УДК 727.7; 727.8
Анна Александровна Новикова, магистрант
Олег Сергеевич Романов,
канд. арх.,профессор
Елена Геннадьевна Войцеховская,
доцент
Игорь Николаевич Деменов, доцент
(Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет)
E-mail: noviann@yandex.ru,
romanovos@mail.ru,
veguscha@yandex.ru,
demionov@bk.ru
Anna Alexandrovna Novikova, Master’s student
Oleg Sergeevich Romanov
candidate of Architecture,Professor
Elena GennadievnaVoitcekhovskaia
,Associate professor
Demenov IgorNikolaevich, Assistant professor
(Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering)
E-mail: noviann@yandex.ru,
romanovos@mail.ru,
veguscha@yandex.ru,
demionov@bk.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МУЗЕЙНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РУССКОГО МУЗЕЯ С ФОНДОХРАНИЛИЩЕМ НА УЛ. БУТЛЕРОВАВСАНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
PROPOSAL FOR THE DESIGN OF THE MUSEUM AND RESTORATION COMPLEX OF THE RUSSIAN MUSEUM WITH FUNDS FOR STORAGE AT BUTLEROV STREET IN SAINT-PETERSBURG
В статье рассматриваются решения по формированию концепции планировочной и функциональной организации участка на ул. Бутлерова, и размещения на данной территории проектамногопрофильного музейно-реставрационного комплекса.
Сделаны выводы по формообразованию сооружения с учетом градостроительного анализа территории и специфики объекта, выявлены основные функциональные зоны и взаимодействие между ними. Описана с одной стороны целесообразность заимствования архитектурного образа у классического фасада Михайловского дворца, а с другой – у композиционной модели «архитектона». Обосновывается идея использования цветовой гаммы супрематизма в фасадных решениях комплекса.
Обобщается вывод об уместности подобного сооружения на рассматриваемой территории, формировании новой доминанты, которая создает яркий акцент в панораме улицы.
Ключевые слова: формообразование, музейно-реставрационный комплекс, супрематизм, модернизм, «архитектон».
|
The article discusses the decisions on the formation of the concept of the planning and functional organization of the site on Butlerova Street, and the deployment of a multi-profile museum and restoration complex project in this territory.
Conclusions are drawn on the formation of the building, taking into account the urban development analysis of the territory and the specifics of the object, the main functional zones and the interaction between them are identified. On the one hand, the expediency of borrowing an architectural image from the classical facade of the Mikhailovsky Palace is described, and on the other hand, from the compositional model of the "architecton". The idea of using the colors of Suprematism in the facade solutions of the complex is grounded.
The conclusion about the appropriateness of such a structure in the territory under consideration, the formation of a new dominant, which creates a bright accent in the street panorama, is generalized.
Key words: shaping, museum-restoration complex, suprematism, modernism, "architecton".
РассматриваемаятерриториянаходитсявКалининскомрайонегородаСанкт-Петербурга.Этот район состоит в основном из жилых зон с включением рекреационных объектов, в большинстве своем это парки и скверы. В центральной части района, где расположен участок проектирования, большинство зданий не являются историческими, в связи с этим в районе ощущается нехватка знаковых объектов и мест притяжения людей. Новый музейно-реставрационного комплекс Русского музея с фондохранилищем станет центром притяжения района для туристов и жителей города, раскрывая потенциал и привлекательность данной территории. Участок проектирования ограничен: на юго-востоке – ул. Бутлерова, на юго-западе – спортивным комплексом «Спартак» и ул. Верности, на северо-востоке – жилым комплексом, главный фасад которого выходит на пр. Науки, на северо-западе – Щигринским сквером(Рис.1).
В рамках концепции расширения фондов и выставочных площадей Русского музея был предложен проект создания единого многофункционального комплекса, основными функциональными группами которого будет являться: музейный блок, центр фондохранения, культурно-просветительский центр (мастерские, лекторий), научный центр, центр по организации реставрации фондов, выставочный блок, административный блок.
|
Территория, примыкающая к ул. Бутлерова характернанеорганизованнойсредой, лишенной ярко-выраженнойвнутренней структуры. Участок находится в депрессивном состоянии, большая его часть занята зоной парковки автомобилей и необустроенной зеленой зоной, требующей реорганизации.
При изучении функциональных зон района, специфики участка проектирования, его сегодняшнего использования, было принято решение о реконструкцииЩигринского сквера с учетом нужд жителей района, а именно организацией детских площадок, выставок под открытым небом и устройством более эргономичной сети пешеходных и велосипедных дорожек.
Особенно важной задачей при проектировании комплекса является его формообразование. При формировании архитектурного образа главная цель заключается в органичном включении объекта в панораму застройки, сомасштабности его с архитектурным окружением, созданием неповторимого облика, который в то же время концептуально идентичен Михайловскому дворцу – главному зданию Русского музея. Вид музейно-реставрационного комплекса должен быть привлекательным и запоминающимся, формирующим индивидуальный стиль, что привлечет широкую разноплановую аудиторию.
|
Главный фасад здания, который обращен к ул. Бутлерова, образует курдонер, формирующий парадный вход в здание (Рис.4). С противоположной стороны здания расположен Щигринский сквер, что напоминает градостроительную ситуацию Михайловского дворца и примыкающего к нему с северной стороны Михайловского сада.Объем комплекса формируется благодаря заимствованию визуального образа «архитектона» у К. Малевича. Доминатами композиции являются разноцветные разновысотные башни-параллелепипеды, в которых на последних этажах размещаются фондохранилища и реставрационные мастерские. На уровне 3-4 этажа, башни-параллелепипеды опоясаны непрерывной галереей – выставочным пространством.
Главный фасад комплекса выполнен ассоциативно с главным фасадом Михайловского дворца (сходная по архитектурному решению планировка входной группы и светло-желтый цвет фасада, заимствованный у зданий, выполненных в классическом стиле),а основной объем здания близок по стилю к супрематизму (центральное композиционное звено комплекса – это разноцветные параллелепипеды, врезанные друг в друга). Такой прием сочетания двух архитектурных стилей выбран не случайно. Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга[1], который экспонирует предметы искусства разных периодов времени и направлений. Визуальный образ комплекса гармонично сочетает в себе стили двух эпох, новой и старой, следующей передовой ступени развития архитектуры и классической канонической.
Общая цветовая гамма музейно-реставрационного комплекса составляет 6 основных цветов: черный, белый, красный, синий, оранжевый и светло-желтый, что сочетает в себе и нюансный подход и контрастный. Такое колористическое решение навеяно цветовой концепцией супрематизма,с одной стороны, и преемственностьюцветовклассической архитектурыс другой,и отсылкой к цветовой гамме Санкт-Петербурга. Основными цветами супрематизма К. Малевича являются: красный, белый, чёрный, синий и серый. Цвет, по Малевичу, имеет самостоятельное энергетическое содержание.[2]
Основной объем здания, а именно «архитектон», состоит из параллелепипедов красного, белого, синего, оранжевого и черного цветов. Каждый из этих цветов имел для супрематистов важное значение. Белый цвет символизировал в их творчестве пространство, поэтому его чаше всего использовали в качестве фона. Красный в теории Кандинского — цвет огня и любви. Живой, тёплый, сильный, бурлящий. Он создаёт энергию и движение. [3] Синий - цвет небесного пространства. В зависимости от оттенка создаёт ощущение холода, покоя, льда, глубины, свежести моря. Но всегда остаётся глубоким и даже сверхъестественным. [3] Черный цвет – это пустота, олицетворяющая собой тишину, лишенную надежд и будущности. А ведь именно сочетания этих основных цветов были заимствованы супрематистами из древнерусской иконописи. Помимо цвета «в иконе было то, что так искали авангардисты: свобода от натуры, господство линий и плоскостей, иные пространство и время.» [4]
Подсветка фасадов осуществляетсяс помощью ленточных светильников, создавая контурное освещение, которое подчеркивает динамичный архитектурный объем блоков-доминант «архитектона» и способствует привлечению внимания и запоминаемости архитектурного образа (Рис.5). Использование такого светового решения в архитектуре заимствовано у супрематистов. Важнейшим для них являлось взаимодействие света, цвета и формы. Свет ассоциируется с божественным началом.
Основной целью музейно-реставрационного комплекса является хранение и экспонирование предметов искусства, что формирует пространственный центр композиции и функциональную основу здания. Процесс приема, контроля и дезинфекции экспонатов осуществляется на первом этаже на уровне +0,000, в зоне, отделенной от входов посетителей (Рис.2). Далее экспонаты транспортируются в грузовых лифтах либо в фонды по видам хранения экспонатов, расположенных каждый в своей башне-параллелепипеде на верхних этажах, либо в реставрационные мастерские. Так же на первом этаже располагаются VIP-вход, служебный вход для персонала с двором-патио перед входом, который предназначен для временного открытого хранения экспонатов, служебные помещения для персонала и технические помещения, научно-исследовательский отдел и центр. В двух зеркальных параллелепипедах, предназначенных для посетителей, располагаются служебные помещения: гардероб,киоски исанитарные узлы. В двух крыльях главного фасада, создающих курдонер, на первом и втором этажах располагаются детские мастерские (в восточном крыле) и магазин арт-принадлежностей, служебные помещения и зал ресторана (в южном).Помещения этих двух флигелей автономны и работают не зависимо от часов работы музейно-реставрационного комплекса. Они выполняют в первую очередь досуговую функцию, как для детей, так и для взрослых.
В первую очередь посетитель попадает в центральный вестибюль, расположенный на 2 этаже на уровне +4,500, поднимаясь по парадной лестнице, образ которой позаимствован у парадной лестницы Михайловского дворца (Рис. 3). Для тех, кто приехал на автотранспорте, предусмотрена подземная парковка на уровне -4,000, откуда посетители и сотрудники на лифтах могут подняться в вестибюли первого этажа.
В юго-восточной части здания располагаться блок с постоянными экспозициями фондохранилища, в котором проложены экскурсионные маршруты для посетителей. В противоположной северо-западной части здания располагается блок с временными экспозициями, привлекательными для жителей микрорайона.
Посетители из парадных вестибюлей двух зеркальных блоков (Рис. 3)могут, оставив верхнюю одежду в гардеробах на первом этаже, подняться на 3-4-5 этажи в зону выставочного пространства, мастерских, лектория и музейного центра (Рис. 6).На третьем и четвертом этажах располагается опоясывающее «архитектон» выставочное пространство галерейного типа временных и постоянных выставок, а также музейный центр. Объем имеет заполнение из ленточного разноуровневого остекления, характерного для архитектуры модернизма. Ведь «стекло было прежде всего выражением концепции свободы: свободного от лишних деталей фасада, свободной планировки — универсального пространства». [5] Участки навесного фасада выдвинуты вперед от ленточного остекления, что создает эффект легкости конструкций.
На этом же уровне третьего и четверного этажей в блоках-параллелепипедах располагаются реставрационные мастерские, к которым частично примыкают выставочные залы (Рис. 6). Освещаются мастерские по принципу светового колодца.Таким образом формируется архитектурное пространство по принципу двора-колодца, характерного для архитектуры Санкт-Петербурга.
Основная функция музейно-реставрационного комплекса– хранение и реставрация экспонатов. Дополнительная функция – организация выставочных пространств и просветительская деятельность. Социальная функция – организация отдыха посетителей комплекса, развитие и развлечение детей. Сверхфункция – реорганизация окружающей территории в соответствии с требованиями нового объекта.
Таким образом, при проектировании многопрофильного музейно-реставрационного комплекса Русского музея с фондохранилищем на ул. Бутлерова решается проблема с нехваткой площадей для организации фондов, отсутствием конкретного функционального назначения территории проектирования. Появляется новая доминанта, которая формирует цветной акцент в застройке улицы, создавая плавный переход-ступеньку между высотным жилым зданием с правой стороны от комплекса и плоскостным двухэтажным спортивным комплексом «Спартак» с левой стороны (Рис. 7).
Литература:
1. О Русском музее [Электронный ресурс]: URL: https://rusmuseum.ru/about/ (дата обращения: 17.02.2020).
2. Статья в интернет-журнале ZIMA: «Малевич. Энергетика цвета в Tate»[Электронный ресурс]: URL:https://zimamagazine.com/2014/08/malevich-e-nergetika-tsveta-v-tate/(дата обращения: 17.02.2020).
3. Статья в интернет-журнале Berlogos:«Цветовая теория Кандинского в архитектуре» [Электронный ресурс]: URL:https://www.berlogos.ru/article/cvetovaya-teoriya-kandinskogo-v-arhitekture/ (дата обращения: 17.02.2020).
4. Русский авангард: все, что нужно знать[Электронный ресурс]: URL:https://foma.ru/russkiy-avangard-bogoborchestvo-ili-bogoiskatelstvo.html(дата обращения: 17.02.2020).
5. Статья в интернет-журнале Arch:speech «Стекло — значит свобода. Из истории русского авангарда»[Электронный ресурс]: URL:https://archspeech.com/article/steklo-v-avangarde (дата обращения: 17.02.2020).
Рисунок 1– Генеральный план комплекса и Щигринского сквера. | Рисунок 2– План 1-го этажа. |
Рисунок 4,5 – Перспективное изображение с ул. Бутлерова. | Рисунок 6– План 3/4-го этажей |
Рисунок 7– Панорамное изображение ул. Бутлерова |