НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире.
Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека.
1 ) Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символической виде – формализованном языке. При этом апеллирование с объектами сводится к апеллированию со знаками, с формулами. Последнее связано с построением искусственных языков.
2) Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы – из которых все остальные положения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства.
В его основе лежит следующая последовательность процедур:
1. Формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Евклида – понятие точки, прямой, угла, плоскости и т.д.)
2. Из этих терминов формулируется некоторое множество аксиом (постулатов) – положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения теории по определенным правилам.
3. Формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины в теорию.
4. Осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получить множество доказуемых положений – теорем.
3) Гипотетико-дедуктивный метод – метод рассуждений, основанный на дедукции, выведении из гипотез других посылок, следствий, подлежащих эмпирической проверке.
Общая структура гипотетико-дедуктивного метода выглядит следующим образом:
|
1. Сначала нужно ознакомиться с тем фактическим материалом, который требует теоретического объяснения, и нужно попытаться найти это объяснение, используя уже существующие теории и законы. Если последнее не удаётся, то
2. Выдвигаются предположения о причинах и закономерностях данного явления.
3. Все имеющиеся предположения нужно оценить и выбрать из них наиболее вероятное. При этом каждая гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость и на совместимость с фундаментальными теоретическими принципами данной науки (например, с законом сохранения энергии).
4. Из гипотезы выводятся (обычно дедуктивным путем) следствия.
5. Экспериментально проверяются выведенные из гипотез следствия. И лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.
Гипотетико-дедуктивный метод представляет собой иерархию гипотез. На самом верху находятся гипотезы, имеющие наиболее общий характер. Внизу же находятся гипотезы, которые можно сопоставить с эмпирической действительностью.
Этот метод широко используется, к примеру, при построении физических теорий.
4) Метод восхождения от абстрактного к конкретному – теоретический метод познания, включающий в себя следующие этапы: чувственное созерцание (чувственно-конкретный), образование абстракций и мысленно-конкретный
5) Анализ – процесс мысленного или фактического разложения предмета на составные элементы с целью их детального изучения.
6) Синтез – процесс мысленного или фактического соединения ранее полученных частей предмета в единое целое.
|
7) Абстрагирование – мысленное выделение интересующих исследователя признаков и отвлечения от других.
Результат, получаемый в процессе абстрагирования - абстракция.
Классификация научных абстракций:
· Абстракция отождествления - образование понятий путем объединения в особый класс, путем отождествления предметов, связанных отношением типа равенства.
· Изолирующая абстракция - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными "именами", что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов (например: "белизна", "электропроводность" и т. д.).
· Абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от незавершенности процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее.
· Абстракция потенциальной осуществимости - отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью человеческой жизни в пространстве и времени.
8 ) Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.
9) Индукция – процесс движения мысли от единичных фактов к общему положению.
Различают следующие виды индукции:
· Неполная индукция. Общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех предметов класса.
· Полная индукция. Вывод об общем классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса.
|
· Эмпирическая индукция. Рассуждение, основанное на непосредственном (опытном) исследовании элементов относительно небольшого и регистрируемого множества.
· Популярная индукция. Установление повторяемости признаков у некоторых явлений класса путем их простого перечисления.
· Научная индукция. Установление повторяемости признака у некоторых явлений класса на основе обнаружения причинной зависимости этого признака от определенных свойств явления.
Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон (1561‑1626) - виднейший английский философ ХVII века. Но он трактовал индукции чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным научным средством научного познания природы. Такое неоправданно расширенное понимание роли индукции в научном исследовании получило наименовании всеиндуктивизма.
10) Дедукция – процесс движения мысли от общего к частному.
11) Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства предметов в ряде признаков заключают об их сходстве в других признаках.
12) Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, несуществующих и неосуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.
13) Моделирование – метод научного познания, заключающийся в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта на специально устроенной модели.
14) Гипотеза – научное предположение, истинность которого не доказана с абсолютной точностью, но является возможной или весьма вероятной.
В ходе доказательства выдвинутых гипотез:
а) одни из них становятся истинной теорией,
б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются,
в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.
15) Решающим критерием истинности гипотезы является практика.
16) Теория – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии.
17) Главные элементы научной теории: исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения; идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов; логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания; философские установки, социокультурные и ценностные факторы; совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основ теории в соответствии с конкретными принципами.ъ