Методы теоретического уровня познания. Гипотеза и теория




НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире.

Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека.

1 ) Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символической виде – формализованном языке. При этом апеллирование с объектами сводится к апеллированию со знаками, с формулами. Последнее связано с построением искусственных языков.

 

2) Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы – из которых все остальные положения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства.
В его основе лежит следующая последовательность процедур:

1. Формулируется система основных терминов науки (например, в геометрии Евклида – понятие точки, прямой, угла, плоскости и т.д.)

2. Из этих терминов формулируется некоторое множество аксиом (постулатов) – положений, не требующих доказательств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения теории по определенным правилам.

3. Формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также вводить новые термины в теорию.

4. Осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получить множество доказуемых положений – теорем.

3) Гипотетико-дедуктивный метод – метод рассуждений, основанный на дедукции, выведении из гипотез других посылок, следствий, подлежащих эмпирической проверке.
Общая структура гипотетико-дедуктивного метода выглядит следующим образом:

1. Сначала нужно ознакомиться с тем фактическим материалом, который требует теоретического объяснения, и нужно попытаться найти это объяснение, используя уже существующие теории и законы. Если последнее не удаётся, то

2. Выдвигаются предположения о причинах и закономерностях данного явления.

3. Все имеющиеся предположения нужно оценить и выбрать из них наиболее вероятное. При этом каждая гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость и на совместимость с фундаментальными теоретическими принципами данной науки (например, с законом сохранения энергии).

4. Из гипотезы выводятся (обычно дедуктивным путем) следствия.

5. Экспериментально проверяются выведенные из гипотез следствия. И лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.

Гипотетико-дедуктивный метод представляет собой иерархию гипотез. На самом верху находятся гипотезы, имеющие наиболее общий характер. Внизу же находятся гипотезы, которые можно сопоставить с эмпирической действительностью.

Этот метод широко используется, к примеру, при построении физических теорий.

4) Метод восхождения от абстрактного к конкретному – теоретический метод познания, включающий в себя следующие этапы: чувственное созерцание (чувственно-конкретный), образование абстракций и мысленно-конкретный

 

5) Анализ – процесс мысленного или фактического разложения предмета на составные элементы с целью их детального изучения.

 

6) Синтез – процесс мысленного или фактического соединения ранее полученных частей предмета в единое целое.

 

7) Абстрагирование – мысленное выделение интересующих исследователя признаков и отвлечения от других.

 

Результат, получаемый в процессе абстрагирования - абстракция.

Классификация научных абстракций:

· Абстракция отождествления - образование понятий путем объединения в особый класс, путем отождествления предметов, связанных отношением типа равенства.

· Изолирующая абстракция - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными "именами", что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов (например: "белизна", "электропроводность" и т. д.).

· Абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от незавершенности процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее.

· Абстракция потенциальной осуществимости - отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных ограниченностью человеческой жизни в пространстве и времени.

 

8 ) Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

 

9) Индукция – процесс движения мысли от единичных фактов к общему положению.
Различают следующие виды индукции:

· Неполная индукция. Общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех предметов класса.

· Полная индукция. Вывод об общем классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса.

· Эмпирическая индукция. Рассуждение, основанное на непосредственном (опытном) исследовании элементов относительно небольшого и регистрируемого множества.

· Популярная индукция. Установление повторяемости признаков у некоторых явлений класса путем их простого перечисления.

· Научная индукция. Установление повторяемости признака у некоторых явлений класса на основе обнаружения причинной зависимости этого признака от определенных свойств явления.

Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон (1561‑1626) - виднейший английский философ ХVII века. Но он трактовал индукции чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным научным средством научного познания природы. Такое неоправданно расширенное понимание роли индукции в научном исследовании получило наименовании всеиндуктивизма.

 

10) Дедукция – процесс движения мысли от общего к частному.

 

11) Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства предметов в ряде признаков заключают об их сходстве в других признаках.

 

12) Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, несуществующих и неосуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.

 

13) Моделирование – метод научного познания, заключающийся в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта на специально устроенной модели.

 

14) Гипотеза – научное предположение, истинность которого не доказана с абсолютной точностью, но является возможной или весьма вероятной.
В ходе доказательства выдвинутых гипотез:

а) одни из них становятся истинной теорией,

б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются,

в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

15) Решающим критерием истинности гипотезы является практика.

 

16) Теория – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии.

 

17) Главные элементы научной теории: исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения; идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов; логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания; философские установки, социокультурные и ценностные факторы; совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основ теории в соответствии с конкретными принципами.ъ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: