Тема урока: «Имя прилагательное»
Лексическая тема: Весна
Цель: закрепить навык практического употребления в речи имен прилагательных
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь по лексической теме «Весна»;
- закреплять умение подбирать слова-признаки к существительным;
- закреплять умение подбирать к имени существительному качественные прилагательные;
- упражнять в подборе антонимов;
-закреплять навык образования притяжательных прилагательных;
-закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
Коррекционно-развивающие:
-развивать зрительное восприятие и логическое мышление;
-развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать эстетический вкус;
-воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность.
Оборудование:тетради, ручки, простые карандаши, пособие «Чьи следы»
Ход занятия
1)Организационный момент
- Какой сегодня день? (весенний, солнечный, тёплый и т.д.)
2) Основная часть
Введение в тему:
-Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?
– Сегодня мы с вами будем подбирать имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными, тренироваться правильно употреблять их в речи.
- По описанию, данному в стихотворении поэта Е.Трутневой, определите время года.
|
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
- Сегодня мы будем говорить о признаках весны.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.К.Толстого. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
Подбор слов-признаков к существительным.
(Фотография весеннего леса)
-Посмотрите, мы оказались в весеннем лесу. Какая красота вокруг!
- Подберите слова- признаки к слову «солнце». Солнце весной (какое?) …,небо (какое?)…, цветы (какие?)…,ручьи (какие?)…
(Небо - голубое, чистое;
солнце- яркое, горячее;
ручьи- быстрые, прозрачные, звонкие и т.д.)
Дидактическое упражнение «Назови весенний денек»
- Погода весной бывает разная. Каждый день не похож друг на друга:
-если светит солнце, то день … -если на улице холодно, то день … -если на улице тепло, то день … -если на улице пасмурно, то день … |
-если дует ветер, то день …
-если идет дождь, то день …
- Несмотря на то, что погода весной бывает разная, мы любим это время и ждём её прихода.
Дидактическаяигра «Чьи следы» (на доске пособие «Чьи следы»)
-Ребята, не только мы ждали прихода весны, но и лесные звери вышли погреться под лучами весеннего солнышка. Чьи следы вы видите на снегу?
(заячьи, волчьи, лисьи, беличьи, оленьи, медвежьи следы).
Подбор качественных прилагательных.
-Посмотрите на волка. Какой он? (злой, серый, голодный, страшный, дикий, сердитый, зубастый)
|
-А какой заяц?
Физминутка.
Упражнение «Чудесная восьмёрка» снимает усталость глаз, снимает напряжение в мышцах шеи и спины (дети медленно рисуют восьмерку большим пальцем вытянутой руки и следят за движением пальца только глазами).
Упражнение «Вращение головы» расслабляет мышцы шеи и плеч, улучшает мыслительную деятельность, процессы чтения.
Подбор антонимов. (Игра с мячом)
-Иногда для описания каких-либо предметов мы используем слова, противоположные по смыслу. Как они называются? (антонимы)
-высокий-низкий;
-сильный-слабый;
-грусный-весёлый;
-старый-молодой;
-добрый-злой;
-светлый-тёмный;
-летний- зимний.
-Внимательно послушайте стихотворение и запомните имена прилагательные:
Ты его узнаешь сразу:
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник тёплых дней.
- Назовите прилагательные, которые вы запомнили
Работа в тетрадях
-Откройте тетради. Запишите число.
-Послушайте рассказ.
Первые вестники.
Вот и весна. Ярко светитсолнце. По реке плывут льдины. С юга тянутся вестники весны. Через моря и горы летят весной стаи птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка. Скоро появятся одуванчики и подснежники.
Здравствуй, весна!
-Давайте прочитаем рассказ, добавляя имена прилагательные, чтобы наш рассказ окрасился яркими красками.
Первые вестники.
Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. С юга тянутся первые вестники весны. Через моря и высокие горы летят весной стаи перелётных птиц домой, на родину. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.
|
Здравствуй, весна!
-Давайте запишем рассказ о весне (диктант)
Первые вестники.
Вот и весна. Ярко светит ласковое солнце. По реке плывут последние льдины. Через моря и высокие горы летят стаи перелётных птиц. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась молоденькая зелёная травка. Скоро появятся жёлтенькие одуванчики и синенькие подснежники.
Физпауза. Массаж шестигранными карандашами улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Ребёнку предлагается прокатывать карандаш по поверхности стола, прокатывать карандаш между ладонями.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде
- Найдите картинки, которые согласуются с прилагательным белые
(облака, голуби, кролик, тюльпаны), голубое (ведро, тарелка, небо, платье), чёрный (пиджак, перчатки, грач, кот).
- Ребята, давайте ещё раз повторим, что имя прилагательное зависит от имени существительного, в словосочетании и предложении имя прилагательное имеет тот же род, число и падеж, что и имя существительное.
-Выберите только те имена прилагательные, которые подходят к слову весна. (Солнечная, жаркое, яркая, долгожданная, ранняя, холодная, дождливая, снежная, засушливая, поздняя).
Развитие логического мышления
– Вот и Весна. Не хочет зима уходить, упирается, снегом засыпает, ветрами холодит. А так хочется, чтобы поскорее тепло настало, что же делать? Как зиму прогнать?
-Посмотрите на картину (картинка «нелепица») её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но зима ему мешала. Что же на картине нарисовано неверно? (учащиеся исправляют ошибки, называя их: весной не выкапывают картошку; весной не лепят снежную бабу; весной дети не купаются в реке).
3)Итог занятия
- О какой части речи мы сегодня говорили?
-Приведите примеры имен прилагательных?
-От каких слов зависят в речи имена прилагательные?
-Каким членом предложения являются прилагательные?
-Для чего нам нужны имена прилагательные?
- Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
-Спасибо за работу!
Литература
1.Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 – 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2.Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Е.Теремкова –М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Приложение