Оформление контрольной работы. Морское право




Морское право

 

Методические указания

к выполнению контрольной работы для курсантов специальностей 26.05.05 «Судовождение», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»

заочной формы обучения

 

 

Керчь, 2015

 

 

Автор-составитель: Лунин С.В., канд.юрид.наук, доцент кафедры общественных наук ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» ____________

 

 

Рецензент: Гадеев А.В., д-р. филос. наук, профессор кафедры общественных наук ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» _________________

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общественных наук КГМТУ, протокол № ___ от «___»_______ 2015 г.

 

 

Методические указания утверждены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии МФ КГМТУ, протокол № ____ от __________ 2015 г.

 

© ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2015 г.

Общие положения

Развитие человеческого общества всегда во многом зависело от использования Мирового океана. Сегодня ежегодно через Мировой океан доставляется около 90 % внешнеторговых грузов государств, перевозятся миллионы пассажиров. Количество морских судов по самым скромным подсчётам составляет около 31 млн. Таким образом, морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в системе транспортных перевозок. Между тем, использование Мирового океана в качестве главной транспортной артерии неизбежно порождает другие стороны деятельности человека, в том числе правовую. Нормы морского права по своей природе и содержанию разнородны. Объединение их в комплексную отрасль морского права обусловлено необходимостью систематизации огромного числа норм международного права и национальных правовых систем, регламентирующих отношения, возникающие в связи с использованием ресурсов Мирового океана. Морское право является одной из самых динамично развивающихся отраслей права. Ежегодно Международная морская организация, региональные государственные объединения и национальные законодательные органы принимают тысячи нормативных актов обязательного и факультативного характера. В этой связи бурно развивается и отрасль морского права как наука. В условиях бурного развития морского права как научной дисциплины и правовой отрасли комплексного характера все более и более актуальным становится изучение основ морского права в качестве учебного курса. В результате изучения такого курса студент должен усвоить основы правового регламентирования использования Мирового океана, уметь самостоятельно ориентироваться в системе источников морского права, а также овладеть основными навыками практического использования норм морского права. Основными задачами изучения курса морского права являются: формирование современного юридического мышления (профессионального правосознания и культуры) в условиях развития международных правовых отношений и национальных правовых систем в сфере регламентирования использования Мирового океана; уяснение смысла положений национального законодательства и международных источников права, что важно с точки зрения безопасности мореплавания;

Основные задачи курса: дать студентам знания о морском праве как о системе правовых принципов и норм, закрепляющих и регулирующих порядок совместного использования и охраны субъектами международного права вод мирового океана, обеспечения безопасности мореплавания в указанных территориальных пространствах и правовой статус различных видов морских территорий; изучение действующего морского права, регулирующего отношения в сфере международного мореплавания, выявление правовых проблем, встречающихся в практике применения норм международного права и путей их разрешения.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны знать:

· основополагающие понятия, термины и категории морского права;

· соотношении международного публичного и международного частного морского права и морского права Российской Федерации;

· уметь анализировать действующее морское право и понимать причины его изменения;

· особенности предмета морского права как отрасли международного публичного права;

· систему источников морского права, соотношение их юридической силы, системную связь друг с другом;

· правовое регулирование по перечисленным в программе институтам;

· основные научные концепции и научные труды по указанным в программе институтам;

· историю и основные тенденции развития международно-правового регулирования морского права;

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны уметь:

· свободно оперировать основополагающими понятиями, терминами и категориями международного морского права;

· анализировать действующее морское право и понимать причины его изменения;

· находить решение международно-правовых проблем с привлечением соответствующих норм и источников международного морского права.

Структура данного курса обусловлена поставленными задачами. Содержание курса морского права как учебной дисциплины представляет собой последовательное и систематическое изложение основ морского права как правовой отраслевой науки и отрасли права.

Предлагаемый учебно-методический материал включает перечень основных требований, предъявляемых к выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения, варианты контрольных заданий, рекомендуемый список литературы, в том числе нормативно-правовые акты, а также вопросы для подготовки к зачету, который предусмотрен программой дисциплины и программой курса «Морское право» по итогам изучения основных разделов дисциплины.

 

 

Оформление контрольной работы

В соответствии с учебным планом студенты-заочники выполняют письменную контрольную работу по изучаемой дисциплине. Контрольные работы необходимо оформлять в соответствии с требованиями «Положения о порядке оформления студенческих работ», размещенного на сайте КГМТУ. Письменные работы студентов предоставляются в печатном или рукописном виде. Общий объем работы не должен превышать 20-24 страницы школьной тетради или 12-14 листов бумаги формата А – 4, шрифт – 14; расстояние между строками -1,5. Тип шрифта Nimes New Roman. Страницы должны иметь поля: левое – 20 мм, верхнее – 20, правое – 10, нижнее – 20 мм.

В работе должны содержаться ссылки на источники, изученные автором при написании работы, а также сноски. Работа должна содержать номер варианта, название вопросов, задачу, список использованной литературы. Номер варианта выбирается по последней цифре номера зачетной книжки (студенческого билета). Например, если последняя цифра 1, то студент может выбрать свой вариант - 1; если цифра в зачетной книжке 0 – вариант контрольной будет 10. Контрольная работа не должна сводиться к переписыванию соответствующих теме разделов учебников и нормативно-правовых актов, она должна отражать творческое осмысление соответствующих источников. Страницы должны быть пронумерованы.

Список литературы приводится в конце работы. Необходимо правильно оформить список литературы. Образцом является приведенный в каждом варианте список литературных источников, необходимых для написания контрольной работы.

Работу необходимо подписать и проставить дату выполнения. Если работа выполнена в соответствии с требованиями, правильно оформлена, вопросы раскрыты, то она подлежит защите. В противном случае работа должна быть переписана с учетом замечаний рецензента. Студенты, не предъявившие письменных работ, к сдаче зачета (экзамена) не допускаются.

 

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант № 1

1.Основные положения Морской доктрины РФ.

2. Понятия, принципы, источники международного морского права.

Методические указания

При выполнении контрольной работы по варианту № 1 особое внимание следует уделить следующим вопросам. При ответе на первый вопрос студент должен знать ключевые положения и обновления Морской доктрины Российской Федерации

При ответе на второй вопрос студент, прежде всего, должен дать понятие источника международного морского права, ссылаясь на принятые в основных концепциях термины. Следует также дать подробную классификацию источников морского права. Желательно привести примеры каждого вида источника. Особое внимание следует уделить факультативным источникам морского права.

Вариант № 2 1. Виды морских пространств и их правовой статус.

2. Правовой режим проливов и каналов, используемых для международного судоходства

Методические указания При рассмотрении первого вопроса данного варианта необходимо использовать Конвенцию ООН 1982 г. по морскому праву, Конвенции 50-х годов о континентальном шельфе и т. д. Классификацию морских пространств и их правовой статус необходимо раскрывать с учетом положений Конвенции 1982 г. В обязательном порядке следует рассмотреть проблематику исключительной экономической зоны, континентального шельфа, архипелажных вод, международного района морского дна. При раскрытии второго вопроса следует знать виды международных проливов: 1) проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода; 2) проливы, в которых устанавливается транзитный проход, порядок прохода через проливы военных кораблей, регулирования правового положения международных каналов Вариант № 3

1. Правовой режим морского дна и континентального шельфа

2. Статус судов и обязанности государства флага.

Методические указания При ответе на первый вопрос следует дать понятие Правовой режим внутренних морских вод, территориального и открытого моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, международных проливов и каналов, дна Мирового океана Второй вопрос данного варианта предполагает раскрытие Правового статуса морского судна. Собственник судна и судовладелец, его права и обязанности. Правовая природа лизинга морских судов. Регистрация морских судов и ее правовое значение. Флаг и национальность судна. Судовые документы и порядок их оформления. Вариант № 4 1. Правовое обеспечение безопасности судов.

2. Морское экологическое право

Методические указания При ответе на первый вопрос студент должен раскрыть следующие проблемы: правовые требования к конструкции и оборудованию судов, международные правила предотвращения столкновения судов в море, организация распространения предостерегающей информации Деятельность международных организаций по обеспечению безопасности морепользования При ответе на второй вопрос студент должен знать нормы и принципы морского и экологического права, содержание основных конвенционных норм, регулирующих защиту морских экосистем; кто несет ответственность за ущерб в связи с перевозкой морем опасных веществ Вариант № 5

1. Военно-морское право

2. Преступления на море

Методические указания

При ответе на первый вопрос следует знать содержание основных норм международного права, формирующих военно- морское право; какие международныедоговоры, существуют нацеленные на обеспечение коллективной и региональной безопасности, а также правоотношения военно-морской деятельности

Во втором вопросе следует рассмотреть: преступления международного характера, совершаемые на море, пиратство незаконную торговлю наркотиками или психотропными веществами, перевозку рабов Правовое регулирование борьбы с преступлениями международного характера, угрожающими безопасности мореплавания Роль и участие международных организаций в борьбе с преступлениями международного характера, совершаемыми на море Вариант № 6

1. Разрешение споров, связанных с использованием морских пространств

2. Общая авария. Морские протесты. Методические указания При ответе на первый вопрос следует дать понятие международно-правового спора в соответствии с Уставом ООН Международное договорное право о средствах разрешения споров Виды международных морских споров Порядок разрешения международных морских споров в соответствии с частью XV Конвенции ООН по морскому праву международный коммерческий арбитраж современная российская арбитражная и судебная практика по разрешению морских споров Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ При ответе на второй вопрос следует раскрыть понятие общей аварии и ее правовые последствия. Рекомендуется после раскрытия тематики общей аварии дать характеристику тематики морских происшествий. Рекомендуется также раскрыть проблему расследований морских происшествий и вопросы ограничения ответственности. При раскрытии тематики морских протестов особое внимание следует уделить процедуре их подачи. Требуется раскрыть проблематику основания для составления морского протеста, его содержание, порядок его подачи и связанные с этим последствия. Следует дать оценку юридической значимости морского протеста и раскрыть методику опровержения фактов, изложенных в морском протесте. Вариант № 7

1.Понятие международного морского права, его место в системе права. Специальные принципы отрасли.

2.Кодификация норм международного морского права на конференциях по морскому праву. Основные источники международного морского права.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса данного варианта студент должен подробно изложить понятие международного морского права и его специальные отраслевые принципы с приведением конкретных примеров.

При ответе на второй вопрос изложить, где и когда проходили I, II и III конференции ООН по морскому праву, что и как они кодифицировали и какие документы были приняты. Дать их краткую характеристику.

 

Вариант № 7 1. Морские пространства, расположенные в пределах территории прибрежного государства и подпадающие под его юрисдикцию. Их правовой режим.

2 Международные каналы и проливы: определение, транзитный проход. Балтийские и Черноморские проливы. Суэцкий и Панамский каналы

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса данного варианта необходимо назвать морские пространства, расположен­ные в пределах и за пределами территории прибрежного государства, дать их определение и виды юрисдикции, которые государства осуществляют в этих конкретных морских пространствах. Дать характеристику правового режима таких морских пространств и их границы. Дать характеристику правового режима морских пространств, подпадающих под международную юрисдикцию и их границы.

При рассмотрении второго вопроса дать определение понятию «международные проливы». Их классификация. Проливы, используемые для международного судоходства. Законы, правила и обязанности при проливных государств. Транзитный и мирных проходы в международных проливах. Режим Черноморских проливов. Режим Балтийских проливов. Понятие «международные морские каналы». Суэцкий канал: история создания и правовой режим. Панамский канал: история создания и правовой режим. Проливы, используемые для международного судоходства. В Конвенции 1982 г. предусмотрен раздел «Транзитный проход

 

Вариант № 8

1.Исключительная экономическая зона Континентальный шельф.

2.Международный район морского дна: понятие, правовой режим. Международный орган по морскому дну: структура, деятельность.

Методические указания При выполнении контрольной работы по варианту № 8 особое внимание следует уделить следующим вопросам. При ответе на первый вопрос студент должен дать определение понятию исключительная экономическая зона её ширина, особенности правого режима а также континентальный шельф его внешние границы, особенности правого режима При ответе на второй вопрос дать определение понятию международный район морского дна, его структура и деятельность, а также правовой режим, какой из международных органов осуществляет контроль. Вариант № 9

1. Морская перевозка грузов

2. Понятие и правовой статус морского судна Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос студент должен знать понятие и виды договоров морской перевозки грузов. Международные конвенции и обычаи. Правила хорошей морской практики при перевозке груза. Форма договора морской перевозки Правовые особенности оформления палубного груза. Документы на груз. Замена груза. Опасный груз. Маршрут и срок перевозки. Коносаменты и их виды. Оговорки в коносаментах. Передача коносамента. Распоряжение грузом. Проблемы прекращения обязательств по договору морской перевозки. Фрахт и его размер. Последствия утрата груза и фрахт.

При ответе на второй вопрос охарактеризовать проблемы определения и признаки понятия «судно». Особенности классификации судов. Их размеры и вместимость. Проблемы регистрации судов. Флаг и национальность судна. Проблемы перевода судов под иностранный флаг. Технический надзор за судами в РФ. Морской регистр и Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО). Судовые документы, выдаваемые на основе международных конвенций.

 

Вариант № 10

1. Международные морские организации

2. Правовое обеспечение безопасности мореплавания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: