ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА.




 

План.

1. Общая характеристика новорожденности. Условные и безусловные рефлексы.

2. “Комплекс оживления” как граница между новрожденностью и младенчеством.

3. Развитие движений в младенческом возрасте.

4. Особенности развития познавательных процессов: восприятия, речи, мышления, памяти.

5. Кризис возраста.

Литература:

  1. Вікова та педагогічна психологія: Навч. Посіб. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднійчук та ін. – К.: Просвіта, 2001. – 416 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Крайг Г. Психология развития (серия «Мастера психологии»). – СПб.: Питер, 2000.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 464 с.
  5. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
  8. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 480 с.
  9. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

 

Изучение данной темы необходимо, т.к. вооружает студентов знаниями об особенностях психического развития ребенка на первом году жизни. От того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление его личности. При изучении младенческого возраста необходимо основываться теоретическими положениями таких наук, как философия (научно-материалистическое объяснение социальной природы и сущности развития человека); возрастная физиология (анатомо-физиологические особенности мозга ребенка, условные и безусловные рефлексы; специфика высшей нервной деятельности ребенка до года; особенности физического развития ребенка до 1 года); общая психология (психические особенности человека, биологическое и социальное в структуре личности); дошкольная педагогика (особенности воспитания детей от рождения до 1 года). Теоретическое изучение данной темы дает возможность студентам научиться определять уровень психического развития ребенка до 1 года.

 

1. Период рождения, по мнению психоаналитиков – это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Рождение – большое потрясение для ребенка. От вегетативного, растительного существования в относительно постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа вырасти в разумную личность.

Акт рождения – есть переход к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

Безусловные рефлексы новорожденного:

1. Сосательный рефлекс – если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая ритмичные сосательные движения (сосательный рефлекс очень развит и проявляется еще до рождения – на 19-20-й неделе у плода образуется сосательный рефлекс).

2. Зрачковый рефлекс – зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

3. Защитный рефлекс – зажмуривание глаз при ярком свете, одергивание при сильном раздражении (укол) и т.д. Они направлены на удаление от раздражителя или ограничение его действия

4. Ориентировочные рефлексы – реакции, направленные на контакт с раздражителем. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных, как подсолнухи, повернуты в сторону света. Доказано, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света.

5. Ориентировочно-пищевой рефлекс – прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: ребенок поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

6. Хватательный рефлекс – когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче.

7. Рефлекс отталкивания – при прикосновении к подошвам ног ребенок пытается оттолкнуться.

8. Рефлекс шагания – когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

9. Плавательный рефлекс – ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз.

10. Рефлекс Бабинского – если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. Большинство врожденных реакций необходимы для жизни ребенка, так как помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования. Благодаря этому для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты – детского места – из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспособление происходит рефлекторно.

Однако безусловных рефлексов недостаточно для того, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Новорожденный без ухода взрослых не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. В процессе контакта ребенка со взрослым начинаются вырабатываться первые условные рефлексы – на положение в период во время кормления: как только ребенок оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения, условные рефлексы на мокрые пеленки – ворочание, плач.

Мозг маленького ребенка развивается на протяжении всего периода, он не вполне сформирован в новорожденности, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами мозга, а также недостаточно зрелой корой.

Л.С. Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики:

1) новорожденный обладает лишь начатками психической жизни (проявлениями психической жизни ребенка являются: выразительность движений, состояние радости и печали, гнева и страха, удивления и раздумья, инстинктивные движения новорожденного связанные с голодом, жаждой, насыщением, удовлетворением. Они наблюдаемы вскоре после рождения);

2) эта психическая жизнь носит очень своеобразный характер.

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка со взрослыми содержит в себе противоречия: ребенок максимально нуждается во взрослом, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. К концу младенческого периода социальная ситуация изменяется: ребенок отделяет себя от взрослого, так как начинает ходить, впервые происходит раздробление социальной ситуации «Мы», теперь уже не мама ведет ребенка, а ребенок ведет маму, куда хочет.

Вывод: основной принцип жизнедеятельности ребенка в этом возрасте – развитие через взрослого.

2. Свою жизнь новорожденный начинает с крика. Первый крик – результат спазмы голосовой щели. Спазма сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что 1-й крик – это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувства стеснения. Ребенок в первые дни жизни криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле. Плач становится естественным выражением всякого рода страданий. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые проявления улыбки появляются в конце 1-го – начале 2-го месяца жизни, причем улыбка появляется при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Таким образом, положительные эмоции появляются не только с удовлетворением органических потребностей, но и при общении со взрослыми. А постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Такая потребность в общении со взрослыми – первая социальная потребность ребенка. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Дети, отстающие в развитии, прежде всего, отстают именно в комплексе оживления. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления. А редкое, бездушное общение с ребенком препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития (ЗПР). Непосредственное эмоциональное общение является ведущим видом деятельности в младенческом возрасте. Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказывается отрицательно. Так, после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах (Р. Спитц, Дж. Боулби, А. Фрейд, Э. Пиклер). Госпитализм – явление, возникающее в детских закрытых учреждениях; из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

Комплекс оживления – основное новообразование новорожденности. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.

Таким образом, комплекс оживления как первый поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Он обеспечивает новые типы связей и отношений со взрослыми.

 

3. Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – почти в 2 раза. Ребенок начинает все более интенсивно двигаться и, значит, приобретает возможности познания окружающего мира. Основные вехи в физическом развитии младенца и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в таблице 1.

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: