Природные ресурсы Земли и их классификация




Природные (естественные) ресурсы - это природные объекты и явления, т.е. различные тела и силы природы, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни

По источникам происхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические Биологические ресурсы - это все живые компоненты биосферы, т.е. ресурсы растительного и животного мира. Минеральные ресурсы это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Если сырье используется как топливо (уголь, нефть, газ, древесина, атомная энергия) и одновременно как источник энергии в двигателях, то его называют топливно­энергетическими ресурсам. Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца и космоса, атомно-энергетических, топливно-энергетических, термальных и других источников энергии.

Второй признак, по которому классифицируют ресурсы, - по использованию их в производстве. Сюда относятся следующие ресурсы:

ü Земельный фонд - все земли в пределах страны и мира (мировой земельный фонд - 13,4 млрд га), входящие по своему назначению в следующие категории: сельскохозяйственные, населенных пунктов, несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т.п.); Лесной фонд - часть земельного фонда Земли, на котором произрастает или может произрастать лес, выделенный для ведения сельского хозяйства и организации, особо охраняемых природных территорий; он является частью биологических ресурсов;

ü Водные ресурсы - количество подземных и поверхностных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод);

ü Гидроэнергетические ресурсы, которые способны дать река, приливно-отливная деятельность океана и т.п.;

ü Ресурсы фауны - количество обитателей вод, лесов, отмелей, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;

ü Полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические ресурсы) - природные скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве.

С природоохранной точки зрения приоритетное значение имеет классификация ресурсов по третьему признаку - по степени истощаемости. Истощение природных ресурсов с экологических позиций - это несоответствие между безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества (страны, региона, предприятия). Неисчерпаемые ресурсы непосредственно солнечная энергия и вызванные ею природные силы, например, ветер и приливы существуют вечно и в неограниченных количествах.

Исчерпаемые ресурсы имеют количественные ограничения, но одни из них могут возобновляться, если есть к этому естественные возможности или даже с помощью человека (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородие почв, восстановление поголовья диких животных и т.п.). Однако очень важная группа ресурсов не возобновляется - эти ресурсы конечны: топливо, железная руда, а также ряд руд других металлов.

Занятие 7 Тема: ПРОБЛЕМЫЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ План: 1. Определение понятия "загрязнение" и ингредиенты загрязнения. 2. Классификация загрязняющих веществ. 3. Экологические нормативы.  

 


1. Загрязнение среды - привнесение в нее несвойственных агентов или увеличение концентрации имеющихся (физ., хим., биолог.) сверх естественного среднемноголетнего уровня, приводящее к негативным последствиям. Загрязнителем может быть не только ядовитое, но и безвредное вещество, содержание которого выходит за оптимальные значения концентрации. (Напр.: вода хорошего качества в избытке при поливе выступает в почве как загрязнитель).

Ингредиенты загрязнения - тысячи хим. соединений, особенно металлы или их оксиды, токсические вещества, аэрозоли.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в практике в настоящее время используется до 500 тыс. хим. соединений. При этом около 40 тыс. соединений обладают весьма вредными для живых организмов свойствами, а 12 тыс. токсичны.

Наиболее распространенные загрязнители - зола и пыль различного состава,.оксиды цветных и черных металлов, различные соединения серы, азота, фтора, хлора, радиоактивные газы, аэрозоли и т.п.

2. Классификация загрязняющих веществ.

По происхождению:

- естественное (природное) - вызванное к.-л. природными явлениями, обычно катастрофическими (наводнение, извержение вулкана);

- антропогенное - возникающее в результате деятельности людей:

- биологическое (кролики в Австралии);

- микробиологическое (фитофтороз пасленовых);

- механическое (овраги) - засорение среды агентами, оказывающими мех. воздействие без физ-хим. воздействия;

- химическое - изменение естественных хим. свойств среды;

- физическое:

 

- тепловое;

- световое;

- шумовое;

- электромагнитное изменение электромагнитных свойств среды от линий электропередачи;

- радиоактивное.

Классификация по источникам:

1 гр.) промышленное, сельскохозяйственное, транспортное;

2 гр.) точечное (труба предприятия), объектное (предприятие в целом). рассеянное (С/х поля), трансгрессивное (поступающее из др. регионов, государств).

Классификация по масштабам действия:

- глобальное

- региональное

- местное (локальное)

Классификация по периодичности действия:

- первичное (выбросы предприятий.

- вторичное (продукты смоговых явлений)

Классификация по степени стойкости:

- устойчивое - время жизни сотни и тысячи лет (азот, кислород, аргон);

- - стойкое - время жизни 5-25 лет (СО2, метан, фреоны);

- неустойчивое (водяные пары, сернистый газ, сероводород).

Степень стойкости загрязняющих веществ зависит от возможности их разложения различными агентами, или перемещения в другую среду, где они перестают быть загрязнителями (СО2 -> воды океана).

Любое загрязняющее вещество целесообразно оценивать по трем параметрам:

- объему поступления в среду

- агрессивности (ядовитости)

- степени стойкости (продолжительность жизни)

 

3.Экологические нормативы


Качество окружающей среды - степень соответствия её характеристик потребностям людей и технологическим требованиям.

В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды.

Основные экологические нормативы.

Санитарно-гигиенические нормативы:

1) ПДК - предельно допустимая концентрация вредных веществ - количество загрязнителя в почве, воздухе, др. средах, которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

2) ПДУ - предельно допустимый уровень воздействия на окружающую среду - уровень, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния растений и животных, их генетического фонда (ПДУ для радиационного, шумового, вибрационного, магнитного воздействия).

Производственно-хозяйственные нормативы:

ПДВ - предельно допустимый выброс - это максимальное количество загрязняющего вещества, которое в единицу времени может быть выброшено конкретным предприятием.

ПДС - предельно допустимый сброс - это максимальное количество загрязняющего вещества, которое в единицу времени может быть сброшено конкретным предприятием.

Комплексный показатель качества окружающей среды:

ПДН - предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду -максимально возможное антропогенное воздействие на природные ресурсы или комплексы не приводящие к нарушению устойчивости экосистем.

 

Занятие 8   Тема: ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ План: 1. Экологический контроль. 2. Экологический риск. 3. Экологическая экспертиза. 4. Экономическое регулирование в области охраны окр. среды. 5. Государственный учет природных ресурсов и загрязнителей. 6. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование. 7. Мониторинг окружающей природной среды  

 


1. Экологический контроль.

Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государства.

Объектами государственного экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом.

2. Экологический риск

Экологический риск — это оценка на всех уровнях —- от точечного до глобального — вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.

При антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого экологического риска:

1) неизбежность потерь в природной среде;

2) минимальность потерь в природной среде;

3) реальная возможность восстановления потерь в природной среде;

4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде;

5) соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.

 

Различают три главные составляющие экологического риска:

— оценку состояния здоровья человека и возможного числа жертв;

— оценку состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным показателям;

 

— оценку воздействия загрязняющих веществ на человека и окружающую природную среду.

Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону.

 

3. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — оценка воздействия комплекса промышленно-хозяйственных и других объектов на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье населения.

Объектами экологической экспертизы являются:

— все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производственных сил страны и отраслей хозяйства всех субъектов федерации;

— технико-экономические расчеты (обоснования), проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;

— документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

— проекты нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации, регламентирующей природопользование при ведении хозяйственной деятельности;

— материалы, характеризующие экологическую ситуацию в регионе, которая формируется под воздействием различных видов текущей хозяйственной деятельности.

Цели экологической экспертизы :

— обеспечение научно обоснованного определения соответствия проектных решений современным экологическим требованиям перед их утверждением в компетентных государственных органах;

— предупреждение возможных негативных воздействий на экосистему планируемых, проектируемых и функционирующих объектов в процессе их реализации;

— поддержание динамичного природного равновесия и благоприятного состояния окружающей среды при реализации народнохозяйственных планов.

Эколого-экспертный процесс состоит из трех основных этапов: подготовительного, или проверки наличия необходимых реквизитов, представляемых проектных материалов и их соответствия действующему законодательству:

основного, или аналитической обработки данных по объектам экспертизы; заключительного, или обобщения и оценки данных и составления акта экспертизы.

Правовой основой экологической экспертизы является законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации (республики, края, области в составе России), нормативной базой — весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарно-гигиенические и экологические нормативы.

4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

В России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность - ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственны решений.

Согласно Федеральному природоохранному закону (2002 г.) к основным методам экономического регулирования государственных и рыночных отношений в области охраны окружающей среды относятся:

• установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также лимитов на размещение отходов и на другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

• проведение экономической оценки воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

• возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека.

Важнейшая задача нового экономического механизма - сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель были заинтересованы в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

 

5. Государственный учет природных ресурсов и загрязнителей

Государственный учет природных ресурсов осуществляется по единой системе органами статистического учета. Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов - систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Единого кадастра данных ресурсов не существует. Различают кадастр недр, земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.

Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель). Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.

Водный кадастр - это свод систематизированных данных, о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела:

1) поверхностные воды; 2) подземные воды; 3) использование вод.

Лесной кадастр - свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к этим функции выполняют кадастры и других природных ресурсов. Своеобразным кадастром редких животных и растений являются Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги республик, краев и областей.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

6. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование

Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензии, договорные лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

В лицензию накомплексное природопользование включают:

1) основные характеристики природного объекта, разрешенного к
использованию;

2) сведения о природопользователе;

3) объем прав и ограничения в использовании объекта;

4) порядок и условия внесения платежей за право природо - пользования;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.

Лицензии могут иметь экономический характер — разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический - разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природопользование выдается природоохранительными органами России сроком на один год, но право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населению.

Принципы неистощимости использования природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.

Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законодательством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования:

1) договор об использовании отдельных видов ресурсов;

2) договор аренды природных ресурсов;

3) договор концессии.

Лимиты (ограничения) на природопользование - предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства}, которые устанавливаются для предприятий - природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных и т.д. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом состояния природного объекта.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.

 

7. Мониторинг окружающей природной среды

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природныхсред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выявить их состояния и происходящие в них про­цессы под влиянием антропогенной деятельности.

Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменение состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Термин «мониторинг» образован от латинского слова «монитор», — наблюдающий, предостерегающий. Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 году в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга - наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Мониторинг - это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

В состав мониторинга входят:

- наблюдение за изменением качества окружающей среды факторами, воздействующими на окружающую среду;

- оценка фактического состояния природной среды;

прогноз изменения качества среды. В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга — локальном, региональном и глобальном. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют «слежение» за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т. д.

Основной объем наблюдений выполняют службы Комитета то гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет России). С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся введение специальных бан­ков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

В систему органов, осуществляющих экологический мониторинг, входят специально уполмоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

• Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России);

• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

• Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);

• Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);

• Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Наблюдения осуществляются по физическим, химическим, биологическим показателям.

По территориальному охвату различают три блока современного мониторинга-локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный и глобальный (биосферный, фоновый). относится и к экологическим системам. Природные экосистемы более устойчивы по сравнению с искусственными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: