МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01
«ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
Пенза, 2016
ОДОБРЕНО Методической (цикловой) комиссией укрупненной группы специальностей «Экономика и управление» и «Юриспруденция» Председатель комиссии ___________ А.Г.Кольцова Протокол №____от __________20 | Составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно – методической работе __________Л.В. Волкова |
Автор: Мякотина Л.В.- преподаватель правовых дисциплин ТЭО ГАПОУ ПО ПМПК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1 Общие положения и требования к выполнению дипломной работы | |
2 Выбор и утверждение темы, назначение руководителя дипломной работы | |
3 Структура, содержание и методика выполнения дипломной работы | |
4 Рекомендации по оформлению работы | |
5 Защита и оценка выпускной квалификационной работы | |
Приложение А Задание на выпускную квалификационную работу | |
Приложение Б Титульный лист | |
Приложение В Содержание | |
Приложение Г Оформление заголовков | |
Приложение Д Список использованных источников | |
Приложение Е Оформление библиографического списка | |
Приложение Ж Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы | |
Приложение И Рецензия на выпускную квалификационную работу |
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является формой государственной итоговой аттестации студентов, завершающих обучение по программе среднего профессионального образования специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» (базовой подготовки) в Торгово-экономическом отделении ГАПОУ ПО ПМПК. Целью государственной итоговой аттестации является определение уровня теоретической и практической подготовленности выпускников и степени освоения ими видов профессиональной деятельности в соответствие с требованиями ФГОС СПО.
|
Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. Выпускная квалификационная работа по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» выполняется в форме дипломной работы.
В настоящем пособии даны основные методические указания по подготовке, оформлению, представлению и защите дипломных работ по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Данные рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» и преподавателей, осуществляющих научно-методическое руководство подготовкой дипломных работ.
Целью Методических рекомендаций является оказание помощи студентам по выполнению и подготовке дипломной работы. Они разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и положением о Государственной итоговой аттестации в ГАПОУ ПО ПМПК.
|
1. Общие положения и требования к выполнению дипломной работы
Дипломная работа представляет собой самостоятельно выполненное студентом законченное исследование в профессиональной области деятельности, соответствующее квалификационным требованиям ФГОС по специальности.
Дипломная работа должна отражать знание студентом основных нормативных и теоретических положений и категорий в социальной сфере, научных исследований по данной проблематике, публикаций ведущих специалистов.
Дипломные работы, выполняемые студентами, обучающимися по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, могут быть двух видов: теоретическое исследование темы или теоретико-аналитический анализ проблемы с использованием конкретных практических материалов.
Основными задачами выполнения дипломной работы являются:
- проверка и определение соответствия уровня и качества подготовленности, обучающихся Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности, профессии и тем дополнительным требованиям, которые предъявляет образовательная организация к выпускнику;
- углубление теоретических знаний;
- развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- совершенствование навыков самостоятельного изучения учебной, профессионально направленной и методической литературы;
- приобретение умений анализировать и обобщать передовой профессиональный опыт, описанный в литературе, и собственный опыт работы по специальности, профессии в период производственного обучения;
|
-- усвоение сущности некоторых методов осуществления учебного, научного исследования, формирование умений разрабатывать собственные элементарные методики исследования тех или иных профессиональных вопросов.
К дипломной работе предъявляются следующие требования:
-- самостоятельность;
-- активность;
-- своевременность выполнения работы по этапам;
-- дисциплинированность;
-- глубина проработки проблемы;
-- творческий подход;
-- ответственность;
-- научность информации;
-- наглядность представления информации (наличие схем, рисунков, таблиц, диаграмм и т.п.).
Дипломная работа должна отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с нормативными правовыми актами. Дипломная работа – это самостоятельное научное исследование, представляющее собой сочетание теоретического освещения вопросов темы с анализом нормативных правовых актов и юридической практики. Работа должна свидетельствовать об индивидуальном подходе автора к научному освещению проблемы, оценкам существующих мнений. Дипломная работа должна быть творческим сочинением по форме и содержанию, показывать общую и правовую культуру автора.
К защите дипломной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной профессиональной образовательной программы по специальности «Право и организация социального обеспечения»
Выполнения дипломной работы обучающимися включает следующие виды деятельности:
- выбор и обоснование темы совместно с руководителем дипломной работы;
- получение задания на дипломную работу;
- выбор методики исследования и работы над информационными источниками; - составление библиографического списка по теме и разработка плана дипломной работы;
- составление совместно с руководителем дипломной работы календарного графика с указанием срока завершения отдельных этапов;
- подбор материалов в соответствии с намеченным планом;
- изучение и систематизация собранных материалов;
- уточнение отдельных вопросов у консультанта и руководителя дипломной работы;
- получение зачета по преддипломной практике;
- представление текста работы на проверку руководителю по мере написания отдельных разделов;
- письменное изложение результатов исследования и формулировка выводов;
- внесение исправлений и дополнений в работу по замечаниям руководителя;
- оформление и брошюровка работы;
- представление законченной работы на отзыв руководителю дипломной работы;
- представление работы на рецензию;
- подготовка к защите дипломной работы: написание текста выступления, отбор и оформление графического (иллюстративного) материала, выносимого на защиту;
- защита дипломной работы.
2. Выбор и утверждение темы, назначение руководителя дипломной работы
Выполнение дипломной работы начинается с выбора ее темы. Это очень ответственный момент. От правильности его проведения во многом зависят характер и качество написания, защита дипломной работы, а также дальнейшая деятельность будущего специалиста.
По специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения имеется тематика дипломных работ, рассмотренная и одобренная методической (цикловой) комиссией и утвержденная директором колледжа.
Темы дипломных работ сформулированы с учетом тематики курсовых работ по специальности, рекомендаций работодателя. Тематика ежегодно пересматривается в соответствии с современными требованиями науки, практики и изменениями законодательства.
Каждый студент самостоятельно выбирает тему, консультируясь с ведущими преподавателями. Выбирать тему желательно в начале последнего года обучения. Это позволит студенту основательно работать над темой, глубоко изучить литературу по данной теме, законодательные, инструктивно-нормативные документы, собрать значительный объем практических данных.
Закрепление за студентом темы дипломной работы и назначение руководителя утверждается приказом директора колледжа.
Руководители дипломных работ подбираются из числа высококвалифицированных преподавателей и практических работников, имеющих достаточный научно-методический уровень и опыт руководства.
Руководитель дипломной работы обязан:
-оказывать помощь студенту в составлении плана дипломной работы;
-регулярно консультировать дипломника по всем возникшим вопросам;
-контролировать ход написания работы;
-дать отзыв на дипломную работу.
В процессе выполнения дипломной работы студентам необходимо соблюдать следующую последовательность:
1.Составление задания и графика подготовки дипломной работы.
2.Изучение литературных источников по теме.
3.Составление плана.
4.Сбор и изучение практических материалов.
5.Написание и оформление дипломной работы.
6.Защита дипломной работы.
Подготовка дипломной работы начинается с составления задания по установленной форме, где указывается тема и объект исследования, определяется перечень основных видов работ, объемы разделов, календарный график выполнения и представления дипломной работы к защите. Большинство пунктов задания устанавливаются с учетом общих требований, специфики объекта и предмета исследования, других особенностей подготовки диплома (приложение А). По мере выполнения отдельных разделов или пунктов графика студент сдает их для ознакомления руководителю.
Важным условием успешного выполнения дипломной работы является правильный подбор и изучение студентом специальной литературы, законодательных и нормативных материалов, инструкций и указаний, раскрывающих теоретические положения и основные проблемы избраной темы. Поэтому после составления дипломного задания студент в максимально короткий срок знакомится с новейшими литературными источниками и приступает к составлению плана дипломной работы.
Правильно составленный план имеет большое значение. По существу- это одна треть всей работы. В ходе разработки темы первоначальный план может уточняться, дополняться и меняться. Окончательный вариант обычно складывается к моменту завершения исследования. Изучая вопросы темы, надо строго придерживаться плана. Это обеспечит последовательность в рассуждениях, логическую связь между отдельными разделами.
Сбор и изучение практических материалов желательно производить на всем протяжении учебы от момента выбора темы, в ходе научно-исследовательской деятельности, на практике, до непосредственного этапа написания и оформления диплома. Практические данные собираются и обрабатываются, как правило, за последние 3-5 лет функционирования объекта исследования. Чем больше практический материал, тем, как свидетельствует многолетний опыт, быстрее и качественнее пишется диплом.
3. Структура, содержание и методика выполнения дипломной работы
При написании дипломной работы студент должен:
-всесторонне изучить выбранную правовую проблему, ее теоретическую и практическую значимость;
-обосновать актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, указать методологическую и методическую базу исследования;
-подобрать и проанализировать нормативные правовые акты и научную литературу по теме;
-собрать и обобщить материалы юридической практики (судебной, нотариальной и т.д.). Можно использовать конкретный практический материал по месту работы (прохождения практики) дипломника в рамках своей специализации;
-изложить теорию и основные положения практики рассматриваемого вопроса, сделать обзор основных дискуссионных моментов темы;
-обосновать собственное видение по рассматриваемой проблеме, определить свое отношение к существующим научным позициям, концепциям, юридической практике;
-сформулировать выводы по исследованию и обоснованию конкретных предложений, рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности существующей практики.
На основе данных положений строится структура дипломной работы, включающая следующие элементы:
1. Титульный лист
2.Задание на дипломную работу
3. Содержание
4. Введение
5. Основная часть (главы)
6. Заключение
7. Список использованных источников
8. Приложения
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ дипломной работы оформляется по образцу (приложение Б) в печатном виде. Руководитель дипломной работы и рецензент приводятся с указанием ученых степеней (званий) и занимаемых должностей.
СОДЕРЖАНИЕ выполняется на одном листе. Оно включает введение, наименование всех разделов, глав, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами через точку, слово «глава» не пишется. Используется цифровой метод нумерации: 1, 1.1, 1.2, 2, 2.1, и т.д. (приложение В).
Во ВВЕДЕНИИ дипломной работы должны быть определены:
-актуальность темы;
-объект исследования (общественные отношения, складывающиеся в исследуемой сфере);
-предмет исследования (нормы соответствующей отрасли права, регулирующие исследуемые общественные отношения);
-цель дипломного исследования;
-задачи, которые ставит перед собой студент для достижения цели;
-анализ степени научной изученности проблемы в литературе;
-характеристику основных научных источников, нормативной базы исследования, позиций ведущих авторов по исследуемой теме;
-характеристику методов исследования;
-особенности структуры работы.
Объем введения - 3-4 печатных листа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ дипломной работы разбивается на главы, параграфы, в которых исследуются вопросы темы. Основная часть дипломной работы состоит из нескольких (обычно трех) логически связанных глав. В первой главе необходимо дать характеристику основных понятий темы, характеристику законодательства, историю правового регулирования вопроса, раскрыть основные теоретические положения по исследуемой проблеме, т.е. первая глава должна носить теоретический характер.
Во второй главе нужно провести анализ действующего законодательства по исследуемому вопросу, раскрыть основные аспекты правового регулирования отношений в конкретной сфере, показать реальный правовой механизм изучаемого явления.
В третьей главе необходимо показать основные проблемы, возникающие в правоприменительной практике, и пути их решения. Работа может содержать предложения по изменению положений нормативных актов, совершенствованию организации деятельности государственных и иных органов в сфере социального обеспечения и социальной защиты.
Желательно, чтобы главы и параграфы резко не отличались по объему друг от друга, а также гармонично сочетали теоретические и прикладные аспекты рассматриваемой проблемы.
В начале каждой главы необходимо определить задачу исследования. Изложение материала дипломной работы должно быть последовательным, взаимообусловленным. Искусственное увеличение объема работы за счет, например, пространных исторических описаний (там, где в этом нет необходимости) не допускается.
В конце главы студент должен обобщить (если схема исследования это позволяет) изложенный материал и сформулировать промежуточные выводы, к которым он пришел.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ дипломной работы формулируются краткие выводы и конкретные предложения автора по теме, подводятся общие итоги исследования:
-излагаются выводы студента, представляющие теоретическую и практическую значимость по исследуемой теме и рекомендации;
-высказываются предложения, направленные на совершенствование законодательства и дальнейшее направление исследования проблемы.
Не рекомендуется вводить в заключение содержательные элементы исследования, которые должны были рассматриваться в основной части работы, или формулировать вывод, который не является результатом анализа в основной части работы.
Объем заключения – 4-5 печатных листов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ должен содержать не менее 40 наименований, оформленных в соответствие с действующими требованиями ГОСТ 7.1-03 (приложение Е). В начале списка указываются нормативные акты по степени убывания юридической силы, затем материалы судебной практики, затем - остальные источники в алфавитном порядке (монографии, статьи, и.д.р.).
ПРИЛОЖЕНИЯ содержат, как правило, дополнительный фактологический, статистический материал (схемы, графики, фотографии и т.п.), позволяющий автору усилить аргументацию того или иного положения, ярче показать достоверность расчетов. Приложения даются в порядке ссылок на них в дипломной работе.
4. Рекомендации по оформлению работы
Дипломная работа должна оформляться в соответствии с требованиями государственных стандартов:
-текстовые документы – по ЕСКД;
-технологические документы – по ЕСТД;
-программные документы – по ЕСПД;
-документы для автоматизированной системы управления – по государственным стандартам системы технологической документации на АСУ.
ВКР присваивается обозначение (регистрационный номер), состоящее из индекса ВКР (дипломная работа – ДР), номера специальности (40.02.01) номера приказа об утверждении тем ВКР и номера по списку автора из данного приказа, двух последних цифр года окончания выполнения проекта, разделяемые тире.
Например, ДП-40.02.01-ТЭО-645/С-19-15
Дипломная работа печатается на одной стороне листа бумаги стандартного формата А4, через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт Times New Roman, кегль 14. Полужирный шрифт не применяется. Общий объем работы 40-50 печатных листов по 28-30 строк на листе. Текст должен быть ограничен установленными полями: левое - не менее 30 мм, правое- 10 мм, верхнее и нижнее- 20 мм, выравнивание по ширине
Наименования «Введение», «заключение», «список использованных источников», «ПРИЛОЖЕНИе» являются заголовками структурных элементов работы. Эти элементы начинаются с нового листа, их заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Главы также начинаются с нового листа, пункты – в общем тексте. Названия глав, пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, выравнивание делается по ширине. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются
Расстояние между двумя заголовками, заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам (одна пропущенная строка) (приложение Г).
Листы диплома нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту дипломной работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляют. Иллюстрации (таблицы, чертежи, графики, схемы, рисунки), расположенные в тексте работы, включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации по разделам, первое число – номер главы, второе – порядковый номер иллюстрации (например, Рисунок 1.2). Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
Таблицы располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. В таблице используется кегль 12, междустрочный интервал одинарный. Порядок нумерации таблиц такой же, что и рисунков. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы нумеруются с проставлением их номера в круглых скобках, в крайнем правом положении на строке.
Внутри текста могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте отчета на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Пример:
а) __________________
б) __________________
1) ______________
2) ______________
в) __________________
Цитируя или упоминая в дипломной работе нормативные акты, монографии, статьи и другие источники, студенту необходимо делать ссылки. Ссылаться следует на документ в целом или его разделы. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данной работы. Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки (например [8] или [8, 24]).
Оформление списка использованных источников осуществляется по правила библиографического описания (ГОСТ 7.1 — 2003). Библиография должна содержать только источники, которыми пользовался студент при написании работы (приложение Д).
Приложения включают в себя дополнительные материалы для более полного и наглядного раскрытия темы работы. Это могут быть схемы, таблицы, графики, фотографии, описания, макеты, сценарии, анкеты, тесты, рисунки. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают буквами (А, Б, В....). После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ А). Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.
В конце работы (после списка) ставится дата и подпись автора работы.
Написанная дипломная работа в сброшюрованном или переплетенном виде представляется руководителю. Руководитель составляет отзыв, в котором он характеризует степень самостоятельности и инициативы студента, проявленные в процессе дипломного исследования, уровень теоретических знаний, владение методами исследования, степень исследованности проблемы, практическую ценность авторских выводов и предложений, соответствие диплома предъявляемым требованиям, возможность допуска работы к защите и присвоения выпускнику соответствующей квалификации (приложение Ж). Затем диплом с положительным отзывом передается студентом на внешнюю рецензию, обязательными моментами которой должны быть: позитивная часть, недостатки, общий вывод о соответствии диплома требованиям, возможности допуска к защите и оценка по пятибалльной системе (приложение И).
Не позднее, чем за 2 дня до начала работы ГЭК обучающийся представляет руководителю для проверки завершенную, полностью оформленную с наличием рецензии дипломную работу.
Работа считается допущенной к защите только при наличии подписи заместителя директора по учебной работе на титульном листе диплома.
Перед защитой дипломной работы студент должен подготовить презентацию дипломной работы с использованием мультимедийных технологий (не более 15 слайдов) и согласовать с научным руководителем текст выступления.
Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления материала. Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона. Стиль включает в себя: общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков; общую цветовую схему дизайна слайда; цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.; параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи); способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.
В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта. Следует избегать излишне пёстрых стилей — оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.
Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у зрителя ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза. Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.
Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет. Для фона предпочтительны холодные тона. Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный градиентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) текстуру или нейтральный фон. Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия материала.
Не рекомендуется перегружать слайд текстовой информацией; использовать блоки сплошного текста; в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух; использовать переносы слов; использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков. Текст слайда не должен повторять текст, который выступающий произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет выступающий, и потеряют интерес к его словам).
Рекомендуется сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста (короткие тезисы, даты, имена, термины, формулы и т.д.); использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных; использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста; использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями; выполнение общих правил оформления текста; тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков; горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах. Каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста; основную идею абзаца надо располагать в самом начале — в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца). Идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.
При выборе шрифтов не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Учитывая, что гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times), то для основного текста предпочтительно использовать плакатные шрифты; а для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем и не контрастирует с основным шрифтом.
Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого дальнего места). Рекомендуемые размеры шрифтов: для заголовков — не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально — 36 пункта; для основного текста — не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально — 24 пункта. Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.
Наиболее важный материал желательно выделить ярче, для этого можно использовать цвет, жирный и/или курсивный шрифт. Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.
Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде. Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда. Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.
Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком. Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева направо, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда. Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно. Все связи в схемах и диаграммах необходимо четко указать.
Звуковое сопровождение допустимо использовать только при необходимости. Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).
Не стоит чрезмерно насыщать презентацию анимационными эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории. Анимация допустима для демонстрации динамичных процессов; для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации. Темп анимации текста должен соответствовать технике чтения зрителей.
Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
Важнейшим свойством мультимедийного блока является скорость и качество его работы в составе презентации. С этой точке зрения наличие большого количества мультимедийных блоков в презентации нецелесообразно, так как может значительно замедлить ее работу.
5. Защита и оценка выпускной квалификационной работы
Защита дипломной работы проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Защита является обязательным испытанием, включаемым в государственную итоговую аттестацию выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования и преследует основной целью установление уровня подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
Процедура защиты устанавливается председателем государственной экзаменационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает:
- доклад обучающегося,
- чтение отзыва и рецензии,
- вопросы членов комиссии,
- ответы обучающегося.
Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной экзаменационной комиссии.
Регламент доклада обучающегося – 10-15 минут. В докладе должны быть четко сформулированы цели исследования, очерчены проблемы и задачи, показаны результаты анализа и обоснованы предложения и рекомендации, разработанные в выпускной работе. В докладе обучающегося для иллюстрации может использоваться графический материал, компьютерная слайдовая презентация (не более 15 слайдов), помогающая раскрыть содержание проделанной работы.
Примерный план выступления обучающихся на защите дипломной работы:
- Общая характеристика выпускной работы: тема, мотивы выбора темы, круг основных вопросов, раскрытых в теме, содержание выпускной работы, основные литературные источники, использованные в работе при раскрытии темы, краткое содержание практической работы, осмысление и оценка которой дана в содержании выпускной квалификационной работы.
- Характеристика основного содержания выпускной работы: цели, сущность проблемы, раскрытой в теме, анализ и оценка практического опыта решения указанной проблемы с позиции теории вопроса, пути совершенствования профессиональной деятельности, определение перспективных линий в эффективной реализации изученной проблемы в производственных условиях.
- Самооценка результата и качества выполненной выпускной работы: какие задачи были поставлены в процессе работы над темой, и как удалось их решить, степень удовлетворенности результатами проделанной работы.
По окончании доклада члены комиссии, а также приглашенные на защиту задают вопросы, на которые докладчик дает ответы.
Результаты защиты дипломной работы определяются оценками по пятибалльной системе.
Оценка «отлично» выставляется в случаях, когда дипломная работа:
- содержит грамотно изложенные теоретические положения, глубокий анализ, критический разбор практического опыта по исследуемой проблеме, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
- имеет положительные отзывы руководителя дипломной работы и рецензента;
- при защите работы обучающийся показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, во время доклада использует иллюстративный (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда дипломная работа: