После разработки стратегии организации формируются портфели новшеств и инноваций. По результатам этой работы конкретизируется стратегия и составляется бизнес-план. Портфели новшеств и инноваций являются предметом инновационной деятельности.[4]
Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инноваций. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные стратегии (цели) организации:
К — повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным риском;
Ц — снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Эта стратегия направлена на более прочное завоевание рынка, реализацию уже изготовленного товара, реализацию уже освоенных технологий. Она ведет, как правило, к уменьшению прибыли организации;
С — снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Эта стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации;
V — увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Ведет к увеличению прибыли за счет использования эффекта масштаба;
Р — освоение нового рынка сбыта для старого или нового товара. Это ведет, как правило, к увеличению прибыли организации.
Для осуществления перечисленных стратегий инновационной деятельности организации необходимы инновации. В табл. 1 перечислены основные виды стратегий организации.
В зависимости от стратегий или целей организации возможны различные их сочетания. Введем дополнительные (к табл. 1) обозначения:
|
1 — индекс, характеризующий неизменность стратегии (старый вариант);
— индекс, характеризующий обновление стратегии (новый вариант). Например, повышение К, снижение удельной Ц, снижение С, рост V, расширение существующего или ос воение нового Р. Принимаем, что: при сохранении качества товара затраты у потребителя не изменяются; при повышении качества затраты у потребителя снижаются (более высокими темпами, чем растут затраты у изготовителя); ввод нового товара на основе изобретений ведет к повышению качества и снижению себестоимости товара.
Таблица 1. Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации
Основные виды инноваций, необходимых для реализации стратегии организации | Основные стратегии организации | ||||
К | Ц | С | V | Р | |
1. Создание совершенно нового товара на основе изобретений | + | + | + | ||
2. Совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау | + | ||||
3. Внедрение новой технологии на основе изобретений | + | ||||
4. Совершенствование действующей технологии на основе ноу-хау | + | ||||
5. Совершенствование организации труда на основе ноу-хау | + | ||||
6 Совершенствование организации производства на основе ноу-хау | + | ||||
7. Формирование или совершенствование системы менеджмента | + | + | + | + | |
8. Улучшение качества "входа" организации (сырья, материалов, комплектующих и т. д.) | + | ||||
9. Совершенствование взаимодействия с внешней средой организации | + | + | |||
10. Совершенствование функций тактического маркетинга (рекламы, системы стимулирования продвижения товара и др.) | + | ||||
11. Повышение качества сервиса потребителей товара | + | ||||
12. Расширение существующего рынка товаров организации | + | + | |||
13. Освоение нового рынка | +[5] |
|
На основе установленного в табл. 1 влияния инноваций на стратегии организации и дополнительно принятых условий
можно сформулировать наиболее характерные типы воспроизводства товаров организации (табл. 2).
Таблица 2. Основные типы воспроизводства товаров
Сочетание стратегий организации | Тип воспроизводства товаров |
1)К1Ц1С1V1Р1 2)К2Ц1С1V1Р1 3)К1Ц2С1V1Р1 4)К1Ц1С2V1Р1 5)К2Ц1С1V2Р2 6)К1Ц2С2V2Р1 7) К1Ц1С1V1P1 | Простое воспроизводство (без инноваций) Простое воспроизводство товара повышенного качества Простое воспроизводство товара по сниженной цене для его реализации Простое воспроизводство товара по ресурсосберегающей технологии Расширенное воспроизводство нового товара для старых и новых рынков Расширенное воспроизводство старого товара, изготовленного по новой технологии Простое воспроизводство старого товара для старых и новых рынков Расширенное воспроизводство новых товаров по новой технологии для старых и новых рынков (самое сложное воспроизводство) |
n) К2Ц2С2V2P2 |
На основе работы, выполненной по рекомендациям, изложенным в данной теме, формируются портфели новшеств и инноваций организации.
|
Портфель инноваций представляет комплексно-обоснованный перечень новшеств — покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) в организации.
Портфель новшеств — перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.
Примерное укрупненное содержание портфеля инноваций приведено в табл.3, новшеств — в табл. 4.
Таблица 3. Портфель инноваций, подлежащих внедрению в организации (примерная форма)
Наименование и вид инновации | Цель внедрения инновации | Место внедрения инновации | Сроки внедрения | Затраты на внедрение | Ожидаемый эффект от внедрения | |||
начало | окончание | натуральные | тыс. руб. | натуральный | тыс. руб). | |||
Таблица 4. Портфель новшеств организации, подлежащих разработке и продаже(примерная форма)
Наименование и вид новшество | Идея новшества | Уровень новизны | Разработчик (подразделение, Ф.И.О. исполнителей) | Сроки внедрения | Затраты на внедрение | Ожидаемый эффект от продажи | |||
начало | окончание | натуральные | тыс. руб. | натуральный | тыс. руб. | ||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 569с.
2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент, - М.:Дело, 2005. – 448с
3. Финансовый менеджмент: учебное пособие/под ред.проф. Е.И. Шохина, - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 408с
4. Юрашев В.В. Динамическое моделирование инновационного процесса//Дело - №12 – 2007
5. Яркина Т.В. Экономика предприятия, - СПб.:Питер, 2005. – 395с.
[1] Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – с.245
[2] Яркина Т.В. Экономика предприятия, - СПб.:Питер, 2005. – с.42
[3] Юрашев В.В. Динамическое моделирование инновационного процесса//Дело - №12 - 2007
[4] Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент, - М.:Дело, 2005. – с.364
[5] Знак " + " означает необходимость введения инновации для реализации соответствующей стратегии организации