Глава 1. Принципы государственной политики в области образования.




Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Направление подготовки – 44.04.01 Педагогическое образование

 

Профиль _____________________

Работу выполнил магистрант

1 курса Бойко А. П. _____________

 

Проверил:

 

В. И. Юдин _

 

Работа оценена __________________

 

«___» _________________ 2016 г.

 

Самара 2016

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Принципы государственной политики в области образования.

Глава 2. Особенности развития и функционирования Национального проекта «Образование».

§ 2.1 Создание бизнес-школ мирового уровня.

§ 2.2 Модернизация региональных систем образования.

§ 2.3 Интернетизация образования.

§ 2.4 Инновационные программы вузов.

§ 2.5 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования.

§ 2.6 Инновационные школы.

Заключение

Список источников и литературы

 

 

Введение

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед.

«Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство», - в этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года выражена вся суть современной государственной политики в области образования. В обосновании приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики видна ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века, а также признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России.

Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов управления им четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.

В связи с этим была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010. г.[1] В ней определены основные задачи, решение которых должно существенно повысить уровень качества, доступности и эффективности образовательного комплекса в РФ. Модернизация системы общего образования позволит улучшить функционирование рынка труда в нашей стране.

Важнейшим инструментом реализации Концепции стал национальный проект «Образование». В настоящее время одним из его приоритетных направлений является осуществление региональных комплексных проектов модернизации общего образования.

Актуальность данной темы такова, что Российская Федерация проходит сложный путь своего развития в пост-советский период, который часто упоминается в официальных обращениях и в СМИ, но нет чёткой ясности, о потраченной четверти века нашим государством, что это? Начало или конец пост-советского периода? Чёткий отказ от доктрин СССР и модели управления государством во всех сферах, в том числе и в образовании, встаёт вопрос, заявляемые верховным руководством страны планы и осуществляемые реформы в образовании это какой то эксперимент, с авантюристским подходом или чётко и уверенная долгосрочная политика нашего правительства?

Глава 1. Принципы государственной политики в области образования.

Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя РФ на образование;

2. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;

4. основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования.

Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2) обеспечение политической устойчивости власти; 3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики; 4) разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.

Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Наряду с государственными учебными заведе­ниями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатно­го образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финанси­рование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контро­лируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета ад­ресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образова­тельных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной осно­ве между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, ин­вестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования: поста­новлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профес­сионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном вы­ражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: