в этой истории? Среди вас есть желающие быть злобными курами и утками? Каков ваш выбор?
|
· Я предлагаю вашему вниманию правила, которые мы все будем соблюдать.
· Не смеются над чужими недостатками.
· У нас не выясняют отношения с кулаками.
· Не оскорбляют друг друга.
· Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
· Не портят чужие вещи.
Вы можете вывесить такие правила в своем классном уголке и всегда будете о них помнить и соблюдать. Помните: нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет хорошие и плохие черты характера. Но если мы проявляем друг к другу доброжелательность, то нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.