Тема «Направленность личности»




Пояснительная записка

 

Контрольная работа «Индивид, личность, индивидуальность» включает в себя несколько разделов: «Личность», «Темперамент», «Характер», «Направленность личности», «Способности», «Самосознание».

Цель выполнения контрольной работы:

- углубленное и системное изучение студентами данных разделов и тем общей психологии (в дополнение к лекционным занятиям);

- усвоение основных теоретических понятий, формирование умений анализировать и рассуждать;

- контроль за усвоением знаний студентов по данной дисциплине.

Студент должен:

- иметь представление:

о современном понимании таких категорий психологии как «индивид», «личность», «индивидуальность», об основных персонологических направлениях зарубежной и отечественной психологии, индивидных, личностных и субъектных свойствах человека.

- знать:

ключевые понятия данного раздела, основные концепции личности, темперамента, индивидуальности.

- уметь:

анализировать и систематизировать теоретический материал, применять теоретические знания при решении психологических задач.

 

Контрольная работа включает серию психологических задач, решение которых возможно только при теоретическом знании материала. Работа должна быть представлена в печатном или разборчиво написанном рукописном варианте. Выполнение и положительная оценка контрольной работы является условием допуска к экзамену по общей психологии.

Необходимо внимательно ознакомиться со списком рекомендованной литературы, прочесть соответствующие главы учебников, и только после этого выполнять контрольную работу. Выполнение данной работы носит вариативный характер. Из каждой темы контрольной работы необходимо решить не менее двух задач на выбор. Алгоритм решения такой же, как и в предыдущей контрольной работе.

 

Задания для самостоятельной работы

Тема «Личность»

Задача 1.

С какими высказываниями вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?

1. Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.

2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

3. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое "Я" из "не-Я"…, активно воздействующий на "не-Я" в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону.

5. Личность - субъект и объект общественных отношений.

6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Задача 2.

Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие - как к индивиду?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, задатки, идеалы, механическая память, мышление, музыкальный слух, гуманность.

 

Задача 3.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Человека как индивида характеризуют: а)рост; б)цвет глаз и волос; в)тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, это: а)задатки; б) лидерство; в) нравственность; г)гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а)способности; б)самосознание; в) характер; г)направленность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Личностные свойства, обусловленные социально, это: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

5. Человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; д) все ответы неверны.

6. Процесс социализации состоит в: а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении социокультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) познании социальной действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Тема «Темперамент»

Задача 1.

Выделите особенности, которые характеризуют свойства темперамента: а) являются врожденными; б) проявляются специфически в деятельности в зависимости от ее содержания, целей, мотивов; в) определяют динамику психической деятельности; г) характеризуют социально-типичное в человеке; д) являются устойчивыми и постоянными; е) определяют нравственный облик человека; ж) остаются постоянными в зрелом возрасте; з)в различных видах деятельности проявляются одинаково; и) не зависят от целей, мотивов и содержания деятельности человека.

 

Задача 2.

Выделите особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика.

А) Повышенная возбудимость, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность.

Б) Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.

 

Задача 3.

1. Какое из приведенных положений наиболее точно характеризует темперамент?

а) психологические особенности, обуславливающие сферу познания человека; б) психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности; в) психологические особенности, обуславливающие динамику психической деятельности; г) психические свойства, характеризующие отношение человека к миру.

2. Свойства темперамента проявляются:

а) лишь в определенных ситуациях; б) совершенно не проявляются; в) в любых ситуациях и в любой деятельности.

3. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении: «темперамент зависит от соотношения в организме основных жидкостей - крови, желчи, слизи, черной желчи»?

а) Гиппократа; б) И.П.Павлова; в) У.Шелдона?

4. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении: «темперамент зависит от соотношения гормонов, поступающих в кровь и влияющих на телосложение»?

а) Гиппократа; б) И.П.Павлова; в) У.Шелдона?

 

Задача 4.

Определите, что имеет место в описанной ситуации (изменение, маскировка темперамента, индивидуальный стиль деятельности). Какие факты говорят в пользу вашего ответа?

Работа ткачих-многостаночниц предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов: так, например, работнице часто приходится переключаться с одного станка на другой, быстро менять различные действия и т.п. Можно предположить, что ткачиха с инертной нервной системой не справится с подобными заданиями, связанными с частыми переключениями внимания. Однако, в исследовании получены данные о высокой производительности труда инертных ткачих- многостаночниц. Приемы их работы отличаются от приемов деятельности подвижных ткачих. Инертные ткачихи много времени уделяют предупредительным работам: стараются предупредить возможные "чп", утолщения нити, обрывы и т.д., стараются работать спокойно, распределяют работу равномерно. Подвижные ткачихи больше внимания уделяют "срочным работам". (По Е.А.Климову).

Тема «Характер»

 

Задача 1.

Из числа нижеприведённых положений выберите те, которые раскрывают понятие "характер":

а) Определяет отношения личности к различным сторонам действительности; б) проявляется одинаковым образом везде и во всём, в новых обстоятельствах и условиях; в) проявляется лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах; г) определяет динамику психической деятельности; д) определяет индивидуально-своеобразные свойства человека; е) определяет социально-типичные свойства человека; ж) определяет социально-значимые свойства; з) имеет структуру, включающую в себя стержневые свойства, выражающие отношение к людям, к деятельности, к себе; и) является врождённым и наследуется; к) вырабатывается в течение жизни.

 

Задача 2.

Определите, людям с какими акцентуациями характера могут быть свойственны нижеперечисленные характеристики поведения.

Любовь к экстравагантной одежде, недостаток воли, склонность к "умственной жвачке", тяга к азартным играм и риску, наклонность к пафосу, патетика в речи, уход в себя, отсутствие эмпатии, тяга к одиночеству, тревожность, отсутствие застенчивости, осторожность, равнодушие, чувство собственной недостаточности, подозрительность, агрессивность, ипохондрия, быстрая смена настроений, утомляемость, аффективные вспышки, склонность к вере в ритуалы и амулеты, трусость, суеверность, склонность к дисфории, брызжущая энергия, низкая работоспособность, непрочные привязанности, легкая адаптация к незнакомой обстановке, необязательность, тяга к лидерству, хвастливость, слезливость, картинные всплески "отчаяния", избежание трудностей.

 

Задача 3.

В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента.

Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, любит поболтать, кокетливая; добрая, но завистливая, старается быть заметной в классе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойки, она быстро остывает. Много внимания уделяет своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в классе активна, но если в общей работе ей приходится подчиняться кому-то из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной. (По П.М.Якобсону).

 

Тема «Направленность личности»

Задача 1.

Проанализируйте приведенные примеры и выделите в каждом из них конкретный механизм изменения побуждения через изменение смысла действия.

1. Отстающим школьникам поручали опекать учащихся младших классов, помогать им в учебе. Изменение позиции привело к тому, что учеба для этих отстающих школьников приобрела новый смысл, и они стали более настойчивы и успешны в обучении. (По А.И.Липкиной).

2. Перед решающим сражением или во время боя полководцы часто принимают решение о выносе знамени полка, чтобы воодушевить бойцов.

3. Во время эпидемии чумы престарелые врач и священник как частные лица могут покинуть город, но остаются в нем, чтобы облегчить страдания жителей.

4. Надомные работники, которым платят "поштучно", часто устанавливают себе "норму" и перевыполняют ее, соревнуясь с воображаемым конкурентом.

5. Начинающий парашютист переборол свой страх перед прыжком, вспомнив поведение своего товарища, который не смог прыгнуть и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за собственный страх, парашютист совершил свой первый прыжок с парашютом. (По П.В.Симонову).

6. Американцы - ветераны вьетнамской войны - рассказывали о случаях, когда возле их баз появлялись женщины, подростки и даже дети, буквально увешанные под одеждой гранатами и взрывчаткой. Собрав вокруг себя как можно больше врагов, приблизившись как можно ближе к вражескому объекту, они взрывали себя или взрывались от выпущенной по ним автоматной очереди.

7. Во время землетрясений спасатели проникают в угрожающие завалы, если сохраняются шансы найти оставшихся в живых людей.

8. Старики часто готовы голодать и мерзнуть, но не продают принадлежащие семье и передающиеся из поколения в поколение картины, книги, и другие предметы искусства.

9. Летчик потерпел аварию в Андах и пробирался к людям через снега в горах. Представление о семье, товарищах, которые его ждут, заставляло идти, несмотря на обмороженные ноги. А когда сил не осталось и хотелось только заснуть, мысль о том, что жена останется без средств к существованию, подняла его на ноги. Он вспоминал: "Будь я один на свете, я бы лег и уже не вставал". (А. де Сент-Экзюпери).

Задача 2.

Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

2. Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

4. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему кажется, что все недовольны его работой.

5. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

6. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы "на засыпку". Агрессивный молодой человек становится "звездой" регби или футбола.

7. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно сам хочет изменить ей.

8. В психологии описан феномен "зелен виноград", получивший свое название из басни И.А.Крылова «Лиса и виноград»:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко;

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око, да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".

 

Задача 3.

Как вы думаете, почему личностный конфликт у данных больных будет разрешаться по- разному?

В годы Великой Отечественной войны в госпитале изучалось поведение больных, ослепших вследствие ранения. Известно, что осознание невозможности вернуть зрение у всех этих людей вначале вызывает острый психологический конфликт. Было отмечено, что исход конфликта (желание выписаться из госпиталя и самостоятельно трудиться) у разных людей происходил по-разному и в разные сроки.

Так, больной Л. (в анамнезе преобладают материальные потребности) то решает поступить в специальную школу для слепых, потому что там, как он слышал, дают хромовые сапоги; то решает идти на завод, потому что там сразу же будешь получать зарплату и хороший паек; то решает жить на иждивении у брата. Словом, ему присущи длительные и очень остро протекающие колебания.

Больной Ш. (в анамнезе преобладают нравственно-трудовые мотивы) обосновывает создаваемую перспективу несколькими мотивами: "Пользу принесу и семье помогу", "все время с людьми буду, а на людях веселее", "Заработать смогу и перед людьми не стыдно". Колебания при выборе жизненного пути менее острые и менее продолжительные (По В.С.Мерлину).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: