В наиболее общем понимании педагогическое проектирование представляет собой особую деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
В учебно – воспитательном процессе связь между теорией и практикой осуществляется именно через педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, позволяет свести к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для творческого поиска педагога.
В.С. Безрукова рассматривает проектирование как последовательность трех этапов: моделирование, проектирование и конструирование.
На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта и намечаются основные пути ее достижения.
К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений и ученических объединений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и индивидуальные концепции, отражающие взгляды педагога и т.д.
На этапе проектирования создается проект, т.е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий, здесь возникает возможность ее практического применения. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогически проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и т.д.
На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах. Педагогический конструкт содержит конкретные данные и создает возможность представить и корректировать любой педагогический объект. К педагогически конструктам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, дидактические материалы, расписание и т.д.
|
Широко известен алгоритм проектирования, включающий такие три основные этапа, как: подготовительная работа, разработка проекта, проверка качества проекта.
Подготовительная работа.
1. Анализ объекта проектирования.
Прежде всего следует определить объект педагогического проектирования, вычленить его структуру и подструктуры, их состояние, связи между ними. В ходе анализа следует выяснить сильные и слабые стороны объекта, его достоинства и недостатки, а также выявить существующие противоречия между компонентами объекта, между внешними требованиями к нему и его состоянием.
2. Выбор форм проектирования.
Выбор форм зависит от того, на каком из этапов проектирования (моделирование, собственно проектирование или конструирование) будет разрабатываться педагогический объект и какое количество этапов предстоит пройти. Так, для проектирования деятельности учебного заведения в целом потребуется его концепция, устав (этап моделирования), учебный план и учебные программы, методические рекомендации, планы воспитательной работы (этап проектирования) и, наконец, расписание, дидактические материалы, планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий и т.д. (этап конструирования).
|
3. Теоретическое обеспечение проектирования.
Любой педагогический проект разрабатывается на основе уже существующих, поэтому может быть полезна информация об опыте подобной деятельности в других условиях. Следует познакомиться с теоретическими и эмпирическими данными аналогичных педагогических исследований, собрать необходимую информацию, позволяющую разработать оптимальный вариант проекта.
4. Методическое обеспечение проектирования.
Этот этап предусматривает создание дидактических и методических материалов. т.е. инструментария, позволяющего наиболее эффективно реализовать педагогический проект.
5. Пространственно – временное обеспечение проектирования.
Любой педагогический проект создается с учетом определенных временных и пространственных рамок. Пространственное обеспечение должно предусматривать выбор подходящего места или помещения для реализации разработанного проекта. Временное обеспечение – это соотнесение проекта со временем по его объему, ритму, темпу реализации, последовательности осуществления.
6. Материально – техническое обеспечение проектирования.
На этом этапе необходимо продумать материальное оснащение как самой деятельности по проектированию, так и последующей реализации разрабатываемого педагогического проекта.
7. Правовое обеспечение проектирования.
Это создание или учет юридических основ при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках педагогических систем, процессов или ситуаций.
|
Разработка проекта.
8. Выбор системообразующего фактора.
Одним из признаков любой системы является наличие системообразующего фактора, через который определяются все остальные компоненты. Этот фактор создает предпосылки для объединения всех других компонентов в целостное единство, их целенаправленного подбора и стимулирования развития. Для педагогических систем, как правило, системообразующим является целевой компонент, который отражает назначение данного педагогического объекта или определяет формируемые качества личности учащихся. Функцию системообразующего компонента могут выполнять и другие компоненты, однако следует помнить, что они должны быть связаны с целью.
Грамотная постановка целей деятельности – один из самых сложных этапов педагогического проектирования. Технологично заданная цель должна содержать полное и надежное описание ее признаков; в ней должны быть заложены критерии, по которым ее достижение или не достижение можно было бы наблюдать и измерить. Облегчить постановку целей и задач педагогической деятельности помогает использование идеи таксономии целей Блума – их классификации и систематизации по иерархии.
Проблема постановки целей в педагогической деятельности затрагивает следующие области: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную), и психомоторную (умения и навыки). В соответствии с этими областям целеполагания принято выделять три компонента в цели урока: обучающий, воспитывающий и развивающий.
Сложные, перспективные цели образования можно свести к более простым промежуточным результатам, которые реально увидеть, просчитать, оценить. Т.е. свести цель к перечню операций, сделать своеобразную «развертку целей».
В когнитивной сфере эта «развертка» предполагает следующие этапы усвоения учебного материала:
- знание,
- понимание,
- применение,
- анализ,
- синтез,
- оценка.
В аффективной сфере она принимает следующий вид:
- восприятие,
- реагирование,
- усвоение ценностных ориентаций,
- организация ценностных ориентаций,
- распространение ценностных ориентаций на деятельность.
9. Установление связей и зависимостей компонентов.
Между основными компонентами педагогической системы существуют различные виды связей и зависимостей. Их вычленение и установление – важный этап педагогического проектирования, сложная и необходимая процедура.
10. Составление документа.
При составлении итогового документа, отражающего суть проекта, возможно использование уже существующих форм педагогического проектирования, особенно если проектируется объект с заданной формой и содержанием, но при необходимости могут создаваться и новые типы документов, лучше отражающие сущность проекта.
Проверка качества проекта.
11. Мысленное экспериментирование по применению проекта.
Это «проигрывание» созданного проекта в уме, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его практического действия, особенности влияния на участников, последствия этого влияния и другие прогнозы относительно результатов применения.
12. Экспертная оценка проекта.
Сюда входит проверка педагогического проекта независимыми экспертами, специалистами в данной области, а также специалистами, заинтересованными в его реализации.
13. Корректировка проекта.
После проведения экспертизы и экспериментального применения проекта, в него вносят изменения, устраняют ошибки, совершенствуют компоненты, устанавливают новые связи и т.д.
14. Принятие решения об использовании проекта.