Реферат
ПО | ансамблю народного танца | ||||||
ТЕМА | Региональные особенности танца | ||||||
СТУДЕНТА | Андреевой Е.О. | ||||||
КУРС | |||||||
НАПРАВЛЕНИЕ | Народная художественная культура | ||||||
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ | Руководитель хореографическим коллективом | ||||||
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ | Калмыков Н.В. | ||||||
Содержание
1. Истоки русского народного танца………………………………….……2 стр.
2. Областные особенности русского народного костюма…………..……..6 стр.
3. Региональные особенности русского народного танца…………..…….10 стр.
4. Тамбов и Тамбовская область……………………………………….…..11 стр.
5. Список литературы………………………………………………………14 стр.
Истоки русского народного танца
Россия огромна по своим масштабам, многонациональна по своему составу, но большую часть её населения составлял и составляет русский народ. Каждый край, регион, область имел свои особенности исполнения русского танца. Каждое село, деревня окрашивали обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему, в соответствии с местными фольклорными традициями.
Для выявления региональных особенностей русского народного танца обратимся к истории. Анализ научной и этнографической литературы показал, что старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений, виртуозная техника исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов и долго хранил следы быта, труда и религиозных верований. Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца. О древности танцев на Руси говорят и дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».
|
Поэтому смело можно говорить, что история русского народного танца неразрывно связана с историей русского народа и несет в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни. Самые первые формы танца, по утверждению историков, этнографов и археологов, зародились в процессе трудовой деятельности. В этих древних первобытных плясках были отражены условия быта людей, их мироощущения. В магические обряды охотничьих племен входили танцевальные сцены, изображающие торжество победы над диким зверем. Труд первых земледельцев, их упорная борьба с природой отразились в плясках, воспроизводивших обработку земли, уход за посевами, сбор урожая.
В памятниках славянского искусства, благодаря археологам, сохранились старинные изображения людей. К VI веку нашей эры относятся литые серебряные фигуры, где четверо мужчин в подпоясанных рубахах, в штанах, стянутых у щиколоток, упираются в бёдра руками. Ноги в коленях развернуты. Всё это - и одежда, и поза - взято из жизни народа и до XIX века были обычны для русского крестьянина. Упертые в бок руки столь же свойственны русской пляске, сколько слово «подбоченясь» характерно для русского языка; выворотные, согнутые и приподнятые на полупальцы ноги - одна из разновидностей присядки. Изображение, относящееся к глубокой древности, кроме художественного интереса, представляет ещё ценность документа, так как свидетельствует о большой жизнеспособности народных форм танца. Движения и позы плясок древних славян до сих пор сохраняются в танцах русского и других современных славянских народов
|
С древнейших времен наши предки регулировали свою жизнедеятельность особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение определенных действий сопровождаемых пением, словом, драматической игрой, телодвижениями. До нас дошли земледельческие обряды, определявшиеся сельскохозяйственными работами в течение всего года, целью которых было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий, не- урожая, падежа скота и т.п.
Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека - рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью. Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия различных враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.
В древних русских обрядах и обрядовых плясках проявились формы мышления, свойственные тому времени. Это анимизм и магия. Анимизм есть одухотворение природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет - живой. В связи с анимизмом возникают и магические представления - вера в силу слова, ритма, пластического действия, телодвижения, при помощи которых можно влиять на силу природы и вызывать желательные для человека результаты: удачу на охоте, богатый урожай, приплод скота, укрепление здоровья и т.д.
|
В основе обряда, обрядовой пляски лежал принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его внешним образом. Центром охотничьей пляски была имитация промыслового зверя. В центре земледельческой пляски была имитация явлений природы, животных и птиц, трудовых процессов, в которых человек принимал воображаемое за действительное. Хороня чучело Масленицы, Костромы (или сжигая их), он представлял, что хоронит зиму. Имитацией полёта птиц хотел вызвать прилёт настоящих птиц. Воспроизводя трудовые процессы, надеялся получить богатый урожай. В обрядах и обрядовых плясках человек закреплял приобретённые знания и навыки. Не имея возможности осмыслить тот или иной результат своих действий, он объяснял его влиянием добрых или злых сил. Для получения желаемого старался повторить действия в том порядке и воспроизвести в той обстановке, которые принесли ему удачу, то есть, так, как, по его представлению, было угодно добрым силам. Так закреплялись обрядовые пляски, передавались следующему поколению.
Древнерусские обряды и обрядовые пляски взяли на себя роль организационных форм массового художественного творчества. Они собирали и организовывали людей в дни радости и печали для общеколлективного выражения своих переживаний и способствовали совершенствованию входящих в них элементов плясового искусства. История формирования эстетической стороны народных обрядов - это постоянный отбор народом лучших произведений своего творчества. Войдя в обряд, они не оставались неизменными, а шлифовались от поколения к поколению.
С развитием истории русского народа, вера в магическую силу обряда и обрядовой пляски со временем начала угасать. В результате этого из обрядового действие оно постепенно превратилось в развлечение. Эволюция обряда в игру, забаву, развлечение связано и с изменением бытового уклада землепашца. С повышением производительности труда у людей появилось больше свободного времени. Обычаем стало совместное проведение досуга. Увеселения стали проводиться в те промежутки времени, когда все сельскохозяйственные работы были закончены. В результате этого летние увеселения носили название «гуляний» (в разных местностях их называли по-разному «улица», «игрища», «вечерки» и т.п.). Зимой «гуляния» заменялись «посиделками».
В процессе исторических событий многие обряды претерпели изменения, но дошедшие до нашего времени сведения ценны как свидетели «седой древности», составляющие основу всего развития народного художественного творчества. Анализируя их, сопоставляя с данными других наук, изучающих древнее общество, сравнивая с творчеством родственных народов, проводя параллели с зафиксированными произведениями русского фольклора, можно представить себе картину становления отдельных видов народного искусства, передачи традиций от одного поколения к другому.
К, сожалению, многое не удалось сохранить, но те хороводы и пляски, которые благодаря этнографическим экспедициям, смогли записать отображают типичные бытовые взаимоотношения (старик, старуха, барин, молодец, красна девица), созданные уже на игровой основе.