Как я лепила дымковскую игрушку




Как уже было сказано, раньше в Дымкове игрушки изготовляли целыми семьями, складывались династии мастериц, в которых секреты лепки и росписи передавались от поколения к поколению. В процессе знакомства с жизнью и творческой деятельностью бабушки меня настолько увлекла тема дымковской игрушки, что захотелось самой её изготовить и понять весь процесс создания, побывать в роли дымковской мастерицы.

Вместе с мамой мы побывали на мастер-классе по изготовлению дымковской игрушки у мастерицы Ильминских Екатерины Юрьевны, которая работает в Кировской мастерской дымковской игрушки. Надо отметить, что изготовление глиняной игрушки – очень сложное ремесло, так как глина имеет свойство трескаться, что недопустимо при создании игрушки. Для этого используют воду, периодически увлажняя материал. Несмотря на то, что я делала относительно простую фигуру – птичку (используя основные элементы лепки – шар, конус, цилиндр, колбаска, жгут, оборка – их нужно последовательно соединить между собой, разглаживая места соединения), по времени у меня ушло почти 1,5 часа! Самым сложным элементом оказалась оборка, тут не обошлось без помощи мастерицы. Как она сказала: «Этот элемент можно учиться делать от нескольких недель до нескольких месяцев!». Но это было только начало. Дальше предстояла сушка и обжиг в печи. Раньше игрушки обжигали в русских печах, сейчас современные мастерицы используют муфельные печи. Только после этого игрушку можно расписывать, предварительно побелив. Для побелки используют интерьерную краску, хотя раньше использовали раствор мела на молоке: мел скребли ножом, растворяли его в молоке и окунали в этот раствор игрушку.

После обжига игрушку расписывают. Этот процесс оказался очень увлекательным, но в то же время невероятно сложным. Казалось бы, что может быть проще, чем рисовать круги, линии, точки… Но одно дело, когда ты это делаешь на ровной плоскости, на листе бумаги, а другое – рисовать на объемной вещи! К тому же все узоры должны быть симметричные, ровные. И мастерицы при этом никогда не используют линейку – все делается исключительно «на глаз».

Для росписи игрушек используют темперные краски, как правило, ярких цветов: красный, оранжевый, малиновый, желтый, голубой, зеленый, синий, коричневый, черный.

Игрушку сначала покрывают белой краской – это основа любой дымковской игрушки. Затем на этом фоне можно рисовать узоры. А можно покрыть другим цветом (такое допускается при росписи зверюшек – медведей, свиней, птичек и т.д.) и уже на цветной основе делать роспись. Я решила как раз выбрать второй вариант, и моя птичка стала желтой! Затем уже желтую птичку стала расписывать характерными дымке узорами.

 

 

Нелёгок труд дымковской мастерицы!


Заключение

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, насколько увлекательной и познавательной оказалась в исследовании данная тема! До сих пор о дымковской игрушке я знала только со слов бабушки и наглядного ее восприятия.

Дымковский промысел имеет богатую историю, а дымковские глиняные игрушки являются визитной карточкой нашей малой родины. В ходе знакомства с историей возникновения дымковской игрушки узнаёшь имена мастериц, прославивших промысел не только в нашей стране, но и во всем мире. Моя двоюродная бабушка, Иванова Людмила Александровна, была одной из них. Мне удалось больше узнать о своей двоюродной бабушке, ее творческой судьбе, побывать на выставке дымковской игрушки, где увидела многие ее работы, пообщалась с ее ученицей. Людмила Александровна была не просто знаменитой мастерицей, но и замечательным человеком, о котором спустя многие годы люди вспоминают с душевной теплотой и улыбкой.

Одним из самых познавательных и интересных моментов при написании данной работы стала встреча с мастерицей и проведенные с ней мастер-классы, на которых я попробовала себя в роли мастерицы дымковской игрушки. Несмотря на то, что это были сложные занятия, я с большим интересом и увлеченностью создавала шаг за шагом свою игрушку, много узнала о секретах ее создания. Поняла, что даже у одной мастерицы никогда не получаются две абсолютно одинаковые игрушки, так как каждая игрушка создается вручную, она уникальна, несет свой характер. При ее изготовлении существуют строгие стандарты, которые обязана соблюдать мастерица – это и определенные формы, размеры, контуры, изгибы, рисунок. Все эти параметры обязательно проверяются на Художественном Совете.

Судьба человека всегда связана с судьбой его Родины. Я рада, что моя семья так тесно связана с историей и традициями Вятского края.


Список литературы

1. Богуславская, И.Я. Дымковская игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 336 с.

2. Дымковская игрушка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nhp43.ru/история-народных-промыслов/дымковская-игрушка

3. Дымковская игрушка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kirovreg.ru/region/dymka/

4. История дымковской игрушки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dymka.teploruk.ru/article/history/

 


Приложение

Работы Л.А. Ивановой

(экспозиция Кировского музея Дымковской игрушки)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: