Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской




Один из самых популярных ознакомительных ходов

1.Предлагается написать на листе бумаги свои имя, отчество и фамилию, а затем вспомнить, каким именем чаще всего нас называют домашние. Так создаётся атмосфера тепла и доверия. Ну, что человеку приятнее всего слышать? Конечно, своё имя!

2.Затем надо было разбить фамилию на буквы или слоги

С-В-Е-Т-Л-А-Н-А-С-Е-Л-Е-З-Н-Ё-В-А

Далее из букв фамилии нужно было создать новые слова. Вот, что у меня получилось:
СВЕТ, ЛЕС, ВЕТЛА, НЕВЕСТА, СТЕНА, ВЕСНА……


Из этих слов надо было выбрать те три, которые нравятся более других, и это были слова ЛЕС, ВЕСНА, СВЕТ
К каждому из этих слов за 5 минут надо было подобрать по 12 ассоциаций, причём, это могли быть не только существительные. Получилось вот что:

ЛЕС ВЕСНА СВЕТ

ЗЕЛЁНЫЙСОЛНЕЧНАЯ ТЁПЛЫЙ

ХВОЙНЫЙРАДОСТНАЯ ЯРКИЙ

АУКАЕТ ЗВЕНИТ СЛЕПИТ

ЯГОДЫКАПЕЛЬ ОБЛАКА

ГРИБЫГРАЧИ СОЛНЫШКО

 

3. Можно пообщаться с соседом, чтобы дополнить ассоциативный ряд. У меня например в столбике «лес» появилось слово «змеи», в «весне» -лужи, а в «свет» - выключить.

Затем каждом столбике надо было подчеркнуть по 5 слов, которые нравятся больше других, а из всех этих слов выбрать одно самое-самое, и это для меня слово ЗВЕНИТ
Это слово и должно было стать первым в тексте, который следовало создать за 5 минут, используя в нём все подчёркнутые слова.


Звенит весенняя капель,

Лес позабыл уж про метель.

Аукается хвойный лес

С грачиным граем. До небес,

Где солнышко и облака

Взлетает радости река….


5. Затем участники читают тексты, желательно не свои, говоря, что они бы написали по-другому.

6. Работы корректируются..

7.Последний этап мастерской - рефлексия. Участники рассказывают о своих впечатлениях от работы в мастерской. Чаще всего это удивление. Как от одного слова можно прийти к тексту.

 

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской

… при проведении мастерских для организации поисковой и творческой деятельности обучающихся используются те же приёмы и методы, что и при интегративном подходе, и при РКМЧП:

1. Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

2. Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

3. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».

Последовательность действий:

1) учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);

2) предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.

Например:

1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;

3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

4. Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

5. Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика). Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

6. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты; 5) новые факты; 6) возникшие факты и проблемы; 7) версии ответов; 8)рефлексивные суждения.

8. Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.

9. Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения.

10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу.

14. Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из художественного, критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант. На заключительном этапе проводится рефлексия.

 

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного и индивидуального творчества:

- круг решённых проблем;

- творческие работы (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.). Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.


Законы мастерской как нельзя более соответствуют требованиям работы с одарёнными детьми:

Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.

Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)

Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.

Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных цветах, которые вместе дают ощущение "радуги" мира.

Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.

 

Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эта работа способствует воспитанию грамотного читателя и предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

 

 

Примеры детских текстов, созданных в рамках технологии:

 

 

В последнем случае сложились две «картинки» - предложенные на уроке русского языка апельсины и недавно изученное стихотворение Ал. Блока. Так что получивший текст – скорее реминисценция. Но тоже свидетельство неординарности.

 

(Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет, -

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Ал. Блок)

 

И эта реминисценция обращает нас ещё раз к тому, без чего немыслима, с моей точки зрения, школа. К интеграции, реализующей прежде всего системно-деятельностный подход.

Понятие интеграции пришло в российскую педагогику в 70-80-ые годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Причины обращения к интегрированным урокам различны:

· Интеграция даёт возможность показать учащимся «мир в целом», преодолевая разобщённость научного знания по отдельным дисциплинам;

· Интеграция исключает дублирование материала, следовательно освобождает учебное время, снижает перегрузки;

· Интеграция способствует повышению мотивации и в обучении;

· Интеграция способствует формированию всесторонне развитой личности, путём формирования системного стиля мышления;

· Интеграция позволяет систематизировать знания;

· Интеграция способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

· Интеграция, обладая большой информативной емкостью, способствует увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

· Интеграция способствует повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществления системно-деятельностного подхода к обучению.

Механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Любой первоклассник, приходя в школу, точно знает, что он пришёл «учиться». Он ещё не делит это слово на составляющие: учиться математике, русскому языку, истории. Но образовательный процесс всё дальше разводит эти составляющие. И тут на помощь приходит интеграция.Межпредметное интегрированное содержание (слияние разнохарактерных знаний, способов деятельности, интеллектуальных технологий) содержит в себе больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных проблем. Интегрированное содержание на межпредметной основе является одним из средств, способствующих погружению. Погружение возможно, если создана информационно плотная, непрерывная обучающая среда, но именно это и присуще интегрированному содержанию.

Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует решению еще одной важной педагогической задачи - повышению уровня личностного развития учащихся. Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний.

«… люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспитания…», - писал К. Маркс. Он, как и упоминавшийся выше Август Бебель, понимал, что гении «должны иметь возможность образоваться и развиться». И что одного знания мало. Необходим такой подход кформированию духовного мира личности, чтобы весь спектр человеческих ценностей возможно более полно персонифицировался в каждом человеке. Однако такая персонификация может быть действенной только тогда, когда в её основу положена система идеалов личности, совпадающая с системой идеалов страны и времени.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает, задачи развития личности, превращаясь тем самым действенный фактор развития общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ещё и потому, что именно в школьном возрасте человек наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Методологической основой федерального государственного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определила цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому определяются и базовые национальные ценности:

· Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству

· Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство

· Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство

· Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

· Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

· Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота старших о младших, забота о продолжении рода

· Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость

· Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

· Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор человека, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие

· Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима интерактивность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Мы в гимназии ставим перед собой цель создания системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование обучающихся, основанное на приобщении к культурным ценностям нашей страны и нашего края.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: