Установленный законом источник информации о готовящемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела.
Наличие повода порождает обязанность этих органов рассмотреть вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела.
По делам публичного обвинения поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (ч. 1 ст. 140, 141-143 УПК).
По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить, как правило, заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2-4 ст. 20 УПК).
Заявление о преступлении - наиболее распространенный на практике повод к возбуждению уголовного дела. Заявления (сообщения) могут быть поданы (направлены) гражданами, руководителями организаций и должностными лицами. Они бывают индивидуальными и коллективными. Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.
В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть сделаны в устном или письменном виде. Устные заявления граждан заносятся в протокол, который должен содержать следующие сведения:
- место и время принятия заявления;
- должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление;
- данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
|
- отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя[3];
- изложение от первого лица (т. е. от имени заявителя) содержания заявления;
- отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.
Поскольку прием заявления и допрос свидетеля имеют различное процессуальное значение, устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть занесено именно в протокол заявления, а не в протокол допроса свидетеля.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако оно может подлежать проверке с применением оперативно-розыскных мер. В случае, если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подлежит возбуждению со ссылкой на повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).
Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц любых форм собственности и имеющих любой организационно-правовой статус, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождении и контактном телефоне (факсе, других средствах связи).
|
Сообщение юридического лица подписывается его руководителем, под которым понимается лицо, обладающее властно-распорядительными функциями, уполномоченное выступать и действовать от имени организации (учреждения, предприятия и т. п.) во всех правоотношениях, представлять его интересы без доверенности, издавать обязательные для всех работников данного юридического лица приказы и другие акты управления, или его заместитель.
Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительскими полномочиями: уполномоченный по правам человека, государственные инспектора сан-эпидемнадзора, госгортехнадзора, охот- и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т. п.
Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону в орган дознания (как правило, дежурному по органу внутренних дел), следствия или прокуратуры, должны фиксироваться с указанием фамилии, имени, отчества и адреса заявителя. Должностное лицо, получившее данное сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким же образом оформляется заявление о преступлении и в других случаях, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (ч. 5 ст. 141 УПК).
Явка с повинной - это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении органу дознания (дознавателю), следователю, прокурору или суду. Сообщение может быть сделано не только о совершенном, но и о готовящемся преступлении. Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия в связи с тем, что им совершено преступление. При этом добровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но, тем не менее, предпочло сообщить о содеянном.
|
Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным органам (незарегистрированного), или же преступления известного, но не раскрытого, когда лицо, его совершившее, не установлено следственным путем.
Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для явки с повинной не только устную, но и письменную форму. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК и с соблюдением формы, предусмотренной приложением № 3 к УПК. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и дознавателем, следователем, прокурором, составившим протокол.
Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела, названный в ст. 140 УПК, - сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников.К иным источникам, в частности, относятся непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознавателем признаков преступления, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, интервью и любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, заявления, сделанные в других средствах массовой информации.
Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч. 1 ст. 140. Согласно ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела[4].
Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований,т. е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).
Понятие «основания для возбуждения уголовного дела», таким образом, содержит два неразрывно связанных между собой элемента:
1) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела;
2) наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления.
Указание в законе на наличие признаков преступления как необходимого элемента основания для возбуждения уголовного дела особенно наглядно показывает неразрывную связь уголовного и уголовно-процессуального права. Установление признаков преступления предполагает наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголовного закона.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание должно обращаться на признаки, позволяющие отграничить уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско-правовые и иные отношения.