КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВ В г. Туле




 

 

ОЦЕНКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В г.ТУЛЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

 

 

Общая социально-культурная обстановка в Тульской области в целом и в г.Туле в частности может быть охарактеризована как достаточно стабильная и спокойная. В настоящее время в Туле отсутствуют как острые и повторяющиеся социально-культурные конфликты между различными группами населения, так и исключительно сильно выраженные различия в доступности к культурным услугам различных групп населения. Вместе с тем следует обратить внимание на ряд неблагоприятных тенденций в социально-культурной сфере, которые необходимо преодолеть для перспективного развития нашего города

- неравномерное распределение культурных услуг между городскими и сельскими территориями Большой Тулы, различными городскими районами и территориями и различными группами населения. Есть еще немало территорий и мест,в которых получение культурных услуг заметно затруднено,

- отсутствие широкого спектра различных городских культурных общественных пространств, обеспечивающих жителям города максимально возможное удовлетворение их духовных запросов и потребностей. Это создает сложности в решении культурно –образовательных и культурно –рекреационных задач,

- присутствие в спектре культурных услуг предложений, не способствующих развитию духовной культуры и культурного досуга горожан, не активных форм отдыха и способствующих развитию вредных привычек,

- недоступность некоторых культурных услуг отдельным группам населения, приводящая к формированию групп жителей, лишенных возможностей своего культурного развития,

-ухудшение экологнческой обстановки в городе, его запыленность и загрязненность, - недостаточное количество на территории города зеленых насаждений, лесных массивов, в результате чего снижается комфортность проживания и отдыха жителей и туристов, повышается риск аллергических реакций и заболеваний дыхательных путей,

- нарастающие сложности в развитии туризма в Туле, невозможность предоставления туристам, прибывающим в наш город, современного и актуального для них туристического продукта,

- отсутствие достаточного финансирования социально-культурной сферы, что заставляет особенно тщательно подходить к оценке эффективности разрабатываемых и принимаемых проектов и решений.

Данные неблагоприятные тенденции усугубляются субъективными факторами:

- отсутствие у областных и муниципальных органов власти и управления продуманной и последовательной культурной политики, основанной на потребностях и запросах горожан. Незаметно влияния властных структур на формирование спектра культурно-образовательных и культурно– досуговых услуг для населения, отсутствует утвержденный генплан застройки города, не определенна архитектурная политика. Вместо этого имеют место случайные и непродуманные решения, не правильно выбранные приоритеты.

Так, вместо продуманной программы сохранения имеющихся объектов культурного и природного наследия и общего архитектурного облика и исторически сложившейся архитектурной среды Тулы, популяризации историко-культурных традиций города не редко делается акцент на точечную застройку, создающую рваную архитектуру, на безграмотное и неестественное выставление псевдоисторических акцентов в виде китчевой городской скульптуры. Зачастую при решении вопросов.касающихся судьбы местных объектов наследия она приносится в жертву интересам бизнеса;

- несмотря на целый ряд мер, предпринятых областными и муниципальных органами управления(меры по благоустройству города, организация автопарков на определенных площадках, разработка и реализация новых форм различных массовых культурно –развлекательных мероприятий и праздников и прочее) отмечается сильная неэффективность тульского менеджмента, подмена настоящей проектной деятельности пустой болтовней и пиар акциям. В результате этого результаты принятых решений оказываются крайне незначительны и мало заметны для населения города. У руководителей возникает и развивается стремление к мелким, локальным проектам, лишающим нас перспектив развития на длительный период;

- отсутствие решений проблем сохранения объектов культурного и природного наследия и исторических зданий, территорий, достопримечательных и эстетически привлекательных мест. Неудовлетворительная деятельность органов гос. охраны объектов культурного наследия проводит к серьезному ослаблению контроля за состоянием объектов наследия, выполнения владельцами, пользователями, арендаторами объектов наследия своих обязательств по содержанию этих объектов. Не проводится работа по изучению новых объектов, не всегда проводится археологическое обследование участков, предназначенных для нового строительства. Фактически остановлена работа по принятию на гос. охрану новых объектов. Присутствуют непонимание и нежелание понимать важность этой проблемы, заявления представителей различных ветвей власти и органов управления, строительных организаций и отражающих их интересы «троллей», открыто заявляющих о необходимости сноса старых «халуп» и нового строительства в исторических районах города, зачастую содержащих фактически призывы к несоблюдению законодательных актов РФ в области охраны культурного и природного наследия. На сельских территориях Большой Тулы практически отсутствует система охраны объектов культурного и природного наследия

Следствием этим неблагоприятных тенденций является:

- доведение до ветхого и аварийного состояния исторических и объектов и объектов культурного наследия, практически бесконтрольный снос их коммунальными службами без осуществления историко-культурной экспертизы их ценности, продолжающаяся точечная застройка в исторических районах города и новое строительство на сельских территориях, где имеются объекты наследия;

- в результате в значительной мере не контролируемого строительства в исторических районах мы имеем «рваную» архитектуру, нарушения исторически сложившейся архитектурной среды города, его исторического облика, неряшливый внешний вид города, эстетически непривлекательные рекламные конструкции, нарушения внешний вид сельских исторических населенных пунктов;

- снижение уровня духовной культуры у немалой части населения города и сельских территорий, снижение их интереса к местной истории, природе, к местным объектам наследия и традициям;

- развитие депрессивных настроений части жителей города, складывание образа Тулы, в котором преобладают отрицательные его оценки

- отсутствие значительного развития въездного туризма на территории Большой Тулы.

В этих условиях следует признать крайне необходимой, подготовку Программы социально –культурного развития Тулы(Большой Тулы) как части единой Программы социально –экономического развития Тульской области, а инициативу ее подготовки, выдвинутую ВРИО губернатора Тульской области А. Г. Дюминым, очень своевременной. Программа и концепция, на которой она основывается, должна определить основные направления и приоритеты развития региона и г. Тулы в том числе. Выбор этих направлений, отбор проектов для их реализации должен быть строго обоснован.

Для разработки предложений и концепций, которые должны быть положены в основу программы, был создан экспертный совет из 14 групп по направлениям развития. Проблематика,,касающаяся указанных нами проблем, была представлена в деятельности групп «Сохранение наследия и развитие туризма» и «Новый облик городских пространств». Группы проводили обсуждения предложений и представили свои предварительные предложения на встрече представителей экспертного совета с ВРИО губернатора 27 апреля с.г.

Но разработанные и представленные данными группами материалы не позволяют считать их объективно обоснованными и использовать их для дальнейшей работы над программой. В представленных материалах не видно ни объединяющей идеи, ни общего понимания смысла проводимой работы, ее цели и задачи. Вместо того, чтобы предлагать долгосрочные проекты, позволяющие создать в конечном итоге широкий спектр культурных пространств для жителей города и туристов, был подготовлен список случайно выбранных разномасштабных объектов. В нем не оказалось слишком многих важных и первостепенных для города объектов. Этот список стал следствием отказа от разработки четких принципов их отбора. Не были учтены интересы всех групп городского населения и жителей сельских территорий Большой Тулы, не определены меры, позволяющие привлекать в город туристов. В предложениях данной группы, а также в выступлениях руководителей группы «Сохранение наследия и развитие туризма» не были обозначены проблемы сегодняшнего дня и прежде всего проблемы сохранения объектов культурного и природного наследия. Не было учтено в должной мере и мнение тульского профессионального сообщества специалистов – историков, культурологов, экологов, искусствоведов, архитекторов, краеведов, а также представителей общественности. В связи с этим инициативной группой предлагается своя концепция и приоритетные проекты, позволяющие создать в конечном итоге разнообразные, наполненные самим различным содержанием городские культурные пространства.

Целью разрабатываемой концепции является создание широкого спектра новых и развитие уже существующих городских культурных пространств, обеспечивающих удовлетворение разнообразных духовных запросов городского и сельского населения Большой Тулы, развитие их общественной активности и создание условий для развития туризма. Реализация поставленной цели осуществляется на основе развития местных тульских традиций во всех сферах жизнедеятельности населения, отражающих специфику историко-культурного развития Тулы в прошлом и настоящем.

Указанная цель предполагает решение следующих задач:

-сохранение культурного и природного наследия Большой Тулы, принятие срочных мер по охране объектов наследия, исторических объектов, достопримечательных мест и уникальных природных комплексов, прекращение практики их бесконтрольного сноса, загрязнения и уничтожения природных объектов. осуществление историко-культурной и природоведческой экспертизы объектов, безусловный запрет на новое строительство и точечную застройку в историческом центре города и в защитных зонах объектов, расположенных на сельских территориях, ограничение точечной застройки и нового строительства в районах, компактного расположения объектов наследия, исторических и природных объектов. В частности, необходимо четкое зонирование города (с определением границ) на зону исторического центра, зону районов, прилегающих к историческому центру и районов массовой городской застройки;

- осуществление культурного образования жителей Большой Тулы и их патриотического, экологического, эстетического и всех прочих направлений воспитания с использованием современных его средств и форм. Представляется крайне важным, чтобы функции создаваемых и развиваемых пространств не ограничивались бы организацией чисто рекреационных и развлекательных мероприятий. Доля мероприятий и объектов, имеющих культурно – образовательную и культурно –воспитательную направленность, должна быть значительна. Вместе с тем и в культурно –развлекательных и рекреационных мероприятиях должна присутствовать культурно –образовательная и культурно –воспитательная составляющая.

- обеспечение общественной активности всех групп населения, не ограничиваясь только молодежной аудиторией. Право на активный отдых и общественную деятельность в равной мере имеют все жители Большой Тулы и нельзя игнорировать их запросы и интересы.

-создание современного туристического продукта для прибывающих в город туристов. В этом плане крайне важно объективно и честно оценивать состояние рынка наших туристических услуг и возможности удовлетворения современных запросов туристов также с учетом разнообразия их групп. Необходимо честно и откровенно признать, что главным препятствием для развития туризма в Туле является не отсутствие гостиниц и ресторанов, а аварийное и ветхое состояние наших памятников, отсутствие благоустройства городских пространств, загрязненность и не благоустроенность мест,предлагаемых как места отдыха. Необходимо проведение большого объема реставрационных, ремонтных и реконструктивных работ, работ по благоустройству на объектах наследия, исторических зданиях и местах, объектах отдыха.

Создавая новые и развивая уже существующие культурные пространства на основе местных культурных традиций и отражая в их смысловой направленности местную специфику, мы руководствуемся следующими общими принципами их проектирования

- исключительно бережным отношением к объектам культурного и природного наследия, историческим зданиям и сооружениям, достопримечательным местам и природным объектам. Решения о реконструкции и сносе таких объектов для решения задач создания и развития пространств могут быть приняты только при наличии информации об отсутствии у этих объектов историко – культурной ценности. Все мероприятия, приводящие к физическому ущербу для этих объектов, должны быть немедленно отменены и запрещены.

- учетом актуальных духовных потребностей и запросов всех групп местного населения, а также туристов. Создаваемые культурные пространства не должны превратиться в скучные и пустующие учреждения, существующие лишь для отчетности. Они должны быть востребованы местными жителями и туристами и активно посещаемыми ими. Это является важным как с точки зрения общественной значимости, так с финансово – экономической их эффективности.

Исходя из необходимости обеспечения сохранения местного культурного наследия и удовлетворения духовных потребностей и запросов определяется смысловая направленность и функциональность местных культурных пространств. При этом возможны различные пути осмысления и определения функциональности пространств. как на основе сохранения их исторического смысла и сложившийся функции так и на основе конструирования новых смыслов и функций для пространств, утративших свои прежние смыслы и функции или вообще их не сформировавших.

Исходя из необходимости историко – культурного зонирования территории города, формируются следующие подходы к их проектированию:

Для территории исторического центра города – приоритет сохранения и актуализации объектов исторического наследия, развитие исторически сложившихся функций указанных объектов, восстановление и развитие культурных цепочек их культурно-исторических смыслов.

Для прочих территории города (в различной мере удаленных от его исторического центра) - использование их различных уже существующих городских функций или наделение пространства новыми функциями (рекреационным, культурно – развлекательными, культурно-образовательными, идеологическими, торговыми, ритуально - мемориальными и другими). В этом ряду в различной мере могут также присутствовать и указанные выше историко- культурные функции. В то же время на данных территориях могут существовать и общественные пространства,лишенные историко-культурных функций.

Определение ведущего подхода для сельских территорий при данном уровне их изученности представляется более сложным. Очевидно, здесь должно быть применено несколько подходов.

Для территорий,, имеющих объекты историко – культурного и природного наследия и их территориальные комплексы(как ныне существуюшие, так и выявляемые) -историко- –культурный подход с приоритетом их безусловного сохранения

Для территорий, имеющих рекреационные зоны(как сравнительно давно существующие, так и только начинающие свое развитие) -рекреационно –досуговый подход. На отдельных пространствах указанные подходы могут сочетаться в различных пропорциях.

- учет различной степени освоенности и благоустройства различных территорий. Конкретные общественные пространства нуждаются в различной степени их освоения: от разработки программ мероприятий на них, разработки дизайнерско – планировочных их решений до комплексных проектов их освоения (так наз. пустыри). Вместе с тем в целях максимального сохранения сложившихся культурных традиций и экономической целесообразности желательно максимально учитывать и сохранять существующие элементы благоустройства и планировки территории(если они явно не противоречат новых решениям пространств)

- учет интересов владельцев, пользователей и арендаторов(учреждений, организаций, коммерческих и прочих структур, частных учреждений и лиц) отдельных пространств. Данные пространства представляю т общественный интерес и

должны стать объектом нашей деятельности. Необходимо провести корректировку и согласование разрабатываемых предложений с концепциями, программами.планами использования объектов и территорий, имеющимися у ряда музеев, других учреждений культуры, и владельцев и пользователей этих объектов.. При возможном возникновении конфликта интересов необходима работа по поиску компромиссных и взаимоприемлемых решений.

При разработке предложений по использованию конкретных пространств обращает на себя внимание существование большого количества однотипных объектов (скверы, площади, сады, усадьбы, музеи и т.д. Особый тип объектов проектирования представляют собой пространства, на которых компактно расположено значительное количество различных объектов и которые являются уникальными для нашего города с историко-культурной точки зрения. Для них разрабатываются особые проекты. В концептуальном плане программы социально-экономического развития такие проекты обеспечивают перспективность и долгосрочность программы, охват ее многих направлений и проблем социально –культурного развития города. В разработке и реализации этих проектов находит свое выражение комплексный подход к проектированию городских культурных пространств.

Каждый из таких проектов рассчитан на длительную временную перспективу. В его рамках могут быть выделены отдельные направления проектирования (более частные проекты). Работа по реализации этих общих проектов и более частных проектов в их рамках может быть разбита на различные временные этапы. Это и обеспечивает подготовку планов реализации программы, этапность работы по ее реализации и в конечном этапе действенность и осуществимость ее мероприятий.

С учетом использования комплексного подхода предлагаются следующие проекты:

Тульские реки» (создание и развитие по набережным рек Упы и Тулицы в пределах старых городских районов и прилегающих к ним территорий объектов и территорий музейного показа, рекреации и туристической и обслуживающей инфраструктуры)

2. Скверы Тулы (актуализация городских скверов как старых общегородских и давно существующих, так и новых создаваемых площадок около крупных зданий торговых центров, культурно –развлекательных учреждений., в пространствах между жилой и административной застройкой, в больших междворовых пространствах);

3. Площади Тулы (развитие и актуализация традиционных функций официальных городских площадей, изменения их функций и менталитетного восприятия, формирование новых плошадей с различными функциями);

4. Парки и сады Тулы(варианты Парки и Большой Тулы, Городские парки Тулы,Сельские парки Большой Тулы (актуализация пространства парков и садов различной направленности, формирование и развитие сети парков многофункционального характера, специализированного характера, историко -природных, природных парков);

5.Стадионы, спортивные площадки, базы отдыха туристические базы (создание развитие в масштабах Большой Тулы разнообразной сети учреждений, обеспечивающих активный и разносторонний отдых, занятия спортом всех групп населения города и туристов);

Тульские городские и сельские кладбища (активизация историко –культурного потенциала кладбищ, осуществление мемориально – ритуальных функций как функций сохранения памяти)

7. Усадьбы Большой Тулы (создание культурных пространств различной направленности на основе сельских усадеб Большой Тулы, их восстановление и использование в культурно – образовательных и культурно –развлекательных целях);

8. Музейные пространства Тулы (Тульский кремль, археологический заповедник «Торхово» и др) (уточнение тематической направленности тульских музеев, создание больших специализированных музейных комплексов, развитие культурного туризма);

9. Уникальные культурные пространства (создание концептов(компактных территорий с разнообразными объектами, объединенных общим смысловым содержанием с разнообразным историко –культурным, культурно –образовательным и культурно –рекреационным потенциалом) В числе таких контентов могут быть предложены следующие проекты:

«Маленькая Тула» (участок исторического центра города между ул.Благовещенской, Жигалинской. Металлистов)(многофункциональный культурный центр на основе историко –культурного потенциала расположенных здесь объектов наследия и исторических зданий и мест)

Пешеходная зона на ул.Каминского (участок от пр.Ленина до Хлебной площади) (культурное пространство с учреждениями торгово –обслуживающего характера с тульской спецификой и мероприятиями зрелищного характера и русской фольклорной направленности);

«Птичий полет»(создание визуальных смотровых площадок на церковных колокольнях и высотных зданиях Тулы с целью осмотра города с высоты);

«Губернский город Тула»(район ул.Гоголевской, Свободы, Л.Толстого, Пушкинской и т.д) (использование старых деревянных и каменных зданий для культурных целей, размещение в них различных культурно –образовательных учреждений, творческих мастерских, офисов турфирм,военно-исторических клубов, а также различных узкотематических музеев и выставок),

- «Тульское небо» (в районе монумента «Защитникам неба Отечества» (музеефикация мемориала, создание военно-патриотического центра, авиаклуба и т.д.)»

С учетом наиболее актуальных проблем сегодняшнего момента (сохраннеие и использование объектов культурного наследия, расширения спектра культурных услуг и развитие общественной активности населения. создания современного ткр туристического продукта) первоочередными для реализации являются такие проекты как-

-концепты «Маленькая Тула» и «Губернский город Тула»(начало работ)
- «Скверы Тулы»(актуализация старых скверов и создание новых, начало работ);

- Площади Тулы»(развитие старых официальных площадей, начало работ по пл. Искусств);

- Музейные пространства Тулы» (завершение работ в Тульском кремле);

- «Тульские реки»(освобождение набережной ТОЗ и ее благоустройство).

 

Кроме определения первоочередных проектов и отдельных первоочередных работ в рамках других проектов требуется незамедлительное осуществление мер общего характера:

- сохранение объектов культурного и природного наследия Большой Тулы от уничтожения, разрушения и сноса, неукоснительное соблюдение законодательства РФ в этой сфере, усиление контроля за состоянием объектов наследия, проведение их моноторинга;

- постановка на гос. учет и гос охрану предусмотренных для использования в вышеназванных проектах исторических и ценных в природоведческом отношении объектов как объектов наследия объектов, проведение действенных мер по из защите от уничтожения и разрушения;

- составление списка исторических зданий, и объектов природы, требующих экстренных мер по их спасению;

-введение безусловного запрета на новое строительство и точечную застройку в историческом центре города и их ограничение в районах, прилегающих к нему и имеющих компактно расположенные объекты наследия, исторические и природные объекты, представляющие значительный интерес, установление обязательности историко-культурной экспертизы для принятия решения о сносе исторических объектов, осуществление историко-культурного зонирования города;

- выделение отдельных строго определенных мест для парковки автотранспорта в историческом центре и районах, примыкающих к нему.

Осуществление этих мер как начальных мер для создания и развития культурных городских пространств не требует значительного финансирования и в большей мере зависит от политической воли и решимости представителей законодательной и исполнительной власти города.

-

 

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: