МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт юриспруденции и международного права
Кафедра правоведения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения контрольных работ по дисциплине
«КРИМИНАЛИСТИКА»
(для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»)
«К печати, в свет разрешено»
Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.
Свидетельство №________________
Составители: Л. И. Лазор
В.А. Колодяжный
Весь цифровой и фактический материал
библиографические сведения проверены.
Написание единиц отвечает стандартам.
Луганск 2017
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт юриспруденции и международного права
Кафедра правоведения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения контрольных работ по дисциплине
«КРИМИНАЛИСТИКА»
(для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»)
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
на заседании кафедры правоведения
Протокол № 5 от 15 декабря 2017 г.
Луганск 2017
УДК 340 (075.8)
Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Криминалистика» (для студентов очной, заочной и вечерней формы обучения направления подготовки 40.03.01 «Правоведение»). / Сост.: Лазор Л. И., Колодяжный В. А. - Луганск: Изд-во Луганского национального университета имени В.Даля, 2017. - 49с.
Учебное пособие содержат Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Криминалистика», библиографические списки, а также темы докладов и рефератов, экзаменационные вопросы и указания для студентов по самоорганизации учебного процесса.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 40.03.01 –«Юриспруденция».
Составители: Л. И. Лазор, проф.
В.А. Колодяжный, ст.препод.
Отв. за выпуск: Т. В. Омельченко, доц.
Рецензент: В. А. Зверяка, доц.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые вашему вниманию Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Криминалистика» для студентов по специальности: 40.03.01 – «Юриспруденция» определяют содержание и структуру учебной дисциплины.
Криминалистика, основываясь на собственных теоретических концепциях и частных криминалистических теориях, имеет прикладную направленность. Главная задача курса криминалистики состоит в том, чтобы на основе теоретического изучения и обобщения закономерностей собирания, исследования, оценки и использования доказательств вооружить субъектов расследования конкретными техническими, тактическими и методическими приемами раскрытия и профилактики противоправных деяний.
Несмотря на принимаемые в последние годы правовые, организационные и научно-технические меры, направленные на обуздание преступности, общий уровень раскрываемости противоправных деяний характеризуется как недостаточный. Значительное количество преступлений остаются не в полной мере расследованными. Отчасти такое положение объясняется пробелами в освоении криминалистики или неумением применить на практике знания из области криминалистической техники, тактики и методики. Предлагаемый учебно-методический комплекс призван помочь студентам осознать и изучить эту науку как единую, упорядоченную и логически стройную систему знаний, разработанную для решения проблем, возникающих в ходе расследования и профилактики преступлений.
Знание криминалистики и умение применять ее возможности в борьбе с преступностью – необходимое условие профессиональной подготовки работников правоохранительных органов.
Основной целью изучения указанной дисциплины является приобретение студентами знаний, умений и навыков, связанных с использованием криминалистических средств и методов в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений. Эта общая цель конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач.
Во-первых, такой задачей является практическое освоение криминалистических средств и методов, используемых в раскрытии и расследовании преступлений. В этой связи необходимо показать ведущую роль криминалистики в работе с информацией о событии преступления. Студент должен усвоить, что знание криминалистики и умелое использование ее возможностей является непременным условием профессиональной подготовки работников правоохранительных органов осуществляющих борьбу с преступностью.
Вторая, не менее ответственная, задача криминалистической подготовки состоит в том, чтобы научить студентов правильно распознавать по следам и другим последствиям преступления личность и характер действий преступника, умело использовать криминалистически значимую информацию в его розыске и установлении состава преступления.
Третья задача – овладение тактическими приемами производства следственного осмотра, обыска, допроса, иных следственных действий, а также методикой расследования отдельных видов преступлений.
По окончании изучения этой дисциплины студенты должны знать:
· ·основные положения общей теории криминалистики;
· ·криминалистические понятия и категории;
· ·положения и рекомендации использования криминалистической техники, тактики производства следственных и других процессуальных действий и методики расследования отдельных видов преступлений;
· ·основы криминалистической теории организации раскрытия и расследований преступлений;
· ·теоретические и процессуальные основы судебной экспертизы;
· ·теоретические основы раскрытия и расследования преступлений;
· ·тактические приемы производства процессуальных действий;
· ·форму организации и методику расследования отдельных видов преступлений;
· систему экспертных учреждений ЛНР и зарубежных стран, их правовой статус, задачи и функции, организацию деятельности;
· структуру заключения эксперта, порядок оформления результатов экспертиз и исследований;
· современные методы, средства и приемы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материально-фиксированных источников информации в целях раскрытия и расследования преступлений, судебного исследования по уголовным и гражданским делам;
· особенности применения технических и криминалистических средств и методов собирания и использования материальных следов и объектов при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Для успешного применения знаний на практике студенты должны уметь:
·использовать технико-криминалистические методы и средства собирания криминалистически значимых объектов по уголовным и гражданским делам, делам, об административных правонарушениях; владеть методиками предварительного изучения этих объектов в целях получения ориентирующей и доказательственной информации; пользоваться информационно-поисковыми системами криминалистической регистрации;
осуществлять анализ и оценку розыскной и доказательственной информации, а также исходных следственных ситуаций; выдвигать и обосновывать следственные версии, осуществлять планирование расследования; владеть тактическими приемами проведения следственных действий; обосновывать и принимать процессуальные и тактические решения; проводить отдельные следственные действия;
использовать помощь специалистов, назначать судебные экспертизы, оценивать и использовать их результаты;
применять криминалистические средства и методы для обеспечения законности при осуществлении хозяйственной деятельности.
Для успешного применения знаний на практике студент ы должны иметь представление:
·об основах общей теории науки и частных криминалистических теориях;
·о работе с процессуальными документами;
о применении криминалистических знаний в конкретных процессуальных ситуациях;
· о работе с учебно-методической литературой, специальной научной периодикой;
· о написания реферативных обзоров по изучаемым разделам курса с элементами анализа, систематизации и обобщения.
Изучение курса «Криминалистика» предполагает сочетание таких взаимодействующих форм занятий, как лекция, семинар, практическое занятие и самостоятельная работа с научно-практическими источниками и архивными материалами уголовных дел и экспертной практики.
Лекции, как правило, должны иметь проблемный характер и отражать профиль подготовки слушателей. На лекциях излагаются основные теоретические положения по изучаемой теме.
Семинарские занятия проводятся по наиболее сложным темам курса методом дискуссии, обсуждения докладов слушателей, проведения научно-практической конференции по проблемам теоретической и практической направленности. Семинары проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях.
Практические занятия проводятся методом группового упражнения, оперативной тренировки, криминалистических игр и учений с выполнением конкретных заданий и последующим обсуждением их решений.
Конечная цель занятий – приобретение обучаемыми навыков проведения отдельных следственных действий, выдвижения версий, планирования и организация раскрытия и расследования преступлений.
Текущий контроль успеваемости и качества подготовки студентов в форме ответов на вопросы и обсуждения подготовленных докладов (рефератов) проводится на занятиях для получения необходимой информации о выполнении ими графика учебного процесса, оценки качества учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения и стимулирования самостоятельной работы студентов.
Рубежная форма контроля - экзамен, который проводится после изучения всей дисциплины в период экзаменационных сессий.
Для успешного овладения знаниями по изучаемой дисциплине в учебно-методическом комплексе предлагается основная и дополнительная литература по каждой из изучаемых тем.
График составлен на основании рабочей программы дисциплины и расписанию занятий на 2 семестр 2017/2018 учебного года.
Аудиторные занятия являются одной из наиболее важных форм изучения курса криминалистики. Они являются завершающим этапом усвоения студентами теоретических знаний и средством их приложения к решению семинарских вопросов.
Цели занятия: проверка, закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции и в процессе самостоятельной подготовки; развитие творческого мышления и оказание помощи в самостоятельном овладении материалом.
При подготовке к занятиям по каждой теме студент должен изучить нормативный материал, указанную в планах учебную и монографическую литературу, акты соответствующих судебных экспертиз, архивные уголовные дела, решить рекомендованные преподавателем упражнения и задачи. Самостоятельная подготовка к занятиям заключается также в просмотре и оживлении в памяти соответствующей части конспекта лекции, ознакомлении с имеющимися в кабинете криминалистики стендами, макетами, научно-техническими средствами.
Занятия по криминалистической технике рекомендуется проводить так:
1) обсуждение основных вопросов изучаемой темы, разъяснение студентам дискуссионных и трудно усваиваемых вопросов, положений;
2) демонстрация преподавателями имеющихся в кабинете криминалистики соответствующих теме занятия учебных программ к ЭВМ, видеофильмов, макетов и других наглядных пособий;
3) разъяснение преподавателем назначения и устройства научно-технических средств, показ порядка и приемов работы со следами, документами, техническими средствами, материалами, а также процессуального оформления и упаковки изъятых вещественных источников доказательств;
4) под контролем преподавателя студентам предлагается осуществить работу со следами, документами, научно-техническими средствами;
5) разбор проделанной студентами работы со следами, документами, составленных фрагментов описаний в протоколе осмотра места происшествия следов рук, ног, транспортных средств, орудий взлома, проверка дактилоскопических формул, описаний примет внешности человека по методу словесного портрета и т.д.;
6) обсуждение с участием всей группы предложенных отдельными студентами решений заданий из учебных пособий по криминалистической технике с последующим анализом преподавателем результатов проведенных ими исследований, допущенных при этом ошибок и упущений;
7) изучение студентами в ходе занятий актов судебных экспертиз и анализ их с точки зрения правильности формулирования следователем вопросов экспертам, полноты представленных им на исследование материалов, методики проведенных экспертами исследований и правильности сформулированных выводов.
На занятиях по криминалистической тактике применяются следующие формы работы:
1) обсуждение теоретических вопросов темы;
2) демонстрация и комментирование преподавателем имеющихся на кафедре учебных видеофильмов и магнитофонных записей по тактике проведения следственных действий;
3) организация и составление письменных планов проведения отдельных следственных действий с последующим обсуждением проделанной работы;
4) проведение инсценировок следственных действий с последующим обсуждением положительных сторон и допущенных тактических ошибок;
5) разбор составленных студентами текстов протоколов следственных действий;
6) разбор содержащихся в изученных студентами уголовных делах протоколов следственных действий с точки зрения правильности тактики их проведения;
7) анализ правильности использования в ходе производства инсценированных следственных действий дополнительных средств фиксации;
8) решение из учебных пособий задач, связанных с организацией, планированием и применением тактических приемов производства следственных действий;
9) обсуждение с участием всей группы предложенных отдельными студентами решений задач с последующим анализом допущенных ими ошибок.
В ходе занятий студенты должны составить ряд процессуальных документов:
1) протокол осмотра места происшествия (приложить к нему фототаблицы и развернутый масштабный план – схему места происшествия);
2) протокол освидетельствования;
3) протокол обыска (с приложением фототаблиц);
4) протокол допроса подозреваемого;
5) протокол допроса свидетеля с применением магнитофона;
6) протокол очной ставки;
7) протокол следственного эксперимента (с приложением фототаблиц);
8) протокол контроля и записи телефонных и иных переговоров;
9) протокол предъявления для опознания с применением фотосъемки;
10) протокол проверки показаний на месте с применением видеозаписи;
11) постановление о назначении криминалистической экспертизы.
Протоколы инсценированных следственных действий должны составляться студентами в специально предназначенных для этого тетрадях или на сброшюрованных бланках процессуальных документов и листах бумаги. Преподаватель проверяет написанные студентами протоколы следственных действий, отмечает положительные моменты и встречающиеся недостатки. Хорошо составленные и неудачные протоколы следственных действий разбираются на последующих занятиях.
При составлении протоколов следственных действий должны быть выполнены все предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, а также разработанные наукой криминалистики тактические рекомендации. В процессе написания протоколов следственных действий студентам разрешается пользоваться УК, УПК, сборниками уголовно-процессуальных документов, справочниками следователя и другой методической литературой.
На занятиях по криминалистике могут использоваться и другие формы работы: заслушивание и обсуждение группой докладов студентов по отдельным проблемам темы занятий; обсуждение сообщений, сделанных приглашенными на занятия работниками, посещение криминалистических учреждений и т.д.
В процессе подготовки к занятию студент должен:
• ознакомиться с планом занятия, особое внимание уделить контрольным вопросам темы;
• изучить конспект лекции;
• проработать и законспектировать рекомендуемую литературу;
• выполнить в рабочей тетради задание, предусмотренное для самостоятельной подготовки.
Занятия направлены на приобретение студентами навыков применения средств криминалистической техники для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления при производстве следственных действий. Предусмотренные планом занятий задания выполняются в специальных рабочих тетрадях.
В связи с этим можно выделить следующие основные цели занятия по криминалистике:
• закрепление знаний путем повторения изученного на теоретическом уровне материала; конкретизации и расширения этого материала; расчленения его на определенные задания;
• развитие способности самостоятельно использовать полученные знания при производстве следственных действий;
• ознакомление с тактическими приемами производства конкретного следственного действия (например, осмотр места происшествия, допрос, назначение судебной экспертизы и т.д.) на практике;
• приобретение навыков самостоятельного решения научно-семинарских вопросов, связанных с тактикой производства следственного действия; умения использовать создавшуюся следственную ситуацию и, в соответствии с криминалистическими рекомендациями, принимать тактические решения при расследовании преступлений;
• приведение криминалистических знаний, полученных из различных источников, в определенную систему;
• уяснение закономерных связей между изучаемыми смежными предметами уголовно-криминального цикла;
• повторение и закрепление знаний по пройденным разделам криминалистики - «Общая теория криминалистики», «Криминалистическая техника», «Криминалистическая тактика», - и их использование в практической деятельности;
• воспитание дисциплины и ответственности у студентов.
По окончании практического занятия необходимо подвести итоги, оценить действия его непосредственных участников.
Вариант контрольной работы студент определяет по номеру, присвоенному студенту в Журнале успеваемости студентов учебной группы и номеру соответствующей теме курса учебной дисциплины «Криминалистика».
(Например: номер в Журнале успеваемости студента Борисова В. соответствует № 3. Следовательно, номер контрольной работы будет Вариант №3. См. ниже по тексту).
В содержании контрольной работы должно найти отражение полный и мотивированный ответ на перечисленные в плане темы теоретические вопросы и практические задания.
Тематика вариантов контрольных работ по дисциплине «Криминалистика»
Вариант № 1
Теоретический вопрос
Предмет, метод и система криминалистики.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие криминалистической диагностики?
2. Назовите и опишите следы применения огнестрельного оружия, которые остаются на стрелянных пулях?
Практическая часть
На месте преступления изъята часть лезвия, отломанного от слесарной отвертки, а у подозреваемого изъята поломанная отвертка.
Задание: Какую экспертизу следует назначить и какие вопросы необходимо поставить эксперту на разрешение? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 2
Теоретический вопрос
Криминалистическая идентификация.
Дайте ответ на вопросы:
Понятие документа?
Понятие следственной ситуации?
Практическая часть
На месте происшествия обнаружена пуля, у обвиняемого изъят пистолет системы Макарова.
Задание: Какую экспертизу следует назначить по изъятым объектам?
Сформулируйте вопросы эксперту? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 3
Теоретический вопрос
Общие положения криминалистической техники.
Дайте ответ на вопросы:
1. Назовите виды и признаки частичной подделки документов?
2. Назовите формы использования специальных знаний?
Практическая часть
На месте преступления выявлены автомат и две стрелянные гильзы.
Задание: Какие криминалистические рекомендации следует придерживаться при осмотре автомата и гильз?
Вариант № 4.
Теоретический вопрос
Понятие системы криминалистики
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие следственной версии?
2. Назовите формы фиксации криминалистически значимой информации?
Практическая часть
Следователь направил на судебно-почерковедческую экспертизу накладную с поддельной подписью и образцы подписи подозреваемого.
Задание: Какие вопросы необходимо поставить перед экспертом? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 5.
Теоретический вопрос
Криминалистическая фотография и видеозапись.
Дайте ответ на вопросы:
1. Назовите виды технико-криминалистических средств, используемых при расследовании преступлений?
2. Понятие специальных знаний?
Практическая часть
При задержании подозреваемого и проведения личного обыска был изъят нож.
Задание: Какие сведения о ноже необходимо указать в протоколе и какие вопросы следует поставить для экспертизы ножа эксперту? Приобщить протокол осмотра «условного» ножа. Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 6.
Теоретический вопрос
Отождествление человека по чертам внешности.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие криминалистической трасологии?
2. Назовите и опишите следы применения огнестрельного оружия на стрелянных гильзах?
Практическая часть:
Назовите основные элементы дорожки следов обуви, обозначенные буквами: АБ, АБВГДЕ, ВАБ, ВК, КГ.
Вариант № 7.
Теоретический вопрос
Общие положения криминалистической тактики.
Дайте ответ на вопросы:
1. Назовите виды криминалистических версий?
2. Понятие вербальной формы фиксации криминалистической значимой информации.
Практическая часть:
Определите типы папиллярных узоров на фрагменте дактилоскопической карты. Опишите особенности папиллярных узоров.
Вариант № 8.
Теоретический вопрос
Выдвижение версий и планирование расследования.
Дайте ответ на вопросы:
1. Назовите специальные методы науки криминалистики?
2. Назовите и опишите виды образцов почерка для сравнительного исследования?
Практическая часть
При осмотре места происшествия были выявлены повреждения на входных дверях газетного киоска в виде объемных следов от орудия взлома, возле дверей металлический прут, навесной замок, отслоившиеся части краски и полиэтиленовый пакет.
Задание: Какие виды и методы фотографирования необходимо применить для полного отображения обстановки на месте происшествия? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы об идентификации следов повреждения на входных дверях и изъятого металлического прута.
Вариант № 9.
Теоретический вопрос
Следственный осмотр и освидетельствование.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие следственных действий?
2. Опишите приемы дактилоскопии живых лиц?
Практическая часть
Во время обыска у гр. И. изъят пистолет системы «Макарова» № ВШ-2126.
Задание: По каким учетам следует проверить оружие и какую экспертизу необходимо назначить, какие вопросы поставить перед экспертом? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 10.
Теоретический вопрос
Следственный эксперимент, обыск, выемка – понятие, отличие.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие планирования расследования?
2. Опишите классификацию судебных экспертиз?
Практическая часть:
Задание:
1. Определите типы папиллярных узоров на фрагменте дактилоскопической карты?
2. Опишите особенности папиллярных узоров?
Вариант № 11.
Теоретический вопрос
Общие положения криминалистической методики.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие криминалистики?
2. Какие существуют правила обращения с документами – вещественными доказательствами?
Практическая часть:
На месте происшествия во время следственного осмотра возле трупа был обнаружен пистолет.
Задание: Какие экспертизы необходимо назначить для исследования объектов (труп, пистолет) и поставить вопросы эксперту? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы в отношении изъятого пистолета.
Вариант № 12
Теоретический вопрос
Общие положения криминалистической методики.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие криминалистической габитоскопии?
2. Назовите формы фиксации криминалистически значимой информации?
Практическая часть
С места происшествия изъят след обуви. При обыске в квартире Антонова обнаружены кроссовки.
Задание: Какие экспертизы по объектам следует назначить и какие вопросы поставить перед экспертом? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 13
Теоретический вопрос
Методика расследования убийств.
Дайте ответ на вопросы:
1. Перечислите основные принципы планирования расследования преступления?
2. Опишите формы ведения криминалистической регистрации?
Практическая часть:
Опишите составные части патрона для
гладкоствольного огнестрельного оружия?
Вариант № 14.
Теоретический вопрос
Методика расследования изнасилований.
Дайте ответ на вопросы:
1. Какие виды фотосъемки используются при осмотре места происшествия?
2. Опишите классификацию документов?
Практическая часть
При осмотре паспорта в месте написания фамилии были выявлены: матовую зону, бледную защитную сетку, цвет красителя штрихов отличался от остального текста.
Задание: Определите вид подделки, какая экспертиза может быть назначена в этом случае? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 15.
Теоретический вопрос
Методика расследования преступлений в сфере экономики.
Дайте ответ на вопросы:
1. Назовите правила проведения сигналитической фотосъемки трупа человека?
2. Назовите методы выявления следов папиллярных узоров?
Практическая часть
На месте происшествия обнаружено анонимное письмо угрожающего содержания, вероятно написанное гр. Бойко.
Задание: Опишите способы фиксации и изъятия письма. Какую экспертизу необходимо назначить? Предоставить образец постановления о назначении экспертизы.
Вариант № 16.
Теоретический вопрос
Методика расследования преступлений против собственности
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие криминалистической техники, как раздела науки криминалистики?
2. Правила сигналитической фотосъемки внешности живого человека?
Практическая часть
Потерпевший дал показания о том, что он хорошо запомнил внешность подозреваемого. Вскоре был задержан преступник.
Задание: Укажите вид проведенной идентификации? В чем его сущность?
Вариант № 17.
Теоретический вопрос
Методика расследования налоговых преступлений.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие криминалистической фотографии?
2. Перечислите особенности папиллярных узоров?
Практическая часть
Задание: Назовите составные
части ножа. Составьте протокол
осмотра ножа.
Вариант № 18.
Теоретический вопрос
Методика расследования криминальных пожаров и взрывов.
Дайте ответ на вопросы:
1. Назовите общенаучные методы науки криминалистика?
2. Перечислите известные Вам методы фотосъемки?
Практическая часть
С места происшествия изъят след обуви, у подозреваемого изъяты сапоги.
Задание: Какая экспертиза может быть назначена по объектам и какие вопросы для разрешения необходимо поставить эксперту? Предоставить образцы постановлений о назначении экспертиз.
Вариант № 19.
Теоретический вопрос
Особенности методики расследования преступлений несовершеннолетних.
Дайте ответ на вопросы:
1. Назовите типы и виды папиллярных узоров, их особенности?
2.Понятие тактического приема и отличие от следственной хитрости?
Практическая часть
Задание: Назовите части следа босой ноги, обозначенной литерами АБ, ВГ, ДЕ, МН. Составьте протокол осмотра босой ноги, обнаруженной на песке.
Вариант № 20.
Теоретический вопрос
Следственный осмотр и освидетельствование, их понятие, особенности процессуального проведения, отличия.
Дайте ответ на вопросы:
1. Понятие криминалистического оружиеведения (армология) как отрасли криминалистической техники.
2. Понятие тактической операции.
Практическая часть
При осмотре места происшествия выявлена дорожка объемных следов обуви, ведущей от хозяйственного строения к дому № 6 по ул. Ломоносова.
Задание: Какие виды и методы фиксации следов следует применить?