Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент»




Елусова В.Ю.

Данное произведение было написано в 1894 году. Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст, на мой взгляд, близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление. «Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерей». Также в этот же период истории литературы, и другие писатели посвящают свои произведения данной проблеме: Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангелочек»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Предельно четкой и простой выглядит композиция делящегося на 3 части рассказа. Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой – открытый финал.

Пристальное внимание, которое уделяет автор организации в рассказе времени, бросается в глаза не сразу. Это сочетание различных его измерений, в которых происходит событие. По своему времени живет каждая из трех перечисленных выше стихий. Вечер в природе сменяется ночью, зиму должна сменить весна, однако зима берет над ней верх, и это знак царящей в природе дисгармонии. В повседневности, в быту также свои временные мерки: перед приближающимся праздником - пост, и в такой жизни обычное состояние голода лишь усиливается и продлевается. Время в истории движется по замкнутому кругу. Ивану кажется, что ничего не изменится от того, что пройдет еще 1000 лет.

Все эти направления времени пересекаются в сознании главного героя, которого создал А. П. Чехов. Всеобщее невеселое настроение, чувство отчаяния, безнадежности, угнетенности возникают на их пересечении.

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Тут Ивану открывается и вступает в рассказ еще одно измерение времени. Оно отлично и от исторического, и от бытового, и от природного. Это вечные законы и вечное время, которые имеют отношение ко всем людям. Они направляли жизнь человека тогда, 19 (теперь уже 20) веков назад, и составляют и поныне главное на земле и в человеческой жизни. Ощутить это вечное время, заметить непрерывную цепь связи, существующую между временами - значит, очутиться над дисгармонией природы, истории и повседневности, ощутить, что законы бытия непреходящи.

Так, к концу рассказа расширяется горизонт, будто в сознание героя проникает некий свет. Образ огня, света проходит через все произведение, связывая 3 его части. Огонь упоминается в начале рассказа. Он светится на вдовьих огородах у реки. Однако этот далекий огонь (о его источнике мы еще не знаем) не может разогнать вечернюю мглу. Он только подчеркивает мрачность и пустынность мест, по которым идет Иван. Огонь этот не успокаивает, а лишь усиливает отчаяние главного героя. Уже вблизи мы наблюдаем огонь во второй части, когда костер описывает Антон Чехов ("Студент"). Он горит сейчас, у него греет руки главный герой произведения. Однако этот костер живо напоминает Ивану о другом, который описывается в вечной книге. Двумя концами одной цепи, связывающей во все времена людей, показались герою евангельский костер и костер, увиденный им на вдовьих огородах. Огонь в начале третьей части упоминает в последний раз А. П. Чехов. Когда студент оглянулся, огонь костра спокойно и одиноко мигал в темноте. Возле него уже не было видно людей. Костер остался прежним. Но видение огня здесь обогатилось дополнительным, особым смыслом. Он отделился от своего конкретного источника. Теперь это будто не материальный огонь, а озаривший сознание Ивана, осветивший главному герою произведения дальнейший путь. Это символ, но отнюдь не искусственный, а, как и в других произведениях Чехова, естественно и непринужденно вырастающий из повседневности, из самой жизни.

Радостно, светло кончается рассказ. Кажется, что ничего не изменилось за этот вечер ни в истории, ни в быту, ни в природе. Однако в душе человека событие свершилось. Полному сил молодому юноше сознание связующей века красоты и правды дало возможность увидеть мир иначе, преодолеть отчаяние и уныние. Теперь студенту жизнь кажется полной высокого смысла, чудесной и восхитительной.

Что хотел показать нам Чехов? Смену ощущений одного молодого человека (студенту всего 22 года) или же непреходящие, вечные закономерности бытия? Из рассказа однозначного ответа не следует. Его задача заключается в постановке вопросов, над которыми читателю следует задуматься. Чехов наталкивает нас на размышление о том, из чего и как складывается наше отношение мировоззрение и отношение к жизни. Не только дисгармонии и ужасам есть место в мире. В нем можно найти красоту и правду. А безнадежность и отчаяние порой уступают место надежде и радости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: