Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, садитесь.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.
Подготовка рабочего места
-Ребята, прежде чем начать работу, я бы хотела спросить, всё ли у вас есть? Я буду называть предмет, а вы проверьте все ли у вас готово к уроку.
- Все принесли ткань, края которой не осыпаются?
- У всех есть мел и цветные нитки?
- Проверьте наличие клея, ножниц, иголки, линейки
- У кого все готово к уроки сели ровно, руку на локоток.
Техника безопасности
-Где должны лежать ножницы?
-Как их нужно передавать?
-Нужен ли футляр для лезвия ножниц?
-Можно ли работать с тупыми и неисправными ножницами?
-Как нужно держать иголку?
- Храни ножницы в указанном месте.
- Клади их на стол так, чтобы они не выступали за край стола.
- При работе следи за линией разреза.
- Не работай тупыми ножницами или ножницами с ослабленным креплением.
- Материал держи в руке так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.
- Не держи ножницы концами вверх.
- Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
- Не режь ножницами на ходу.
- Передавай ножницы концами вперёд в закрытом виде.
Постановка темы и цели
Для того, чтобы обозначить тему нашего сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав следующий кроссворд:
1. Брюки, юбка, рубашка одним словом это …
2. Застежка для верхней женской казахской национальной одежды.
3. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
4. Мужская и женская казахская национальная одежда без рукавов, сшитая в талию (вид плечевого изделия).
5. Профессия, связанная с созданием моделей одежды.
6. Казахский национальный головной убор невесты.
7. Прямой широкий халат с длинными рукавами у казахов.
8. Легкая матерчатая шапочка круглой или квадратной формы у народов Средней Азии.
1.Одежда
2.капсыРма
3.Ножницы
4.кАмзол
5.Модельер
6.саукЕле
7.шапаН
8.Тюбетейка
- А теперь проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд
- Прочитайте выделенное слово, которое у вас получилось.
Верно! Это слово «орнамент».
-Итак ключевое слово урока нашего … (орнамент).
-Что такое орнамент?
Орнамент – это узор, основанный на повторении и чередовании его элементов.
-Где используется орнамент?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
- О какой детали костюма? Какие головные уборы?
- Что мы будем делать на занятии, какую работу выполнять?
- А теперь ребята скажите, как будет называться тема нашего занятия
- Тема нашего занятия «Тюбетейка с орнаментом»
Планирование предстоящих трудовых действий
Вступительная беседа
Народные орнаменты отличаются друг от друга, потому что у каждого народа свой образ жизни, свои обычаи и традиции.
Рассказ о казахском орнаменте
- Что вы знаете о казахском орнаменте?
Казахский орнамент отличается тем, что отражает жизнь кочевого народа, занимающегося скотоводством и перемещающегося от пастбища к пастбищу. Национальный узор мюиз означает рога животных, и из него составляются более сложные орнаменты: гусиные лапки, птичьи крылья, верблюжья ступня. Каждый мастер по своему усовершенствует и преобразует этот узор.
У казахов существует много видов головных уборов: шапка – борик, шляпа – калпак, меховая шапка – тымак, ушанка – кулакшын, тюбетейка – такия, и другие.
Такия – маленькая шапочка, облегающая голову, которая украшена вышивкой.
А что такое вышивание?
Вышивание – древнейший вид прикладного искусства. Народные мастера веками украшали вышивкой одежду, предметы быта и сохранили этот вид искусства до наших дней. Вышивание тесно связано с народными обычаями и традициями. В вышиваемых узорах мастера отражали свое видение окружающего мира. Искусство вышивания хорошо развито в Казахстане. И сейчас народные мастера украшают вышивкой настенные ковры, головные уборы, одежду и многое другое.
Анализ готового изделия
- Посмотрите внимательно на готовое изделие.
- С каким материалом будем работать? (ткань, края которой не осыпаются).
- В какой технике выполнена тюбетейка? (вышивание).
- Какие цвета использованы в изготовлении тюбетейки? (зеленый, красный, желтый)
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?
- Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (ткань, ножницы, линейка, клей, мел, иголка, цветные нитки)
Физминутка
Мы садимся в самолет,
Отправляемся в полет
Мы летим над облаками
Машем папе, машем маме.
Видим, как течет река,
Видим в лодке рыбака,
Осторожнее: гора!
Приземляться нам пора!
5. Изготовление изделия по намеченному плану
1. Для изготовления тюбетейки возьми однотонную ткань. Вырежи из бумаги круг радиусом 10 см. наложи выкройку на ткань, обведи с припуском на шов 1 см и вырежи. Затем вырежи четвертую часть круга.
2. Вырежи из ткани полоску длиной 45 см и шириной 6 см. вышей на ней узоры зелеными, красными и желтыми нитками.
3. Пришей полоску к верхней части таки. Тюбетейка готова.
(Звучит медленная музыка. Каждый ученик делает свою тюбетейку. Учитель оказывает детям индивидуальную помощь)
Проверка изделий, анализ работы
- Ребята, завершаем работу. Организуем выставку изделий и приступим к защите изделий.
- Правильно ли подобраны цвета?
- Аккуратно ли выполнена работа?
Подведение итогов
- С каким материалом мы сегодня работали?
- Что такое орнамент?
- Что такое вышивание?
- Какие виды шитья вы знаете?
- Какие виды шитья используются при вышивании?
- Как еще можно украсить головной убор