FEATURES AND WAYS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ACTIVITY IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES




ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Alpatova Anna Igorevna

 

FEATURES AND WAYS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ACTIVITY IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения и развития коммуникативной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Актуальность данной проблемы заключается в том, что недостаточная сформированность коммуникативных навыков, низкая степень активности в общении ребенка с нарушением интеллекта оказывают отрицательное влияние на его психическое и личностное развитие. Поэтому очень важно как можно раньше включить ребенка в коррекционно-развивающий процесс для формирования навыков общения, так как через общение ребенок познает себя и окружающий мир. Это чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет на процесс социализации и развития личности в целом.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, общение, коммуникативные навыки.

 

Abstract: The article is devoted to the problem of the study and development of communicative activity in children with intellectual disabilities. The relevance of this problem lies in the fact that the lack of communication skills, a low degree of activity in the communication of a child with impaired intelligence have a negative impact on his mental and personal development. First of all, you need to include the child in the developmental process of forming communication skills. This is an urgent problem, since the degree of data formation affects the process of socialization and development of the individual as a whole.

Keywords: children with intellectual disabilities, communication, communication skills.

 

В системе коррекционного образования особое внимание уделяется формированию у учащихся с нарушением интеллекта познавательной, речевой активности, системы мировоззрений в соответствии с действительностью, социализации. Развитие разных направлений личности детей с нарушением интеллекта осуществляется в коммуникативных ситуациях через взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Позитивный опыт общения оказывает влияние на личность развивающегося ребенка, способствуя совершенствованию и коррекции внимания, мышления, речи, памяти и других психических процессов, лежащих в основе развития более сложных новообразований.

У детей с интеллектуальной недостаточностью первичные нарушения приводят к возникновению вторичных отклонений, проявляющиеся на основе первичного дефекта биологического генеза. Вторичные нарушения проявляются в низкой речевой активности, низкой скорости переключения психических процессов, неуверенности и скованности движений.

Детям с нарушением интеллектуального развития необходимо оказывать коррекционно-развивающую помощь в расширении социальных контактов в процессе субъект-субъектных отношений.

Общение у ребенка со взрослым рассматриваются в трудах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Особое знание приобретают труды М.И. Лисиной, в которых она изучает общение с разных аспектов и его влияние на развитие личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Также А.А. Бодалев рассматривает формирование личности через понимание необходимости развития общения. Важные стороны коммуникации отражены в работах Р.Л. Мухиной, Л.И. Божович, А.В. Мудрика.

Научную ценность приобретают исследования особенностей и путей развития коммуникативной деятельности у детей с нарушением интеллекта выдающихся деятелей данного направления научного знания Е.О. Смирнова, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Процко, О.Г. Китина, А.Р. Малер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.

Возможные пути моделирования коммуникативных ситуаций с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности рассматривают разные ученые: В.Г. Петрова, Г.Х. Юсупова, Е.И. Разуван, П.О. Омарова.

По мнению В. Г. Петровой, нарушение коммуникации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью выражено в большей степени, чем у нормативных детей. Это явление обусловлено наличием у учащихся с интеллектуальной недостаточностью ряда психических особенностей. Например, речь как высшая психическая функция характеризуется наличием простых лексико-грамматических структур, затруднено восприятие языковых конструкций и их понимание – в результате наблюдается недоразвитие функциональных компонентов речевой системы, выполняющие коммуникативную, познавательную и регулирующую функции.

Также В. Г. Петрова отмечала недостаточный уровень коммуникации между учащимися. По мнению данного автора, речь не выступает средством коммуникации, вместо этого дети чаще используют односложные ответы с преобладанием невербальных средств коммуникации.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие всех сторон познавательной деятельности вследствие органического поражения структур головного мозга. Дезорганизация корковых и подкорковых структур приводит к высокой индивидуальности и неповторимости личности из-за имеющихся нарушений.

Изучением психических и физических особенностей занимались такие советские педагоги и дефектологи как Ж.И. Шиф, Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.И Лубовский и др.

В области специальной педагогики и психологии (А.Р. Лурия, В.И Лубовский, Л.И. Новикова, Е. Н. Правдина и пр.). Данные авторы обращают внимание на недостаточную сформированность речи, как средства коммуникации. У детей с интеллектуальной недостаточностью происходит запаздывание всех компонентов речевой деятельности.

По причине своеобразия развития высших психических функций ребенок с нарушением интеллекта испытывает трудности в общении, поэтому ему требуется значительно больше времени для общения с взрослыми. Систематическое возрастание потребности в общении во время взросления снижает адаптивные возможности ребенка.

По мнению А.А. Катаевой, снижение познавательной активности и «комплекса оживления» у детей наблюдается уже в младенческом возрасте. Недостаточное стремление к изучению окружающей действительности проявляется в безразличии, общей инертности, что приводит к затруднению развития стремления ребенка в общении.

В последующем у детей с нарушением интеллекта не появляется стремление познать предметы окружающей действительности. Самостоятельная деятельность, направленная на изучение предметов отсутствует, совместная деятельность с взрослыми не способствует появлению заинтересованности в деятельности, в результате чего происходит отставание развития речи и дальнейшей коммуникации. От 1 года до 3 лет у детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует предметная деятельность, именно в результате данной деятельности происходит развитие личности ребенка с нарушением интеллекта.

В дошкольном возрасте проявляется интерес к предметам, игрушкам, также появляются предпосылки к развитию личности, однако в данный период развития с трудом наблюдается образование личностных качеств, хотя ребенок и пытается ориентироваться на взрослого.

Только к четырем годам у ребенка с интеллектуальной недостаточностью происходит становление своего «Я», то есть ребенок начинает отождествлять себя от окружающих.

В дошкольном возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью только закладываются предпосылки к развитию речи. Доброжелательное и внимательное отношение способствует чуткому восприятию предъявляемых к ним требований. Эмоциональная отзывчивость учащихся приводит к усвоению общепринятых стандартов поведения, направленные на установление гармоничных отношений между индивидами и социальными группами. Соблюдение норм поведения способствует социализации. У детей с интеллектуальной недостаточностью очень выражена эмоциональная отзывчивость к собственным ошибкам.

Многие исследователи (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Н.Г. Морозова, Б.И. Пинский, В.Г. Петрова) отмечают наличие у детей с нарушением интеллекта особенностей психического и физического развития по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками, которые имеют все предпосылки к успешному овладению новой ролью при обучении в школе. Несформированность когнитивных процессов проявляется в недоразвитии речи, незрелости эмоционально-волевой сферы.

Дети с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте с некоторой периодичностью не способны выполнять предъявляемые к ним требования, соподчинять мотивы с учебными задачами. Во время решения заданий, дети испытывают трудности в выделении смыслового содержания текста. Трудности возникают еще до решения, так как младшие школьники не стремятся понять условия и выработать последовательность действий по решению. Отсутствие понимания процесса и последовательности решения, приводит к невозможности достижения конечной цели и нужного результата.

Также низкий уровень мотивационной деятельности препятствует достижению отдельных операций и действий.

Недостаточная критичность учащихся с нарушением интеллекта к собственным и чужим ошибкам и недостаточная потребность в достижении высоких образовательных результатов негативно отражается в процессе образования. Заинтересованность детей проявляется в самой деятельности, а не в стремлении правильно выполнить задания в соответствии с условиями. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью так же отсутствует внутренняя потребность в достижении правильного результата.

В общеобразовательной школе дети заинтересованы в получении оценки со стороны учителя. С одной стороны, оценка мотивирует учащихся развиваться в разных направлениях научных знаний, творчески подходить к решению стандартных заданий, с другой – мешает. Дети с интеллектуальной недостаточностью не заинтересованы в получении положительной оценки со стороны учителя. Одним из видов речевой деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью является – коммуникативная.

Низкий уровень мотивационной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется также во время коммуникации, стремление к коммуникации выражено слабо, часто без учета коммуникативной ситуации и позиции субъекта. Выстраивание отношений с близкими и друзьями происходит с трудом из-за наличия особой организации психических процессов.

Дифференцированная самооценка у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью соответствует представлению о себе, без учета положительных и отрицательных сторон. Собственное восприятие достижений и неудач зависит от ситуации.

Нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывают негативное влияние на развитие и становление ребенка, происходит искажение познания окружающего мира.

Этиология и патогенез нарушения оказывает влияние на установление коммуникации, на общение ребенка с взрослыми и сверстниками для последующей социализации.

На современном этапе развития образования детей с интеллектуальной недостаточностью значительное время отводится коррекции имеющихся нарушений, развитию личностных качеств у данной категории детей.

Детям с нарушением интеллектуального развития необходимо оказывать коррекционно-развивающую помощь в расширении социальных контактов. У детей с интеллектуальной недостаточностью с трудом происходит выстраивание отношений с близкими и друзьями из-за наличия особой организации психических процессов, однако грамотно организованное взаимодействие позволяет качественно корректировать индивидуальные трудности детей и способствовать их социализации.

 

Список литературы

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 325 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 4. 445 с.

4. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Формирование потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками. // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

5. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Педагогика, 2003. 208 с.

6. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. 190 с.

7. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)

8. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / Отв. ред. Л. С. Деноткина. – М.: Педагогика, 1977. – 199 с.

9. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. Спб.: Издательство «Образование», 2000. 180 с.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет). М., 1960. 320 с.

 

 

Приложение № 2

 

 

 

Зал «Аристотель»

Зал «Выготский»

Зал «Гастев»

Зал «Конфуций»

Зал «Луначарский»

Зал «Песталоцци»

Зал «Сухомлинский»

Зал «Ушинский»

Зал «Шекспир»

Зал «Хокинг»

ММСО Регионы

«ММСО University»

«Энди Уорхолл»

 

Приложение № 3

 

 

 

Блок №1

10.00 –10.30 Презентация проекта Manage Pain Personalized Digital.

Данилов Ал. Б.

 

Блок №2

10.30 –11.30 Фармакотерапия боли Данилов Ан. Б.

11.30 – 11.50 Вопросы и ответы. Дискуссия

11.50 – 12.00 Слайд-презентация спонсора «Фармакотерапия боли»

 

Блок №3

12.00 – 12.30 Боль в спине. Алгоритм диагностики и лечения Данилов Ан. Б.

12.30 – 12.45 Клинический случай. Когда боль в спине - это опасно. Чуприна С.Е.

12.45 – 13.00

13.00 – 13.15

Клинический случай.

Вопросы и ответы. Дискуссия.

Слайд-презентация спонсора «Боль в спине» Киселёв Д.В.

 

Блок №4

13.15 – 13.45 Болевая полинейропатия Данилов Ан. Б.

13.45 – 14.00 Клинический случай Котов С.В.

14.00 – 14.15 Клинический случай. Постгерпетическая невралгия Баранова Н.С.

14.15 - 14.30 Вопросы и ответы. Дискуссия.

Слайд-презентация спонсора

 

Блок №5

14.30 – 14.45 Нелекарственные методы управления болью. Субботин Ф.А.

Бочавер К.А.

14.45 – 15.15 Физическая реабилитационная медицина «Как жить, что бы не болела спина» Чуприна С.Е.

15.15 – 15.30 Заключение Данилов Ал. Б.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: