Класс - элективный курс по географии




2ноября и 5 ноября 2020 г.

Тема урока: План местности.

мы можем перенести нашу планету целиком в школьный атлас? (нет). Именно по этому, мы используем изображения Земли и её части – на глобусах, географических картах, используем космические снимки, планы местности. Они нам дают представление о величине и взаимном расположении географических объектов.

Однажды мальчик Вова, гуляя по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не видел. Аллея была длинная-предлинная, и по обеим её сторонам росли старые липы. Мальчику так понравилась аллея, и он решил сделать её план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда.

Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова не знал ни условных знаков, и никак не мог понять, как уместить всю эту длинную аллею на листе бумаги.

Вова не знал о существовании масштаба и каким же образом уместить всё, что видишь на бумаге.

1) что же такое план местности? Ребята, вспомните, вы все рисовали и вклеивали в дневники в начальной школе рисунки, как они называются? (Разговор и том, как пройти от дома к нужному объекту – итог: нарисовать схему!!! план территории!!!

2) почему важно его изучать и знать, или уметь читать? (чтобы знать, как, куда добраться, что окружает и нет ли опасностей….)

3) с помощью чего изображают различные объекты на плане местности? (условные знаки)

4) Давайте рассмотрим изображения на разных источниках и условные знаки на форзаце учебника, и ответим на мои вопросы (сравнить рисунки на форзаце).

1. Людям, каких профессий, для решения каких задач, могут понадобиться изображения местности?

2. Где предметы наиболее похожи на их действительный вид на местности?

3. Изображены ли на плане предметы местности, которые не видны на аэрофотосъёмке? Какие это предметы?

4. На каких из этих изображений можно узнать о названии села, реки, а в лесу породы деревьев? (на плане местности).

5. Какое из изображений даёт больше сведений и удобнее для изучения и использования местности? (план)

5) как изображена дорога, тропа, огород и т.д. на плане (с помощью знаков и масштаба). План местности составляется по определённым правилам топографами

точное определение: План местности (топографический план) – это чертёж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

 

Отличительные особенности плана местности.

- По плану местности можно получить больше информации

-название улиц, рек, посёлков

- Направление на север, юг, запад, восток.

- о течении рек

- о высоте земной поверхности.

- составить план местности можно только при помощи условных знаков

Условные топографические знаки – знаки, обозначающие объекты на плане. Каждому соответствует свой цвет, они должны быть одинаковыми по форме, размеру, цвету. Давайте обратимся к заданию на стр. 12.

6)Мы говорим, что на плане всё уменьшено в несколько раз, и здесь наверное тоже есть определённые правила, давайте разберёмся, что такое масштаб? Как вы считаете? Повторим понятие МАСШТАБ

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

Масштаб (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

7) виды масштаба:

Масштаб может быть записан тремя способами, поэтому на каждом плане или карте обязательно указывается численный, именованный и линейный масштаб. План становится более удобным для использования, если масштаб на нем указан тремя способами (рис. форзац). Зарисуем следующую схему в тетрадь.

Численный масштаб выражается в виде дроби, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение.

Например:

Масштаб 1: 10 000 (читается одна десятитысячная) показывает, что каждому сантиметру на карте соответствует 10 000 см (100 м) на местности.

Другими словами, эта запись означает, что отрезок длиной 10 000 см (100 м) на местности изображается на плане отрезком длиной 1см.

Примеры:

1: 50 – 1 см на карте равен 50 см на местности;

1:100 – 1см на карте равен 100 см на местности;

1: 1000 – 1 см на карте равен 1000 см на местности (10 метрам на местности).

На планах и картах не только указывают численный масштаб, но и записывают его словами, т.е. именуют. Такой масштаб называется именованным.

Например: в 1 сантиметре 100 метров (смотрите рис. 1форзац).

Как перевести численный масштаб в именованный

· Записать в 1см –.

· Поскольку в 1 метре 100 сантиметров, то нужно убрать два нуля.

· Поскольку в 1 километре 1000 метров, то нужно убрать ещё три нуля (если можно).

· Оставшееся число записать после тире, указать метры или километры.

Например:

1: 1|00 1 см – 1 м

1: 10|00 1 см – 10 м

1: 10 0|00 1 см – 100 м

1: 1|0 00|00 1 см – 1 км

1: 5|00 1 см – 5 м

1: 20 0|00 1 см – 200 м

1: 30|0 00|00 1 см – 30 км

Запишите правило и примеры

Как перевести именованный масштаб в численный

· Записать 1: и величину масштаба (число после тире)

· Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.

· Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить ещё три нуля.

Например:

· в 1 см – 25 м 1: 2 500

· в 1 см – 300 м 1: 30 000

· в 1 см – 4 км 1: 400 000

· в 1 см – 50 км 1: 5 000 000

Обычно на планах, кроме численного и именованного масштабов, помещают линейный масштаб (смотрите рис.1). Он представляет собой линию, разделённую на равные отрезки (смотрите рис.2). Отрезки справа от нуля показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т.д. Отрезок слева от нуля разделён на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки. Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля-измерителя или полоски бумаги. При помощи линейного масштаба можно определять длину кривых линий, например реки, дороги. Дополняем нашу схему.

 

 

Чем меньше масштаб карты, тем подробнее изображена на ней территория.

За крепление: численный и именованный масштаб

1) Переведите ч.м. в и.м. в 1 см – 100 м (1: 10 000); 0.5 км (1: 50 000)

1: 500 (в 1 см – 5 м)

1: 10000 (в 1 см - 100 м)

1: 250000(в 1 см - 2.5 км)

1: 1 000 000(в 1 см – 10 км)

План местности - это чертёж небольшого участка территории, выполненный по специальным правилам.

 

Источник изображения: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/120c/00009ac3-ce378a1f/hello_html_m5c67577c.jpg

Основные правила построения плана:

1.План изображает местность сверху;

2.Все объекты на плане изображаются в уменьшенном виде, в масштабе;

3.Объекты изображаются с помощью условных знаков.

Учитель предлагает сравнить два рисунка, найти недостатки аэрофотоснимка по сравнению с планом местности:

Рис. 1

1.Какой буквой обозначен план местности, а какой аэрофотоснимок?

2.Можно ли по аэрофотоснимку определить название деревни, реки?

3. Можно ли по аэрофотоснимку узнать направление реки?

4. Можно ли по аэрофотоснимку узнать, хвойный растёт лес или лиственный?

5.В чём отличие плана местности от аэрофотоснимка?

Условные знаки - это символы, благодаря которым на картах обозначают местоположение и виды объектов, их формы и размеры.

Знакомство с условными знаками в атласе.

 

Интерактивный тренажёр на соответствие:

 

 

«УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ»

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на план или карту, меньше её действительных размеров.

 

Алгоритм решения задач на определения расстояний на плане от точки А до точки В

Задача:

Масштаб карты 1:1000000. Чему равно расстояние между городами А и В, если на карте оно составляет 2,5 см? Ответ дайте в км.

Решение:

1:1000000 – численный масштаб

В 1 см 10 00000 см (переводим см. в км.)

В1 см 10 км – именованный масштаб

25 км – расстояние между городами А и В.

1 см 10 км – именованный масштаб

 


ЗАДАЧИ №1,№2
DOCX / 11.72 Кб

Определить, в каких случаях стороны горизонта соответствуют указанному азимуту:

1-вариант 2-вариант
  • «С-З» - А=135°
  • «Ю-В» - А=140°
  • «С» - А=360°
  • «С-В» - А=135°
  • «С» - А=0°
  • «З» - А=90°

Практическое задание

1-вариант 2-вариант
Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: