МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
Кафедра социальных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет «Технология социальной работы»
Выполнила:
студентка 2 курса ОЗО
направление обучения «Социальная работа»
Шплатова Инна Владимировна
Проверил:
к.филос.н., доцент
Фурдей Сергей Глебович
Ростов-на-Дону – 2017
Содержание
1. Сущность типологии как научного метода 3
2. Типологии технологий, используемых в социальной работе 4
3. Литература 8
4. Глоссарий 9
5. План семинара 10
СУЩНОСТЬ ТИПОЛОГИИ КАК НАУЧНОГО МЕТОДА
Главное назначение социальных технологий — регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
Многообразие социальных технологий, по мнению И.Г. Зайнышева, обусловлено: обширностью социальных отношений и видов социального действия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий. Кроме указанных, к факторам, обусловливающим многообразие технологий социальной работы, относятся: междисциплинарный характер социальной работы; иерархичность системы управления и др.
Упорядочить накопившееся знание о технологиях социальной работы, выявить сходства и различия, связи и соотношения между различными видами технологий позволяет типологический анализ.
Типология является одним из научных методов, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Суть этого метода заключается в классификации предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Необходимость использования этого метода возникает во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу объектами и процессами. Типология может основываться на понятии типа как основной логической единице членения изучаемой реальности, либо использовать другие логические формы: классификацию, систематику или таксономию.
ТИПОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Типология в социальной работе:
а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;
б) выполняет прогностическую функцию;
в) выполняет ориентировочную функцию.
Вопрос о типологии технологий социальной работы является дискус- сионным и производится по различным основаниям. Е.И. Холостова, В.И. Курбатов и П.Д. Павленок выделяют:
1. Технологии социальной работы как науки – способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы;
2. Технологии социальной работы как учебной дисциплины – имеют обучающий, информационный характер;
3. Технологии социальной работы как особого вида деятельности – совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание уязвимым слоям и группам населения помощи, поддержки и защиты.
П.Д. Павленок отмечает, что социальная работа представляет собой целостную систему. Каждый ее элемент: объект, субъект, содержание, цель, средства, функции, управление – может служить основанием для типологии технологий социальной работы.
Например, по объекту социальной работы выделяют: технологии социальной работы с молодежью, технологии социальной работы с инвалидами, технологии социальной работы с пожилыми людьми, технологии социальной работы с семьей, технологии социальной работы с вынужденными переселенцами, технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и занятий, технологии социальной работы с военнослужащими и др.
По уровню квалификации субъекта социальной работы: простые (доступные неспециалистам), сложные (требующие наличия квалификации у специалиста) и комплексные (требующие наличия квалификации у специалистов разных областей) технологии.
В зависимости от уровня управления: технологии государственные, региональные, местного самоуправления, трудового коллектива. В.И. Курбатов выделяет следующие типы технологий социальной работы:
1. Функциональные технологии:
социальная адаптация,
социальная диагностика,
социальная профилактика,
социальная коррекция,
социальное посредничество,
социальная опека и попечительство и др.)
Частные технологии
технологии социальной работы с семьей
с безработными
с молодежью
детьми и др.).
Кроме того, им выделяются социономические технологии (информационные, правового обеспечения, политические и др.).
Е.И. Холостова технологии социальной работы делит на три группы:
1. технологии диагностики;
2. технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов;
3. технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
Указанным ученым отмечается, что возможно выделить технологии, цель которых – возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из указанных технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Как отдельный тип выделяются технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.).
Технологии социальной работы можно классифицировать и по степени новизны: инновационные и рутинные. По сфере применения: образовательные, медицинские, информационные, управленческие и др.
Уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
1. глобальные технологии;
2. демографические;
3. экономические;
4. военные;
5. технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
1. социально-экономические;
2. социально-политические;
3. социальные;
4. духовные.
Наиболее распространенным является разделение технологий социальной работы на следующие группы:
1. Общие (базовые, функциональные):
социальная диагностика,
социальная терапия,
социальная адаптация,
социальное консультирование,
социальная профилактика,
социальная реабилитация,
социальное проектирование,
социальное прогнозирование и др.
2. Конкретные (частные):
технологии социальной работы с семьей,
с пожилыми людьми,
с дезадаптированными детьми и подростками,
с инвалидами, с молодежью и др.
Отдельно: междисциплинарные технологии социальной работы – психологические, организационно-управленческие, медико-социальные, социологические, социально-экономические, социально-педагогические и др.
Типология технологий социальной работы может быть осуществлена по сфере применения, по объекту, по субъекту и т.д. Она базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов воздействия.
Таким образом, вследствие разнообразия социальной жизни многооб- разны и технологии социальной работы. Единой, универсальной типологии технологий социальной работы пока не разработано.
Литература
1. Основы социальной работы: учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басо- ва, О.Н. Бессонова; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
2. Павленок, П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 174 с.
3. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова; под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.
4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИНФРА·М-НОРМА, 1998. – 488 с.
5. Технологии социальной работы: учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / Под ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 596 с.
7. Технология социальной работы: учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
8. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.
ГЛОССАРИЙ
Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный ис- ходными данными.
Классификация – система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.
Процесс – это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов.
Систематика – приведение в систему, а также системная классификация кого или чего-либо. Вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые данной наукой объекты.
Социальные технологии – это система знаний об оптимальных спосо- бах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.
Таксоно́мия – учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей.
Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Технология социальной работы – одна из отраслей социальных (технологий) работ, ориентрованных на помощь, поддержку, обслуживание граждан находящихся в трудной жизненной ситуации.
Типология – классификация, представляющая соотношения между разными типами предметов, явлений.
План семинара
1. Методологические принципы типологии технологий социальной работы.
2. Основные подходы к типологии технологий социальной работы.
Цели семинара: основываясь на принципах типологии социальных технологий, выделенных В.Н. Ивановым и В.И. Патрушевым, сформулировать методологические принципы типологии технологий социальной работы; рассмотреть основные подходы к типологизации технологий социальной работы (системный, функциональный и структурный) и выявить их отличия.
Контрольные вопросы
1. В чем суть системного, функционального и структурного подходов к классификации технологий социальной работы?
2. Какие факторы обусловливают многообразие технологий социальной работы?
3. В чем состоит сущность типологии как научного метода?
5. Чем типология отличается от классификации?
6. Какие основания могут быть положены в основу типологий технологий социальной работы?
7. Какие технологии, согласно классификации В.И. Курбатова, являются функциональными?
8. Возможно ли, на Ваш взгляд, создание единой типологии технологий социальной работы?