Советы родителям от логопеда.
Способы запоминания словарных слов.
Для запоминания написания словарных слов важно проводить ежедневные занятия с детьми и брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Порядок запоминания словарных слов (информация для взрослых).
1. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
2. Орфографическое чтение слова вслух (чтение слова так, как оно пишется кОраБЛь.) Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.
3. Одновременно писать и произносить словарное слово.
4. Записать по памяти.
5. Проверить по образцу.
Орфографическая работа над словом:
1. постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
2. звукобуквенный анализ слова,
3. деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4. -запись слова в орфографический словарик. Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
Способы запоминания словарных слов.
1. Изменить словарное слово по:
- числам (учитель - учителя, огороды - огород).
- родам (неволить, неволила, …)
- падежам. (запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади) и т.д.
2. Подобрать однокоренные слова.
- запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
- образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).
- образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать) и т.д.
Приемы работы со словарными словами.
1. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
|
2. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
3. Выписывание группы словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с шипящими.
4. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
5. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
6. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
7. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
Способы, облегчающие запоминания словарных слов.
Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе кончиком носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.
Например:
- "Закрой глаза, представь -это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать "опасную" букву.
Какая буква "мигает"?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
1. Запоминание слова по сетке.
Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.
В О К З А Л
Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.
2. «Устный кроссворд»
|
Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово и записывает его. Но не следует давать определения, представленные в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком. Что это? (Лестница.) Можно подобрать синонимы (водитель - шофер) или антонимы (юг - север).
При выполнении этого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.
3. «Древнерусское письмо»
Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребенок их запомнил. Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете те слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например: еоие (велосипед;, аоаия (лаборатория), она (горизонт), еуа (мемуары);прфсср {профессор), трртр (территория), ссцц (ассоциация)
Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется в одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда используетсянесколько словарных слов на разные буквы. Например:
шофер; шустрый;
жонглер; Жора;
футбол; французский.
Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребенок вспомнил словарные слова, опираясь на слова из правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан.
Часто в качестве домашнего задания ребенку предлагается выучить словарные слова целым списком (нам известны случаи, когда пятиклассники на уроке русского языка пишут словарные диктанты, состоящие из 50 слов), и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объема. В этом случае мы предлагаем воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребенок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите расставить слова по комнате. Например в углу комнаты – концерт, на диване – гости в костюмах, посреди – озеро, на полке — стакан, под столом — берлога и т. д. Через некоторое время (1-1,5 часа) пройдите по комнате вместе с ребенком и «соберите» слова, поговаривая их орфографически.
|
Если выне пожалеете времени, то приготовленные вами игры превратят семейный досуг в полезное времяпрепровождение, станут доброй традицией. Кроме того мы, взрослые знаем что любая игра позволяет легко развивать внимание умение концентрироваться, отрабатывает механизм переключения с одного действия на другое и даже воспитывает характер.
4. Ассоциативного запоминания слов.
Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика
1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение. Например: береза. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании: бе -ре-за. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. б_е., б_е. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова:
а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Модель: Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Словарное слово
береза - по цвету _б Е лая
береза - кудрявая: нужен гр Е бень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:
б_Е.реза - б_Е.лая, гр_Е.бень (Е.)
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б | |||||
б | е | р | ё | з | а |
л | |||||
а | |||||
я |
Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст
5. «Словарное лото»
Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Правила игра такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот; кто первым закроет свои ячейки.
6. «Парочки»
Это известная игра, которую используют для развития памяти. В ней могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Карточки раскладывался на столе написанными словами вниз рядами по 6-8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же 2 карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается; когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.
7. «Трудные слова»
Потребуется изготовить некоторое количество карточек с написанными на них словарными словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться, на первом этапе их может быть 10, а затем и 100. Если в игре будут находиться уже выученные слова, вреда это никому не принесет. В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек.
Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Затем любым способом определяется, кто будет ходить первым. Делая ход игрок выкладывает карточку, четко проговаривает написанное на ней слово, особенно выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у тебя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить ее сверху, также четко проговорив слово. Затем ход делает следующий игрок. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному смешному предложению с оставшимися
Еще раз хочется напомнить: чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребенка в непомерно тяжелый труд, ему необходима помощь родителя или учителя. Но помните, что ему нужен не только наставник, но и партнер по игре!
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.
1. Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".
2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях..
3. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".
4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
5. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии"
Издательство Генезис М. - 2007 г.
6. А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова «Пишу без ошибок» Издательство «Питер» М. - 2008г.