Понятие «плакат»
Франц. placard — объявление, афиша — разновидность графики, рисунок крупного формата с лаконичным, броским (обычно цветным) изображением, сопровождаемый кратким, запоминающимся текстом. Плакаты выполняются в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Плакат — средство печатной рекламы или красочное рекламное издание относительно большого формата.
Плакат — это полиграфическое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата.
Из истории плакатов
Человечеству плакат известен с давних времен. Еще в Древнем Египте, Греции и Риме его широко использовали для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках.
Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания «Геометрии» Эвклида. Он не сохранился. До нас дошел плакат 1491 г., который предлагал почтенной публике рыцарский роман «Прекрасная Мелузина».
Иллюстративный плакат появился в 1830 г. и был вначале чаще всего черно-белым. До 1860-х годов плакат оставался монохромным и почти не отличался от других видов иллюстраций. Только в последние годы XIX века появился плакат, отличающийся от других видов иллюстраций.
«Отцом» рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката — броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять изображение и текст «на ходу», лаконичность, концентрацию внимания на одной главной фигуре.
На протяжении полутора веков рекламные художники неоднократно использовали актуальные художественные стили, направления, темы. Делали они это зачастую столь талантливо, что рекламный плакат оказался, в конце концов, особой областью изобразительного искусства. Речь идет о стиле «модерн»[1], занимавшем весьма значимое место в искусстве конца ХIХ — начала ХХ веков.
|
Основателем модерна считается малоизвестный финский художник Аксель Галлен-Каллела, впервые оформивший в новой эстетике финский эпос «Калевала».
В конце Х1Х века рекламный плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила, как ни странно, Россия. В 1897 г. в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра.
Стиль «модерн» был популярен среди интеллигенции, состоятельных и не очень состоятельных горожан. Поэтому несколько удивительно, что «по инерции» стиль перешел и в другую историческую эпоху — революционную. Передаточным звеном были, несомненно, художники, работавшие по заказам советских организаций. Модерн использовался и в политических плакатах периода гражданской войны, хотя, казалось бы, лежавшая в основе стиля философская концепция бесконечно далеко отстояла от остро напряженного противоборства двух цветов — красного и белого.
Изредка модерн встречается и в отечественной рекламе второй половины ХХ века, в виде прямой цитаты или даже некоторого развития принципов стиля. Сегодня интерес к модерну возвращается, во всяком случае
|
Примеры для создания плакатов «Береги лес»
Олень на фоне полыхающего костра. Детский рисунок.
Детский рисунок. Берегите природу от огня.
При пожаре звонить 01.
Открытая ладонь. Лебеди, березы.
Перечеркнутая рука со спичкой.
Силуэт оленя.
Рука защищает березу.
Надпись на зеленом фоне: «Берегите лес от пожара».
Горящее дерево. Детский рисунок.
Плачущие елки. Убегающие животные.
У леса есть злейший враг — огонь.
Перечеркнутые бутылка, костер, сигарета.
Телефоны экстренных служб.
При пожаре звонить 01.
Земной шар, окутанный огнем.
Горящий лес.
Силуэт лисы на фоне полыхающего огня.
Берегите жителей леса. Соблюдайте пожарную безопасность.
Правила поведения в лесу.
Прочти сам и передай другому!
Две борющихся стихии — вода и огонь.