Растительный мир. Растения родного краю
Цели и задачи: усвоения основных понятий раздела;формирования умения правельно вести себя в природе,умения выявлять признаки растительного мира,знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.
Содержание: растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущим и культурные растения. Плоды растения.Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.
Формы занятий: лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
Основные понятия: растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов, растения - сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.
Мир насекомых. Насекомые своей области
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирования умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя а природе.
Содержания: насекомые: виды, места обитания. Насекомые - вредители. Ядовитые насекомые.Где и как зимуют насекомые.Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области.
Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседа,практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературной,наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.
Основные понятия: насекомие. Ядовитые насекомые.
Обитатели вод. Рыбы,обитающие в реках области
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирования умений определять виды рыб, формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержания: общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональные их использования. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство,разведение рыб.Охрана рыбных хозяйств.
Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседа,выполнение творческих заданий,работа с наглядными пособиями, позновательные игры.
Основные понятия: позвоночные животные.Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства.Аквариумное рыболовство.
Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Птицы.Птицы своей области.Кочующие,оседлые, перелётные птицы.Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.
Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседа,работа с наглядным материалом и литературной, выполнение творческих заданий,экскурсии,наблюдение в природе и в уголке живой природы.
Основные понятия: птицы.Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.
Животные мир.Звери,обитающие на территории своей области
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирования представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: животный мир (общее понятие).Звери,обитающие на территории своей области.Дикие и домашние животные.Жизнь зверей зимой.Враги моего жилья.Борьба с грызунами.Роль животных в жизни человека.Охрана животных.Краснокнижных виды.
Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы,выполнение творческих заданий, работа с литературной, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.
Основные понятия: животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные - вредители.
Охрана природы родного края
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирования знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.
Содержания: закон об охране природы в России.Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: лекция, аналитическая и эвристическая беседы,выполнение творческих заданий,экскурсии.
Основные понятия: закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
Список дидактические и методических материалов к учебному курсу
(1-й,2-й год обучения)
·карточки - задания для самостоятельных наблюдений в природе;
·карточки - задания для усвоения нового материала;
·карточки -правила (исповить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
·викторины по каждому изучемому разделу;
·крассворды по каждому изучаемому разделу;
·тесты по каждому изучаемому разделу;
·загадки по каждому изучаемому разделу;
·загадки - акростихи;
·загадки с подсказкой;
·загадки - обманки;
·рассказы - загадки;
·метаграммы,анаграммы;
·биологические задачи;
·экологические игры,сказки,ситуации;
·рабочие альбомы;
Рекомендуемая литература для учителя
(1-й,2-й год обучения)
1.Акимушкин,И.И Мир животных.-М.Мысль,1998
2.Акимушкин,И.ИЗанимательная биология.-М Молодая гвардия,1967.
3.Благосклонов,К.Н.Охрана природы.Изд.2-е,перераб.и доп.-М.Колос,1984.
4.Бутурлин,С.А.Что и так наблюдать из жизни птицю-М.Учпедгиз,1948.
5.Верзилин,Н.М.Путишествия с домашними растениями.-М.Художественная литература,1995.
6.Касаткина,Н.А.Природоведение. Материалы к урокам.-Волгоград:учитель,2003.
7.Кубанцев,Б.С.Животные мир Волгоградской области.-Волгоград,1982.
8.Кубанцев,Б.С.Птицы северных районов Нижного Поволжья.-Волгоград,1982.
9.Красная книга.Редкие и озраняемые растения и живтные Волгоградской области.-Волгоград, 1992.
10.Руднянская,Е.И.Экскурсии в природу по югу России.Весна.-Волгоград: Учитель,2005.
11..Руднянская,Е.И.Экскурсии в природу по югу России.Осень.-Волгоград: Учитель,2003.
12.Шорыгина,Т.А.Птицы.Какие они?-М.ГНОМиД,2000.
Рекомендуемая литература для учащихся
(1-й,2-й год обучения)
1.Верзилин,Н.М.Лечебница в лесу.-Л.Детская литература,1951.
2.Всеобо всем.Энциклопедия для детей.-Т.5-М.Слово АСТ,1998.
3.Грехова,Л.И.В союзе с природой.-М.-Ставрополь:Сервис-школа,2003.
4.Жукова,Т.И.Часы занимательной зоологии.-М.Просвещение,1969.
Сладков,Н.И.Азбука леса.-Л.Детская литература,1986.