Технология проектировочной деятельности педагога.




В наиболее общем понимании педагогическое проектирование представляет собой особую деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

В учебно – воспитательном процессе связь между теорией и практикой осуществляется именно через педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, позволяет свести к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для творческого поиска педагога.

 

В.С. Безрукова рассматривает проектирование как последовательность трех этапов: моделирование, проектирование и конструирование.

На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта и намечаются основные пути ее достижения.

К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений и ученических объединений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и индивидуальные концепции, отражающие взгляды педагога и т.д.

На этапе проектирования создается проект, т.е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий, здесь возникает возможность ее практического применения. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогически проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и т.д.

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах. Педагогический конструкт содержит конкретные данные и создает возможность представить и корректировать любой педагогический объект. К педагогически конструктам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, дидактические материалы, расписание и т.д.

Широко известен алгоритм проектирования, включающий такие три основные этапа, как: подготовительная работа, разработка проекта, проверка качества проекта.

Подготовительная работа.

1. Анализ объекта проектирования.

Прежде всего следует определить объект педагогического проектирования, вычленить его структуру и подструктуры, их состояние, связи между ними. В ходе анализа следует выяснить сильные и слабые стороны объекта, его достоинства и недостатки, а также выявить существующие противоречия между компонентами объекта, между внешними требованиями к нему и его состоянием.

2. Выбор форм проектирования.

Выбор форм зависит от того, на каком из этапов проектирования (моделирование, собственно проектирование или конструирование) будет разрабатываться педагогический объект и какое количество этапов предстоит пройти. Так, для проектирования деятельности учебного заведения в целом потребуется его концепция, устав (этап моделирования), учебный план и учебные программы, методические рекомендации, планы воспитательной работы (этап проектирования) и, наконец, расписание, дидактические материалы, планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий и т.д. (этап конструирования).

3. Теоретическое обеспечение проектирования.

Любой педагогический проект разрабатывается на основе уже существующих, поэтому может быть полезна информация об опыте подобной деятельности в других условиях. Следует познакомиться с теоретическими и эмпирическими данными аналогичных педагогических исследований, собрать необходимую информацию, позволяющую разработать оптимальный вариант проекта.

4. Методическое обеспечение проектирования.

Этот этап предусматривает создание дидактических и методических материалов. т.е. инструментария, позволяющего наиболее эффективно реализовать педагогический проект.

5. Пространственно – временное обеспечение проектирования.

Любой педагогический проект создается с учетом определенных временных и пространственных рамок. Пространственное обеспечение должно предусматривать выбор подходящего места или помещения для реализации разработанного проекта. Временное обеспечение – это соотнесение проекта со временем по его объему, ритму, темпу реализации, последовательности осуществления.

6. Материально – техническое обеспечение проектирования.

На этом этапе необходимо продумать материальное оснащение как самой деятельности по проектированию, так и последующей реализации разрабатываемого педагогического проекта.

7. Правовое обеспечение проектирования.

Это создание или учет юридических основ при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках педагогических систем, процессов или ситуаций.

Разработка проекта.

8. Выбор системообразующего фактора.

Одним из признаков любой системы является наличие системообразующего фактора, через который определяются все остальные компоненты. Этот фактор создает предпосылки для объединения всех других компонентов в целостное единство, их целенаправленного подбора и стимулирования развития. Для педагогических систем, как правило, системообразующим является целевой компонент, который отражает назначение данного педагогического объекта или определяет формируемые качества личности учащихся. Функцию системообразующего компонента могут выполнять и другие компоненты, однако следует помнить, что они должны быть связаны с целью.

Грамотная постановка целей деятельности – один из самых сложных этапов педагогического проектирования. Технологично заданная цель должна содержать полное и надежное описание ее признаков; в ней должны быть заложены критерии, по которым ее достижение или не достижение можно было бы наблюдать и измерить. Облегчить постановку целей и задач педагогической деятельности помогает использование идеи таксономии целей Блума – их классификации и систематизации по иерархии.

Проблема постановки целей в педагогической деятельности затрагивает следующие области: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную), и психомоторную (умения и навыки). В соответствии с этими областям целеполагания принято выделять три компонента в цели урока: обучающий, воспитывающий и развивающий.

Сложные, перспективные цели образования можно свести к более простым промежуточным результатам, которые реально увидеть, просчитать, оценить. Т.е. свести цель к перечню операций, сделать своеобразную «развертку целей».

В когнитивной сфере эта «развертка» предполагает следующие этапы усвоения учебного материала:

- знание,

- понимание,

- применение,

- анализ,

- синтез,

- оценка.

В аффективной сфере она принимает следующий вид:

- восприятие,

- реагирование,

- усвоение ценностных ориентаций,

- организация ценностных ориентаций,

- распространение ценностных ориентаций на деятельность.

9. Установление связей и зависимостей компонентов.

Между основными компонентами педагогической системы существуют различные виды связей и зависимостей. Их вычленение и установление – важный этап педагогического проектирования, сложная и необходимая процедура.

10. Составление документа.

При составлении итогового документа, отражающего суть проекта, возможно использование уже существующих форм педагогического проектирования, особенно если проектируется объект с заданной формой и содержанием, но при необходимости могут создаваться и новые типы документов, лучше отражающие сущность проекта.

Проверка качества проекта.

11. Мысленное экспериментирование по применению проекта.

Это «проигрывание» созданного проекта в уме, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его практического действия, особенности влияния на участников, последствия этого влияния и другие прогнозы относительно результатов применения.

12. Экспертная оценка проекта.

Сюда входит проверка педагогического проекта независимыми экспертами, специалистами в данной области, а также специалистами, заинтересованными в его реализации.

13. Корректировка проекта.

После проведения экспертизы и экспериментального применения проекта, в него вносят изменения, устраняют ошибки, совершенствуют компоненты, устанавливают новые связи и т.д.

14. Принятие решения об использовании проекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: