МЕТОД ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ




Можно выделить четыре основных шага в обучении:
1. Подготовка
A. Разбить работу на отдельные задачи
Б. Подготовить план инструктажа
В. Позаботиться о том, чтобы обучаемый чувствовал себя непринужденно
2. Представление материала
A. Рассказать
Б. Показать
В. Продемонстрировать в действии
Г. Объяснить
3. Тренировка
А. Предложить обучаемому описать работу на словах
Б. Предложить обучаемому проинструктировать инструктора
В. Обучение провести на базе организации
Г. Дать обучаемому попрактиковаться
4. Этапы оказания помощи после окончания периода инструктажа
А. Первое время проводить частные проверки
Б. Сообщить обучаемому, к кому следует обращаться за помощью в случае необходимости
В. Постепенно снижать частоту проверок.

Для выпускников, которые приходят на работу впервые, очень важным является обеспечение их безопасности. Очень часто проведение инструктажа является делом формальным, несмотря на записи в журнале инструктажа. Здесь речь идет о физической безопасности, обеспечение которой возможно через отслеживание следующих моментов.

1. Необходимо обеспечить обратную связь в период подготовки и во время инструктажа по технике безопасности.
2. Важно отслеживать, чтобы при выполнении задания требования производственной обстановки не превысили возможности работника в данный момент.
3. Необходимо выяснить, есть ли факторы на рабочем месте, в рабочей обстановке, которые могут спровоцировать насилие и агрессивное поведение.
4. Важно объяснить, как разрешаются трудовые конфликты на производстве, к кому обращаться в случае возникновения проблем, связанных с производством.

Идеальными условиями для несовершеннолетнего, впервые устроившегося на работу, является институт наставничества, когда в течение как минимум первого года работы рядом находится опытный наставник, который помогает решить рабочие вопросы и в идеале вообще участвует в жизни воспитанника (подсказывает, как проводить досуг, рационально распределять средства, ладить с людьми, делится житейским опытом). В этом случае важно, чтобы наставник был уважаемым человеком в коллективе, его деятельность не сводилась к «галочке» в журнале учета или получению премии за наставничество (о денежном вознаграждении за эту работу воспитанник вообще может не знать, иначе отношения ученик-наставник могут быть неправильно интерпретированы со стороны воспитанника и приведут к конфликтам). Бывали случаи, когда несовершеннолетние, зная, что предприятие получает дополнительные налоговые льготы за то, что предоставило им место работы, пользуются этим и исполняют работу «спустя рукава», прогуливают, думая, что работодатель ради льгот будет закрывать на это глаза, чтобы не лишиться привилегий.

Наставник должен общаться с воспитанником как бы на равных, учить его уходить от конфликтов, уметь отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, помогать другим работникам (при этом, не выполняя их работу и не считая себя «мальчиком на побегушках»), не бояться задавать вопросы, подсказал возможности повышения квалификации, уровня образования. Наставник может рассказывать истории из своей жизни — «Когда я получил первую зарплату, быстро потратил её, а потом сожалел, что сделал не правильно» или «В первую неделю я доставал своего наставника глупыми вопросами» и пр.

Очень важно, чтобы воспитанник со временем стал ощущать свою необходимость в данном коллективе, уважение за хорошо выполненную работу (не забывая о возможности наказания за реальные проступки — штрафы за прогулы, опоздания, брак и пр.), понимал, что несет ответственность за результат. Постепенно выпускник детского дома перевоспитывается, у него пропадает привычка иждивенчества, воспитывается привязанность к труду, понимание адекватности оплаты. Через некоторое время приходит осознание возможности профессионального и карьерного роста при условиях повышения качества работы, знаний или при получении дополнительного образования (курсы повышения квалификации, средне-специальное или высшее образование).

При принятии на работу несовершеннолетнего выпускника детского дома — сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, работодатель должен строго исполнять правовые нормы и гарантии, на которые имеют право дети данной категории. В случае возникновения конфликтов, дисциплинарных нарушений, психологических проблем работодатель имеет право связаться с органами государственной службы занятости населения, органами опеки, социальными педагогами, комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав. Вопросы увольнения несовершеннолетних согласовываются с данными службами, опекунами или попечителями (если они есть).

Трудовой договор с несовершеннолетним имеет свою специфику, особое внимание стоит уделить должностным обязанностям, дисциплине, возможным поощрениям и взысканиям, порядку расторжения договора, в таком договоре все должно быть прописано до мелочей — приход на работу, компенсации за переработку, гарантии на получение дополнительного отпуска на сдачу экзаменов, порядок и причины увольнения, ответственность за порчу имущества и пр. Например, несовершеннолетний работник должен быть предупрежден о материальной ответственности за возможный ущерб, нанесенный имуществу работодателя (во всех других случаях несовершеннолетний не может нести материальную ответственность на предприятии).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: