Введение
На сегодняшний день Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников в Россию.
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Одной из наиболее развивающихся отраслей мировой экономики является деловой туризм. Каждая компания имеет потребность в бизнес (деловой) поездке. Одна поездка может преследовать несколько целей, будь то это посещение выставки или поездка с целью установления и налаживания важных деловых контактов.
Во многих крупных промышленных центрах каждый год увеличивается число гостиниц, которые оборудованы всем необходимым для делового туризма, а старые гостиницы модернизируются с учетом запросов бизнес - туристов. Каждый год в России проводится не только множество международных выставок, но также проводятся конференции, семинары и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Эти мероприятия развивают интеллектуальные способности человека и собирают массу специалистов из-за рубежа и России. После деловой поездки приходят массы идей для укрепления и процветания своего бизнеса. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, банков, авиакомпаний, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов.
При необходимости туристические фирмы предоставляют своим клиентам, не только стандартные услуги, которые включены в туристский пакет - транспорт, размещение, питание, экскурсии, но и специфические услуги: собрать информацию о потенциальных партнерах, организовать встречу с представителями иностранной компании, перевести на другой язык документы и прочее.
Особенностью делового туризма является то, что затраты бизнесменов превышают затраты обычного туриста. Вот поэтому Россия следует примеру многих стран мира и почти каждый год проводит у себя множество международных форумов. Благодаря этой отрасли туризма происходит приток новых идей в экономику, завоевываются новые рынки.
Актуальность темы обусловлена тем, что деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики.
Целью данной курсовой работы является проектирование деловой поездки для представителей крупной компании в Китай.
Для достижения поставленной цели составлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие делового туризма;
2. Исследовать способы развитие делового туризма в России;
3. Спроектировать свой тур для делового туризма.
Объектом исследования выступает деловой туризм.
Предметом исследования является процесс организации деловой поездки в Китай.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы и источников. При написании данной работы были использованы учебно-методическая литература, статьи в изданиях. Основными источниками, раскрывающими понятия "деловой туризм" были А.В. Бабкин и М.Б. Биржакова.
Глава I. Теоретические основы индустрии делового туризма
1.1. Понятие и виды делового туризма
Деловой туризм – это вид туризма, совершаемый представителями компаний/организаций (командировки) с деловыми (коммерческими) целями, либо организация корпоративных мероприятий.
Во время делового туризма предполагается сочетание отдыха, посещения различных семинаров, выставок и проведения деловых переговоров, предполагается осуществление поездок за границу и в пределах нашего государства. К организации таких поездок подходят достаточно серьезно и заблаговременно, ведь требуется запланировать туристский маршрут так, чтобы не только реализовать определенное бизнес-мероприятие, но и получить возможность отдохнуть.
В структуре делового туризма выделяется два сегмента: 1. классические деловые поездки (КПД), 2. MICE - мероприятия
Классические деловые поездки (КПД) – командировки с конкретными служебными целями, поездки для заключения новых контрактов в сфере бизнеса.
MICE - мероприятия
Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов: Meetings - М (встречи), Incentives - I (инсентив-мероприятия), Conventions - С (конференции), Exhibitions - Е (выставки).
MICE-мероприятия – мероприятия, направленные на развитие сотрудников, на развитие в них мотивации, обучение персонала (стажировки), партнеров и клиентов компании, а также на представление компании, её ценностей, и возможностей для внутреннего и внешнего потребителя.
Концепция поездки в сфере MICE значительно сложнее, чем концепция КДП. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. Классические деловые поездки (КДП) рассчитаны на небольшое число участников (т.е индивидуальные поездки), а MICE-мероприятие рассчитано на широкое число участников. MICE- мероприятия включают в себя три вида поездок: участие в работе конгрессов, конференций, саммитов; выставок и торговых ярмарок; и в инсентив-мероприятиях.
Поездки на конгрессы, конференции, саммиты, выделяются особым составом участников:
· Корпоративные участники;
Корпоративный сегмент – самый крупный (по числу мероприятий) сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты составляет (73-75%). Это компании, основные мотивы которых носят коммерческий характер. Это могут быть различные тренинги менеджеров, встречи по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта.
· Ассоциации и их члены;
Ассоциации проводят мероприятия, которые часто носят торгово-экономический характер. Член ассоциации имеет право отказаться от участия в мероприятиях, в отличие от корпоративных мероприятий.
Ассоциации берут на себя все расходы, связанные с поездкой. На некорпоративный сектор деловых поездок на конференции, съезды, приходится около 14-15% всех мероприятий. Эти встречи, как правило, объединяют широкий круг участников - в среднем 200-250 делегатов. Если брать в сравнение, то на корпоративных мероприятиях число участников колеблется в среднем от 25 до 250 человек. Место проведения некорпоративного мероприятия выбирается на конкурсной основе (тендер). Инициатива его организации исходит от местного члена ассоциации. Решение о том, что проводится мероприятия принимается не менее чем за 2-3 года до начала мероприятия. Для проведения мероприятия ассоциация создает оргкомитет, который сам определяет время и место проведения мероприятия, бюджет, заключает договор с поставщиками услуг либо с организаторами встреч;
· Правительственные структуры, образовательные организации, органы здравоохранения. Иногда эту группу участников объединяют с ассоциациями. На этот сектор приходится 12% общего числа проводимых мероприятий.
Поездки на выставки и торговые ярмарки. Эти мероприятия проводятся для презентации продуктов и услуг в целях информирования гостей и стимулирования продаж. Участников выставок можно разделить на две категории: экспоненты, которые рекламируют и продают свою продукцию и услуги, и посетители, которые приезжают с целью ознакомления, для заключения сделок и подписания договоров.
Существует много классификаций выставок и ярмарок по составу участников (международные, национальные, межрегиональные и местные), по предмету экспозиции (универсальные, тематические, отраслевые и межотраслевые), по способу проведения (постоянные, передвижные).
Участники конференций и ярмарок являются активными потребителями широкого набора услуг как связанных с мероприятием, так и выходящих за его рамки. Доходы от проведения этих выставок складываются не только из продажи экспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам и посетителям мероприятия. Это туристские услуги, входные билеты, питание, клубные мероприятия и презентации.
Инсентив-мероприятия. Корпораторы участвуют для поддержания внешнего имиджа фирмы и для укрепления внутрикорпоративной обстановки путем поощрения сотрудников компании. Половина компаний по всему мире проводят инсентив-мероприятия, чтобы внедрить новый продукт, 35% используют для увеличения объемов продаж, и с этой целью приглашают на мероприятие дилеров и партнеров. Инсентив-мероприятия могут проводиться в разных формах: организация конференций, совещаний, презентаций и продвижения продукции, поездок на отдых, поощрения, обучения сотрудников (стажировки), тренинги, выявления творческих и компетентных личностей. В них принимают участие сотрудники, партнеры компании. Средняя продолжительность инсентив-тура составляет 6-7 дней. В составе инсентив-групп: руководящий персонал (31%) и менеджеры по продажам (26%), на партнеров приходится около 29% и дистрибьюторов - 14%. В современной структуре международного делового туризма доминируют классические деловые поездки (КПД) - 70% всех деловых поездок. Поездки на конгрессы и конференции составляет более 20%, на выставки и ярмарки - более 15%. Примерно 3-4% поездок приходится на инсентив-туры.
К основным целям совершения деловых путешествий относится:
· Проведение встреч и переговоров с партнёрами;
· Проведение совещаний с руководством и коллегами, представителей филиалов и дочерних структур;
· Инспекция работы представительств и филиалов;
· Установление деловых контактов;
· Посещение профессиональных мероприятий (выставки, тренинги, конференции);
· Обучение сотрудников (стажировки);
· Обращение в государственные структуры различных стран, с целью получения лицензий, сертификатов, разрешений.
Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - мужчина/женщина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком. Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12 - 13 дней, внутри региона, 5- 6 дней, а по своей стране, 3 - 4 дня.
1.2. Состояние делового туризма в России
Во всем мире, наиболее перспективным и высокодоходным видом путешествия является, деловой туризм. Благодаря деловому туризму существует хорошая возможность расширить границы своего бизнеса, найти новых деловых партнеров по бизнесу, а также совместить приятное с полезным и путешествовать по разным странам. Это довольно обширная клиентура, свой круг туроператоров, особая организация продаж и крупные денежные обороты.
В настоящее время объемы турпотоков в РФ во многом увеличиваются за счет иностранных и российских бизнес-туристов. Наша страна все больше включается в мировые экономические процессы, следуя общей тенденции глобализации.
Западные компании давно освоили такой вид проведения мероприятий как бизнес-туризм. Выездные конференции, тренинги, семинары – хорошая возможность совместить приятное с полезным. Это не только способ принятия бизнес-решений, обучения персонала, установление деловых связей с партнерами, но и способ укрепить корпоративный дух команды, да и просто поднять настроение участникам. Российские бизнесмены, оглядываясь на западных коллег, тоже начинают задумываться о возможностях делового туризма. На данный период, Россия отстает от запада и российские туроператоры настроены скептически. Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристские компании. Это происходит по причине того, что в России деловой туризм стал развиваться в самую последнюю очередь среди всех видов туризма и находится в стадии развития.
Положительные тенденции развития имеет въездной деловой туризм.
В Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи и в других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, которые оснащены всем необходимым для бизнес-туризма, а старые гостиницы модернизируются с учетом запросов бизнесменов. Также наблюдается постоянный рост количества деловых форумов, конгрессов, выставок и прочих бизнес-мероприятий. По статистике, больше половины приезжающих туристов в Россию – бизнесмены. На сегодня прибыльным делом считается строительство конгресс-центров и комфортабельных гостиниц, оснащенных всем необходимым для проведения деловых встреч и переговоров.
Гораздо хуже обстоит ситуация в регионах. Туристская инфраструктура Средней полосы России практически пришла в негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного туризма. Стоимость транспортных услуг также не может составить конкуренцию. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в лучшем положении: если вы захотите провести бизнес-тренинг в российской глубинке, соблазнившись низкими ценами на аренду и питание, то, скорее всего, столкнетесь с такими проблемами, как отсутствие подходящего зала для мероприятия, наличие компьютеров, организация интернет и мобильной связи. Единственным способом срочной пересылки деловых документов останется доступной только экспресс-почта.
Деловой туризм значительно и постоянно растет в течение последних лет. Не случайно, что прогрессивные страны уделяют ему пристальное внимание. Для экономики России этот вид туризма принципиально важен.
Деловой туризм активно развивается в 115 странах мира. Крупные мероприятия в этой сфере, как правило, проходят не в столицах, а именно в регионах, в частности, в Ванкувере (Канада), Франкфурте-на-Майне (Германия), Шанхае (Китай). Страны - лидеры делового туризма: США, Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания. Сейчас, Китай начинает играть заметную роль в этом процессе. По прогнозам экспертов, он скоро будет включен в десятку сильнейших стран в сфере делового туризма.
Вместе с тем, по приблизительным оценкам, каждый год объемы делового туризма в России растут на 20-25%. Интерес к нему увеличивается все больше и больше.
Деловой туризм по своей экономической природе весьма выгоден России, однако, его развитию и продвижению препятствует много нерешенных проблем и сложностей экономического, организационного, производственного и финансового характера. Этими проблемами являются:
1. недостаточный уровень развития инфраструктуры делового туризма (средств размещения, питания, транспортных услуг, объектов индустрии развлечений, экскурсионное обслуживание и другое);
2. недостаточные условия для развития въездного и социального туризма; относительно слабый уровень интеграции городов России в систему развития международного сотрудничества в области делового туризма;
3. не используются возможности по возрождению традиционных видов туризма (санаторно-курортный, культурно-познавательный и другие);
4. отставание в разработке на туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания и управления;
5. недостаточный уровень по продвижению рекламной деятельности туристских продуктов города на внутреннем и внешнем рынке;
6. проблемы по переподготовке квалификации туристских кадров;
7. невысокий уровень развития научных исследований в области развития и продвижения туристской отрасли с участием научных и учебных учреждений России.
Мешает активному развитию бизнес-туризма в России, отсутствие подготовки компетентных кадров. Наши специализированные институты туризма предпочитают выпускать «работников широкого профиля». В западных странах уже давно поняли, что деловой туризм - это тонкая работа с предпринимателями. Поэтому в этой отрасли должны работать профессионалы своего дела, хорошо разбирающиеся в тонкостях организации деловых поездок, в специфике ведения бизнеса, умели выявлять потребности бизнес - туристов, учитывали множество нюансов в организации деловых мероприятий и во многом другом. Практически в России отсутствуют институты, которые готовят специалистов по деловому туризму.
Кроме того, в России наблюдается резкое деление - около 70% общего объема деловых посещений приходится на Москву, около 20% - на Санкт-Петербург. Не высокие показатели в этих регионах объясняются многими причинами. Приезжающие по делу бизнес – туристы очень требовательные, чем обычные туристы: им нужны отели, рестораны, транспортное обслуживание, залы и комнаты переговоров, экскурсионное обслуживание и другие услуги. Причем все это должно быть самого лучшего качества.
Стоимость транспортных услуг также не может составить конкуренцию. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в лучшем положении: если вы вдруг захотите провести бизнес-семинар в российской глубинке, соблазнившись низкими ценами на аренду и питание, то, скорее всего, можете столкнуться с такими проблемами, как отсутствие подходящего зала для мероприятия, наличие компьютеров, организация интернет и мобильной связи.
Деловой туризм в России сталкивается еще с большинством других проблем, имеет множество рисков, связанных, в том числе и с коррупцией на государственном уровне. В этой связи в стране назрела острая необходимость государственной поддержки отрасли.
Хотя частный сектор, безусловно, является двигателем туризма, государство играет важную роль в стимулировании данной отрасли. На федеральном уровне эта поддержка должна выражаться в координации туристской деятельности, оказании финансовой поддержки, совершенствовании законодательной и налоговой системы, системы управления туризмом, продвижении страны как безопасного и «дружественного по отношению к туристу» направления. На местном уровне это должно проявляться в поддержке предпринимательских инициатив, создании благоприятного инвестиционного климата, подготовке и переподготовке кадров, создании и внедрении (совместно со всеми заинтересованными сторонами) эффективных программ развития туризма, перспективном планировании и т. д.
Профессионально-деловой туризм сочетает в себе элементы познавательного и профессионально-делового туризма с посещением объектов, представляющих научный и производственный интерес. В ходе этого могут организовываться семинары, обмен опытом, деловые встречи, ознакомление с технологическими новинками и изобретениями, а, возможно, и личное участие ученых в научных исследованиях и производстве. Россия обладает в этом плане уникальным спектром объектов научно-технического интереса.
Глава II. Разработка деловой поездки для представителей крупной компании в Китай.
2.1. Китай, как один из главных центров делового туризма
Китай расположен в Центральной и Восточной Азии. Граничит с Россией, Казахстаном, Монголией, Таджикистаном, Кыргызстаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Бутаном, Непалом, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом и КНДР. Китай лежит в пределах умеренного - субтропического и тропического поясов.
В территориально-административном отношении Китай делится на 22 провинции, 3 города специального подчинения – Шанхай, Пекин и Тянь - цзинь, 5 национальных автономных районов.
Туризм в Китае является высокоразвитой отраслью экономики и в последнее время быстро развивается. Китай занимает 3-е место в мире по численности туристов. На данный момент в Китае имеется 1364 международных туристских агентства. В Пекине, Шанхае, Таньцзине и Чунцине расположено 250 туристских агенства. Действует Национальное управление по туризму КНР. Это управление присуждает китайским городам звание лучшего туристского города Китая. В городе, получившем это звание, устанавливается памятник, изображающий статуэтку «Летящая лошадь» над земным шаром. В декабря 2003 года в Пекине была учреждена TUI China Travel Company — первое совместное предприятие в туриндустрии Китая.
На всей территории Китая было построено по международным стандартам большое количество отелей и ресторанов, по состоянию на 2012 год в стране было 9750 отелей со «звездочным» рейтингом. Все крупные и средние города Китая располагают «звёздными» отелями. Очень быстро развивается транспортная инфраструктура в Китае.
Китай занимает лидирующее место среди стран делового туризма. С каждым годом, экономика этой огромной страны развивается быстрыми темпами, поэтому в последнее время более выгодным для бизнеса является Китай.
Сегодня, деловой туризм является наиболее приоритетным и прибыльным направлением в Китае. В каждом туристическом центре процветает гостиничный бизнес, построены общедоступные отели и гостиницы для приема зарубежных и отечественных туристов.
Наиболее популярными городами делового туризма являются – Шанхай и Гуанчжоу. В этих городах регулярно проводятся всевозможные выставки и мероприятия, и вообще деловые поездки – идеальная возможность для бизнес – путешественников найти новых клиентов, заключить прибыльные контракты и получить обмен опытом. Такие места становятся центром паломничества деловых людей всего мира. Удивляться этому не приходится, ведь основная цель Китая – это экспорт собственной продукции. Вот почему при необходимости выбора какой-нибудь технической новинки, стоит приехать именно в эту страну. На сегодняшний день составляет 20 % - люди, которые принимают участие в торгово – промышленных выставках и ярмарках от всего количества деловых туристов.
Несмотря на значительный интерес к деловому туризму, не стоит забывать и о традиционном виде. Китай – прекрасная страна с огромным количеством захватывающих мест, посещение которых доставляет непередаваемое удовольствие всем гостям Поднебесной. В Китае невозможно не посетить экскурсии в сказочные города: Шанхай, Пекин или Гонконг. Ежегодно туристов в Китае привлекает хорошо развитая инфраструктура, огромное количество развлечений, самобытная кухня, присутствие комфортабельных гостиниц, дружественное отношение местных жителей к туристам и прочее.
2.2. Концепции и программа деловой поездки
Бизнес-тур рассчитан на представителей крупной промышленной компании, которые хотят организовать выездной совет директоров, совместить приятное с полезным. Очень высокие требования к уровню обслуживания. Насыщенный рабочий график, однако есть большое желание познакомиться с городом, в который они приехали.
Кантонская выставка считается крупнейшей выставкой в Китае. Выставка проходит в городе Гуанчжоу дважды в год, весной и осенью. На этой выставке презентуют около 150 тыс. видов товаров. Место проведение выставки – крупнейший в Азии выставочный центр «Пачжоу». Это прекрасная возможность для представителей крупной промышленной компании завести деловые связи напрямую с производителями.
Программа бизнес-тура:
1 день:
Прибытие в Гуанчжоу, заселение в отель, регистрация на Кантонскую выставку, экскурсия по выставке, обсуждение планов каждого участника тура, планирование следующего дня.
2 день:
В 9 утра прибытие трансфера на выставку, в зависимости от желаний и интересов участников распределяется группа по территории самой выставки;
В 14 часов — обед;
С 15 до 16 часов — обсуждение вопросов по поводу выставки;
С 16 часов — продолжение ознакомления с выставкой, но с индивидуальным сопровождением;
В 18:00 возвращение в отель, время на ужин;
С 20:00-21:00 часов - составление графика индивидуального сопровождения каждого из участников для переговоров с поставщиками, которые их заинтересовали на выставке.
3 день:
Проведение визитов на фабрики отобранных поставщиков по индивидуальной необходимости каждого бизнес – туриста.
4 день:
Проведение экскурсионной программы по индивидуальным пожеланиям, обзорная экскурсия по Гуанчжоу, покупка сувениров на память;
Вечером: ужин, подведение итогов, составление списка необходимых работ для каждого из участников по сопровождению заключенных сделок в Китае.
5 день:
Завтрак, сборы, вылет домой.
Стоимость бизнес тура на Кантонскую выставку:
• 5* отель, 5 дней, 4 ночей — 2812$, в рублях, 188,404
Что входит в эту цену:
· Перелет Москва-Гуанчжоу туда и обратно;
· Проживание, завтрак;
· Виза
· Страховка;
· Трансферы;
· Переводчик на группу туристов с утра до вечера;
· Составление индивидуальной дополнительной программы;
· Бесплатный мастер-класс «Используй визит в Китай на 100%» (что необходимо для поездки, как себя вести в Китае и прочее);
· Экскурсия по вкусным ресторанам китайской кухни;
· Организация вечерней развлекательной программы
· Составление программы на шопинг (где приобрести брендовую одежду и аксессуары, и прочее);
· Заказ необходимых образцов продукции с отправкой в Москву (по необходимости).
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, хотелось бы обозначить несколько пунктов:
1. Было раскрыто понятие «деловой туризм»
2. Была представлена характеристика развития делового туризма в России.
В России наблюдается тенденция увеличения числа бизнес-поездок, активное участие в международных выставках и полное понимание в полезности и необходимости инсентив-программ. К сожалению, инфраструктура, необходимая для успешного развития делового туризма, пока слаборазвита, не хватает квалифицированных специалистов в этой области, т.к. деловой туризм предъявляет повышенные требования к профессионализму обслуживающих его сотрудников.
В целом же деловой туризм является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений современной мировой экономики. Предприниматели все чаще ищут и находят деловых партнеров за рубежом. Но, отправляясь в «путешествие», они хотят не просто побывать на выставке, но и за новыми возможностями для своего бизнеса.
3. Выполнена разработка делового тура в Китай
Данный тур подойдет бизнес - туристам, с довольно высоким уровнем доходом, стремящихся к нахождению бизнес партнеров за рубежом, к обмену опытом, к ознакомлению с технологическими новинками и изобретениями, а, возможно, и личное участие в научных исследованиях и производстве.
Список использованной литературы:
1. Туризм в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2004
2. Светлаков А. Тенденции конгресс-туризма в России. Журнал «Парад Отелей», 2005. № 5
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В Бабкин: Феникс, 2009;
4. Лукьянова, Наталья Степановна. География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Н. С. Лукьянова. - М.: КноРус, 2010.
5. Александрова, А.Ю. Международный туризм. / А.Ю.Александрова. - Изд. 2-е. – М., 2011.
6. Бородин, В. В. Экономика туризма: учебное пособие для вузов/ В. В. Бородин. - М.: Форум, 2011.
7. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» редакция 03 мая 2012 г.;
8. Кусков А. С. Основы туризма: учебник для бакалавров. – М.: Кнорус, 2012.
9. Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Туристско-рекреационное проектирование: учебное пособие. - СПб., СПбГУТиД, 2013, 264 с.
10. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб: Герда, 2014.