Преподавание истории в школе в 2020-2021 учебном году.
Содержание:
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие историческое и обществоведческое образование на современном этапе.
2. В 2020/2021 учебном году в образовательных организациях Смоленской области продолжается переход на линейную модель изучения истории.
3. Основные задачи преподавания учебного предмета «История» при переходе на линейный принцип:
4.Варианты преподавания предмета «История» в 10-11 классах
5.Реализация вариантов преподавания предмета «История» в 10-11 классах на примере УМК издательства «Просвещение»
6.Сервисы для педагогов на сайте ГК «Просвещение» prosv.ru
Нормативно-правовые акты, регламентирующие историческое и обществоведческое образование на современном этапе.
1.Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.Система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней общего образования. https://fgos.ru
3.Примерная основная образовательная программа (ПООП) для всех уровней общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения и подписанная Председателем Правительства РФ.https://fgosreestr.ru
4.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 2014 г.
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 о Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ всех уровней общего образования. https://docs.edu.gov.ru
В 2020/2021 учебном году в образовательных организациях Смоленской области продолжается переход на линейную модель изучения истории.
|
Таблица 1
Переход на линейную структуру изучения истории
Учебные годы | Классы | |
1. | 2016/2017 | VI |
2. | 2017/2018 | VI, VII |
3. | 2018/2019 | VI,VII, VIII |
4. | 2019/2020 | VI,VII,VIII, IX |
5. | 2020/2021 | VI,VII,VIII,IX, X |
6. | 2021/2022 | VI,VII,VIII,IX,X, XI |
3. Основные задачи преподавания учебного предмета «История» при переходе на линейный принцип:
1. Синхронизация курсов «Всеобщая истории» и «История России».
2. Особенности преподавания предмета «История» на среднем общем уровне образования (10-11 классы).
3. Реализация компонентов историко-культурного стандарта.
Таблица 2
Всеобщая история | История России | |
класс | История Древнего мира | |
класс | История Средних веков. VI-XV вв. | Народы и государства на территории нашей страны в древности от Древней Руси к Российскому государству. VIII –XV вв |
класс | История нового времени. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции | Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству |
класс | История нового времени. XVIII в. | Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи |
класс | История нового времени. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала первой мировой войны | Российская Империя в XIX – начале XX вв. |
класс | Всеобщая (новейшая) история в XX – начале XXI вв. | Российское государство в XX – начале XXI вв. |
класс |
4. Варианты преподавания предмета «История» в 10-11 классах
Таблица 3
10 класс | 11 класс | |
1 вариант (базовый уровень) | Изучается предмет «История » в хронологических рамках с 1914 года до 2012 г | Изучается предмет «Россия в мире» (в соответствии с ПООП СОО) |
2 вариант (углубленный уровень) | Изучается предмет «История» в хронологических рамках с 1914 года до 2012 г | Изучается повторительно-обобщающий курс истории с древности до 1914 г. При такой схеме учащиеся в 11 классе повторяют материал, изученный в 6-9 классах школы. |
3 вариант (базовый и углубленный уровни) | Изучается предмет «История» в хронологических рамках с1914 года до 1945 гг. | Изучается предмет «История» в хронологических рамках с1945 года до 2012 гг. |
|
5. Реализация вариантов преподавания предмета «История» в 10-11 классах на примере УМК издательства «Просвещение»
Таблица 4
10 класс | 11 класс | |
1 вариант (базовый уровень) | Изучается предмет «История » в хронологических рамках с 1914 года до 2012 г | Изучается предмет «Россия в мире» (в соответствии с ПООП СОО) |
Курс «История России» изучается по учебнику под ред. А. В. Торкунова для 10 класса, состоящий из трех частей. Курс «Всеобщая история» изучается синхронно по учебнику для 10 класса О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы. | Предмет изучается по учебнику «Россия в мире. 10-11 кл».под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта и др. | |
2 вариант (углубленный уровень) | Изучается предмет «История» в хронологических рамках с 1914 года до 2012 г | Изучается повторительно-обобщающий курс истории с древности до 1914 г. При такой схеме учащиеся в 11 классе повторяют материал, изученный в 6-9 классах школы. |
Курс «История России» изучается по учебнику под ред. А. В. Торкунова для 10 класса, состоящий из трех частей. Курс «Всеобщая история» изучается синхронно по учебнику для 10 класса О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы. | Учебное пособие под редакцией Н. С. Борисова, А. А. Левандовского. | |
3 вариант (базовый и углубленный уровни) | Изучается предмет «История» в хронологических рамках с1914 года до 1945 гг. | Изучается предмет «История» в хронологических рамках с1945 года до 2012 гг. |
«История России. 10 кл. Базовый и углублённый уровни. В 2-х ч. Учебное пособие» под редакцией Горинова М. М., Данилова А. А., Косулиной Л. Г. и др.; «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебник»; Под редакцией О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы | «История России. 11 кл. Базовый и углублённый уровни. В 2-х ч. Учебное пособие» под редакцией Данилова А. А., Торкунова А. В., Хлевнюка О. В. и др.; «История. Всеобщая история. Новейшая история. 11 кл. Базовый и углублённый уровни. Учебник» Под редакцией О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы | |
|
Согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (2014 г.), на основе которого составлено содержание ПООП СОО в части учебного предмета «История» рекомендован линейный принцип преподавания истории, заканчивающийся в 10 классе.
Ни во ФГОС СОО, ни в ПООП СОО, ни в ИКС (историко-культурный стандарт) НИЧЕГО не сказано о содержании учебного предмета «История» для 11 класса на базовом уровне. Исходя из этого в ФПУ №345 от 28.12.2018 года НЕТ учебника по истории для БАЗОВОГО уровня ни у одного издательства.
В.В. Путин, по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также встречи с уполномоченным по правам человека, поручил создать рабочую группу для оценки ФГОС второго поколения. Однако пандемия внесла свои коррективы, следовательно, на законодательном уровне пока вопрос остается открытым по поводу предметного содержания истории на уровне 11 класса.
АО «Издательство «Просвещение» на основе действующей нормативно-правовой базы создали учебные пособия для 10-11 классов с делением материала тем XX века на 2 года изучения.
10 класс – с 1914 по 1945 гг.
11 класс – с 1946 по действующие дни.
Такой принцип деления будет в последующем заложен во ФГОС, ПООП СОО вторых поколений и в ИКС.
В соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст. 8 п. 3, ст. 18 п. 4), а также письмом Министерства образования и науки РФ № 08-1211 от 16.05.2018 г. организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют возможность приобретать за счёт ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как учебники, включенные в ФПУ, так и учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699. Согласно данному приказу, АО «Издательство «Просвещение» входит в список таких организаций.
Таким образом, школа имеет право закупать и использовать в своей образовательной деятельности учебные пособия.
6. Сервисы для педагогов на сайте ГК «Просвещение» prosv.ru
Таблица 5