Д.С.Зябрева (ТулГУ, Тула)




ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ"ПРОЦЕССЫФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ".

Рассматриваются вопросы реализации многосторонней коммуникации за счет внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс подготовки техников-механиков на базе ГПОО ТО "ЩПК" с целью формирования профессиональных компетенций студентов.

При организации учебного процесса в образовательных учреждениях используется односторонняя форма коммуникации как способ передачи информации. В случае лекционного занятия преподаватель транслирует информацию, а обучающийся ее в последствии воспроизводит. Т.е. он занимает позицию воспринимающего: слушает, говорит, читает. Иногда односторонность нарушается (например, когда учащийся задает вопрос или уточняет какую-то информацию). Тогда возникает двусторонняя коммуникация. Характерно, что односторонняя коммуникация имеет место не только на лекциях, но и на семинарских занятиях. Отличие заключается в том, что уже обучающийся транслирует информацию: отвечает на контрольные вопросы, подготавливает реферат и т.д. Подобная форма коммуникации имеет существенный недостаток: пассивность обучающегося во время занятия. Неэффективность подобной формы организации образовательного процесса наглядно демонстрируется через закономерность, выведенную американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, 90% того, до чего дошел в процессе своей деятельности. Кроме того, односторонняя коммуникация может быть оправдана только в случае недостатка информации, чем не характеризуется современный образовательный процесс.

Принципиально другой формой является многосторонняя коммуникация, которая предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя. Помимо этого возникают интенсивные коммуникативные связи между самими обучающимися. Подобная модель коммуникации предполагает не только такой важный момент, как высказывание своей позиции обучающимися, но и внесение непосредственно их знаний в образовательный процесс. Таким образом, каждый участник коммуникации имеет возможность, сталкиваясь со мнением других участников, продвигаться в процессе формирования знания. Следовательно, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить многостороннюю коммуникацию, что позволит формировать профессиональные компетенции. Возникает необходимость в поиске и разработке способов формирования профессиональных компетенций.

Тенденции в развитии среднего профессионального образования предполагают пересмотр подходов к организации образовательного процесса. Реализация компетентностного подхода, переход на федеральный государственный стандарт (ФГОС), введение многоуровневой системы подготовки обуславливают необходимость внедрения инновационных принципов построения образовательного процесса в колледже. Инновационность в данном случае предполагает целенаправленное внедрение в образовательный процесс новых методов и технологий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций будущего специалиста. Инновационный подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой обучения и потребностями личности, общества, государства и, что наиболее важно, потребностями работодателя.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и технологий обучения, которые предполагают такую организацию учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Именно в основе интерактивной модели обучения лежит многосторонняя коммуникация между студентами и преподавателем. Причем, приоритет отдается коммуникации именно между студентами.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цельинтерактивного обучениясостоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20–30% аудиторных занятий, в зависимости от направления подготовки. Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном колледже. Соответственно меняется и стратегия преподавания: от трансляции студентам готовых знаний до создания условий для диалога и активного взаимодействия.

К основным методам интерактивного обучения можно отнести следующие: творческие задания, работа в малых группах, деловая игра, дискуссия, кейс-стади (анализ конкретной, например, производственной ситуации), мозговой штурм, интерактивная лекция. Последняя заслуживает пристального внимания в силу того, что в последние годы авторитет лекций сильно пошатнулся.

Лекция - это форма образовательного процесса. Другими словами, это вид проведения занятия, ответ на вопрос "Как?". Логично предположить, что и интерактивная лекция тоже является формой образовательного процесса. Однако, во многих источниках [1,2,3] интерактивная лекция рассматривается как метод обучения. Действительно, если говорить о формировании профессиональных компетенций, то задается вопрос: "С помощью чего?". С помощью интерактивной лекции. Т.е. интерактивная лекция - это метод. Получается, что формулировка метода "интерактивная лекция" некорректна. В контексте данной статьи будем придерживаться общепринятой формулировкой метода "интерактивной лекции".

Существуют такие виды интерактивных лекций, как лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, проблемная лекция. Для проведения эксперимента была выбрана проблемная лекция, в процессе проведения которой новое знание вводится как неизвестное для студентов.

Как было сказано выше, реализация компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает применение интерактивных методов обучения с целью формирования компетенций студентов. На мой взгляд, наиболее обобщенным является понимание компетенции как способности личности справляться с самыми различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы; общая способность и готовность личности использовать знания, умения и Компетенция есть "знание в действии", т.е. способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. А компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Согласно ФГОС 3+ различают общие и профессиональные компетенции. Первые отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику среднего профессионального учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания. Вторые же, наоборот, представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При подготовке специалистов, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. Для того чтобы принять решение об уровне компетентности выпускника ссуза, необходимо обозначить средства оценивания, которые должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации: составление портфолио студентов, применение в учебном процессе практикоориентированных и ситуационных заданий, публичная защита курсовых работ, введение в практику промежуточного контроля комплексных экзаменов, включение в итоговый государственный экзамен интегрированных задач профессиональной направленности, увеличение количества практикумов, разработка тестов минимальной компетентности, использование кейс-измерителей, экспериментальная оценка преподавателями результатов самостоятельной работы студентов. Для нас наибольший интерес представляют те средства измерения компетентности, которые можно применить в рамках многосторонней коммуникации. На наш взгляд, применение проблемной лекции наиболее перспективно с точки зрения формирования профессиональных компетенций, так как работа может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с другими студентами, с привлечением научной литературы для обоснования своего выбора оптимального решения. Для большей наглядности и активизации познавательной деятельности студентов поставленная перед ними проблема может быть решена за счет проведения проблемной лекции с элементами тематической экскурсии на предприятие.

Целью педагогического эксперимента являлась экспериментальная проверка эффективности разработанной интерактивной лекции как способа формирования профессиональных компетенций при изучении дисциплины "Процессы формообразования и инструменты".

Основным критерием оценки эффективности применяемой интерактивной лекции был выбран когнитивный критерий.

Общее количество обучаемых, участвовавших в опытно-экспериментальной работе составило 22 студента, объем выборки составил 22 человека, что является вполне достаточным для обеспечения достоверности выводов.

Путем педагогического наблюдения за учебным процессом, по результатам экзамена по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты", зачета по дисциплине "Эксплуатация промышленного оборудования", квалификационного экзамена, а так же по результатам подготовки к защите дипломного проекта преподавателями ГПОО ТО "ЩПК" была обнаружена потребность в применении таких форм занятий и методов их проведения, в результате которых будет наиболее эффективно сформированы как общие, так и профессиональные компетенции студентов.

Для проверки результативности применения разрабатываемой лекции будем считать группу, которая обучалась по традиционной методике – контрольной группой (КГ), а по экспериментальной методике – экспериментальной (ЭГ).

Экспериментальная группа: учебная группа 2М (2 курс), в составе 10 человек, изучающая в рамках учебного плана дисциплину «Процессы формообразования и инструменты» 2 семестра с применением разработанной лекции при изучении темы "Фрезерование".

В качестве контрольной группы, ввиду малого числа студентов, обучающихся одновременно на одном курсе на той же специальности, была принята группа 3М (3 курс) в составе 12 человек, изучавшая дисциплину «Процессы формообразования и инструменты» годом ранее без применения интерактивных методов обучения. При этом в качестве контрольных цифр по качеству знаний для чистоты эксперимента (исключения фактора времени, приводящего к забыванию деталей изученной информации) будут использованы данные, полученные при изучении данной группой рассматриваемой дисциплины. Состав дисциплин на 1-2 курсах, так и профессорско-преподавательский состав, работавший с исследуемыми группами, совпадал. Следовательно, можно считать, что на момент начала изучения дисциплины «Процессы формообразования и инструменты» общий уровень подготовки КГ и ЭГ совпадал. Исходя из этого, далее правомерно проводить дальнейшее сопоставление результативных показателей исследуемых групп (табл.1, табл.2).

 

Таблица 1 - Результаты тестирования по теме: "Фрезерование" для КГ (3М) и ЭГ (2М) (по количеству студентов, получивших соответствующую отметку):

Отметка КГ ЭГ
«Отлично»    
«Хорошо»    
«Удовлетворительно»    
«Неудовлетворительно»    
Всего студентов в группах:    

 

 

Оценка приобретенных знаний, отвечающих требованиям ФГОС, проводилась в ходе выполнения тестового задания, предложенного непосредственно в конце занятия для ЭГ. Результаты, полученные КГ, были сняты из журнала второго курса данной группы, хранящегося в архиве. Варианты заданий контрольной работы приведены в приложении.

Полученные данные говорят о том, что при проведении занятия в форме интерактивной лекции по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» позволило существенно повысить качество подготовки студентов и их уровень знаний. В контрольной группе, даже на момент завершения курса, студенты слабо представляли фрезерование как процесс обработки металла резанием, что показало низкую эффективность применяемых ранее методик проведения занятий.

При оценке эффективности внедрения разработанной интерактивной лекции прослеживалась динамика развития учебно-познавательной деятельности студентов. После анализа карточек рефлексии ЭГ, заполненных студентами в конце лекции, было выявлено, что 10 студентов из 10 хотят проходить производственную практику на территории данного предприятия, что составляет 100% от всей группы, а 6 из 10 хотят работать на данном предприятии, что составляет 60%. Сравнить результаты по аналогичным вопросам с КГ не представляется возможным, так как ранее подобные измерения не проводились. Тем не менее, в КГ на третьем курсе производственную практику на данном предприятии изъявили желание проходить 4 человека (33%). Таким образом можно судить о том, что студенты ЭГ заинтересованы в участии в организации работы структурного подразделения предприятия, т.е. положено начало формированию профессиональной компетенции ПК 2.3. Участвовать в организации работы структурного подразделения.

 

Таблица 2 - Результаты тематического тестирования по теме: "Фрезерование" для КГ (3М) и ЭГ (2М) (по проценту выполненных заданий в группе)

  КГ ЭГ
Количество предложенных вопросов    
Количество правильных ответов    
Процент правильных ответов от общего количества вопросов 72,5% 86%

За одну лекцию сформировать профессиональную или общую компетенцию, а уж тем более их комплекс, не возможно, однако применение интерактивных методов при проведении занятий может существенно повысить эффективность их формирования.

Таким образом, оценивая уровень знаний, умений и навыков контрольной и экспериментальной группы, можно сделать вывод о повышении эффективности учебно-познавательной деятельности студента и частичной сформированности одной из профессиональных компетенций за счет внедрения в образовательный процесс интерактивной лекции по теме: "Фрезерование".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: