ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Анатомия и физиология ствола головного мозга
Цель занятия: Изучить строение и функции ствола головного мозга.
Оборудование: таблицы: «Ствол мозга», «Нервная система», «Головной мозг», скелет человека, атлас С. Поклонской.
Студенты должны знать:
- Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного отделов головного мозга;
Студенты должны уметь:
- Объяснять строение и физиологию отделов головного мозга (задний мозг, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг, ретикулярная формация, базальные ядра, лимбическая система);
- Анализировать рефлекторную и проводниковую функции головного мозга.
Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций: ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 2.4.
Ход занятия
1. Используя атласы, таблицы, влажные препараты разобрать строение продолговатого мозга:
- отличия от спинного мозга - ____________________________________________
________________________________________________________________________________
- расположение белого и серого вещества - _________________________________
- рефлекторные центры регуляции деятельности систем организма. - ___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотреть страницы атласа, таблицы определить строение и функции заднего мозга
2.1. Мост:
- полость - _________________________ расположение серого и белого вещества - _____
_________________________функции - ______________________________________________
________________________________________________________________________________
2.2. Мозжечок:
- отделы - ____________________________________________________________
- расположение серого и белого вещества - _________________________________
- функции - ___________________________________________________________
Рассмотреть строение среднего и промежуточного мозга. Заполнить таблицу.
|
Функции среднего мозга
Отдел | Функции |
Ножки мозга | |
Покрышка - верхние холмы - нижние холмы | |
Красные ядра | |
Чёрное вещество |
Функции промежуточного мозга
Отдел | Функции |
Таламус | |
Гипоталамус | |
Эпиталамус | |
Метаталамус |
Сделать подписи к рисунку.
Рис 1. Ствол мозга
Рис 2. Ствол мозга (сагиттальный срез)
5. Внимательно рассмотреть рисунок. Какие рефлексы мы наблюдаем? Где расположены центры этих рефлексов?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
6. Решить ситуационные задачи:
6.1. Больной, хирург по профессии, 45 лет, на томографии определяется поражения ядер мозжечка. Какие нарушения возможны у больного? Сможет ли он работать по профессии? ________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
6.2. У одного больного кровоизлияние в коре головного мозга, а у другого - в области продолговатого мозга. У кого из них прогноз хуже? Почему? ____________________________
________________________________________________________________________________
6.3. После оперативного вмешательства на головном мозге у собаки возникли осложнения, она стоит на широко расставленных конечностях как кукла. Дать объяснение этому феномену с физиологической точки зрения. ____________________________________________________
|
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6.4. У больного на фоне инфекционного заболевания повысилась температура тела. Известно, что за это отвечает один из отделов ствола мозга. Какой? _______________________________
6.5. Известно, что под действием гипоксии первой умирает кора головного мозга, но человека можно реанимировать. Какой отдел головного мозга будет управлять функциями сердечно-сосудистой системы? _____________________________________________________________
6.6. В результате травмы (падение с высоты) возникла остановка дыхания, проводилась искусственная вентиляция легких, но самостоятельное дыхание не возобновилось. В каком отделе поврежден головной мозг? ___________________________________________________
6.7. У испытуемого выявлены нарушения зрения и слуха, отсутствует поворот головы и глаз в сторону звука или света. Как называют эти рефлексы? Где локализованы повреждения? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6.8. В неврологической клинике находится больной с опухолью в одном из отделов головного мозга. При попытке взять стакан он промахивается. После нескольких усилий схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. Предположите, в каком отделе головного мозга у него опухоль? Какие еще нарушения возможны у больного? ______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________