Вопрос №17.
Стокгольмская школа
Особенности предмета. Характеристика метода.
Яркий представитель- шведский экономист Кнут Викселль, который как и американский экономист Фишер внес заметный вклад в развитие теории денег и создание модели денежной экономики. Объединение двух экономистов объясняется общностью теоретической базы и используемого инструментария, а также сферы интересов. Что касается теоретической базы и инструментария, и оба они были приверженцами маржинализма и принципа общего экономического равновесия, оба способствовали активному использованию математики и экономических исследованиях, полагая, что без математики теоретические исследования невозможны.
Общность интересов проявлялась и в тематике исследований. Исследования так или иначе были связаны со взаимосвязями денег, процента и цен. Даже названия их основных работ удивительным образом сходны.
Стокгольмская школа окончательно сложилась на рубеже 1920-1930-х гг. Основные конструктивные элементы ее методологической и теоретической системы были разработаны еще в 1890-е гг. Кнутом Викселлем (1851 -1926), чьи исследования в области кредитно-денежного регулирования цикла открывали многообещающую перспективу создания макроэкономической модели рыночного равновесия. Четверть века спустя благодаря усилиям нового поколения шведских экономистов работы Викселля были возвращены из небытия и стали тем теоретическим фундаментом, на котором, собственно, и завершается формирование стокгольмской школы как неординарного во всех отношениях явления в истории западной экономической мысли докейнсианского
периода. К числу ее наиболее известных представителей относятся Эрик Линдаль (1891-1960), Гуннар Мюрдаль (1898-1987), Бертиль Улин (Олнн) (1899-1979), Эрик Лундберг (род. в 1907).
|
Развитие динамического анализа. Понятие «межвременного равновесия».
Исследования Викселля в области количественной теории инспирировали изучение динамического процесса в рамках стокгольмской школы. Динамический метод является оригинальным вкладом шведских экономистов в мировую экономическую мысль. Фундамент в развитие данного метода был заложен в диссертации Г. Мюрдаля. Метод «ожиданий» Мюрдаля означал включение ожиданий как явных переменных в формальную теорию равновесия. Исследования Э. Линдаля в области динамического анализа основывались на идее о необходимости включения в анализ фактора времени. (Если этот фактор учитывается, тогда статичная ситуация может представлять лишь частный случай более общего динамического ана лиза.) Он ввел понятие «временное» и «межвременное» равновесие. «Межвременное» равновесие означает такую ситуацию, когда равенство спроса и предложения достигается при ценах, соответствующих ожиданиям, т. е. тех, которые определили уровень спроса и предложения. С помощью метода «межвременного» равновесия можно анализировать динамические процессы.
Метод «временного» равновесия означает, что цены достигают равновесия между спросом и предложением в течение данного периода. В этом случае цены определяются системой: уравнений для каждого периода отдельно. Динамический процесс представляет последовательность равновесных ситуаций. Подразделение динамического процесса на периоды вначале использовалось как эвристический инструмент анализа, теоретическое обоснование ему дал Д. Хаммаршельд. Следует заметить, что метод временного равновесия был предложен шведскими экономистами до выхода в свет работы «Стоимость и капитал» Дж. Хикса.
|
Динамический метод, разработанный шведскими учеными, оставлял вне поля зрения процесс приспособления системы к возмущениям,
или отклонениям, неясной оставалась и связь между последовательными периодами. Э. Линдаль охарактеризовал такой метод как решение динамических проблем в рамках статичной основы.
Шведские экономисты видели недостатки подобного метода, и Э. Линдаль в ряде публикаций предложил подход к анализу неравновесных ситуаций с помощью метода последовательностей. В центр
внимания он поставил проблему реализации ожиданий, т. е. совпадения планируемых и действительных величин. Изменение ожиданий, no его мнению, является важнейшим стимулом для экономики, причем в зависимости от реализуемости ожиданий и от действительно достигнутых значений экономических показателей формируются новые ожидания. Таким образом, процесс экономического развития предстает как последовательность взаимосвязанных состояний, связь между которыми обеспечивается ожидания.