Учитель-логопед Ковалишина Анна Николаевна




Представляем Вашему вниманию консультацию

На тему: «Общие рекомендации родителям

По развитию речи детей»

 

Нередко встречаются родители – «молчуны», которые в силу своих личностных особенностей вообще очень мало разговаривают как между собой, так и с другими людьми. Поэтому речь детей в таких семьях резко задерживается в своём развитии – чему же здесь ребёнок может научиться? Разве что молчанию. Вот он и молчит… Это касается даже детей с совершенно нормальным речевым аппаратом. Из сказанного очевидно, что молчать родители могут где угодно и сколько угодно, но со своим ребёнком они обязаны достаточно много разговаривать.

В противоположность упущению выше названных родителей, есть родители, которые чрезмерно много дают речевой информации своим детям, излишне стимулируют речевую активность. Результатом этого может произойти речевой негативизм у ребёнка, даже полный отказ от речи как формы общения или заикание. В данном случае нужно снять излишние речевые перегрузки, установить спокойный речевой режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация у логопеда.

Многие родители, не страдающие речевыми расстройствами, имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе, роняя слова как бы вскользь, мимоходом. Точно так же они разговаривают и со своим ребёнком. В таком случае ребёнок оказывается полностью лишённым нормального образца для подражания и отставание в его речевом развитии будет неизбежно. Кроме того, он усвоит непривлекательную манеру речи своих родителей.

Во многих семьях постоянно или во время летнего отдыха ребёнок находится в ситуации «двуязычия». Это крайне нежелательно для периода становления речи, причём особенно в отношении усвоения грамматических норм языка. В это время с ребёнком должен общаться преимущественно тот из родителей, язык которого для данной местности является ведущим.

Многих детей в период активного становления у них речи отправляют до школы «в деревню к бабушке», где их речевому развитию не уделяется должного внимания. Речь таких детей ко времени поступления их в школу обычно также оставляет желать лучшего.

Часто члены семьи подлаживаются к языку ребёнка, при разговоре лепечут, «сюсюкают». Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они ребёнка не только не стимулируют к овладению нормальным произношением, но ещё более закрепляют его детский лепет. Ошибочно думать, что фразами «Пойдём тпруа» или «Лёлечка бо-бо, она бах-бах» мы вступаем в более доверительные близкие отношения с ребёнком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», т.е. интонацией голоса, а не звуковым составом голоса.

Особенно вредно подобное подделывание под речь малыша, когда оно идёт вразрез с требованиями воспитателя (или другого взрослого родственника в семье). Под влиянием противоречивых раздражителей («сшибки» положительного и тормозного) дитя может иногда впасть в истерическое состояние (срыв нервной системы), а иногда может и начать заикаться.

Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребёнка и употреблять наряду с обычными словами более лёгкие, как-то: «мяу», «бай-бай», «ав-ав» и т.п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями («киса», «Боба» и т.п.) Говорить трёх- или четырёхлетнему ребёнку: «дяй» вместо «дай», «масюсенький» вместо «маленький», «тпруа» вместо «гулять» непозволительно.

Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния нервной системы, психики и органов, с помощью которых она осуществляется (голосовой, слуховой, дыхательный и артикуляторный аппараты). Задача родителей проводить профилактику и лечение нервно-психических заболеваний ребёнка.

Нервная система у детей ещё находится в стадии развития, нежна, хрупка и не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней жизни ребёнка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать от психических и физических травм, неудержимо бурных проявлений гнева и радости, пребывания среди нервных, беспокойных и заикающихся детей.

Нельзя баловать детей, потакать их капризам. Не встречая ни в чём отказа, они становятся требовательными к окружающим, непослушными, слабовольными. К детям надо относиться спокойно, ровно, предъявляя им разумные требования, которые они в состоянии выполнить.

Надо умело, систематически и настойчиво воспитывать у них сознательную дисциплину, выдержку, собранность. Если ребёнок из кубиков начал складывать картинку, пусть доведёт это до конца, не отвлекаясь другим; не следует прерывать выполнение им какого-либо дела или поручения новым поручением или делом, одёргивать его то и дело, допекать разными замечаниями, хотя бы и полезными. Правильное воспитание обеспечивает устойчивость нервной системы против неблагоприятных воздействий на неё и поэтому предохраняет ребёнка от развития у него нервной, торопливой, невнятной речи, заикания.

Очень важно оберегать детей от простуды уха, горла. Вместе с тем нельзя изнеживать их излишним укутыванием, т.к. этим снижается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям. Важно приучать детей с малых лет полоскать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые разрушают зубы и могут перейти по имеющемуся проходу так называемой, евстахиевой трубе) в ухо и вызвать его воспаление.

Надо щадить слух ребёнка, оберегать его от слишком резких и громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребёнок крепко спит, шум и крики как физиологически сильные раздражители притупляют его слух.

В случае неправильного строения у ребёнка зубо-челюстной системы, необходимо в возрасте 5-6, либо 12-13 лет обратиться к врачу-стоматологу (либо к врачу-ортодонту). Он путём регуляции и других приёмов выровняет неправильный прикус. Большей частью это не требует длительного времени и происходит безболезненно. Если у ребёнка укороченная подъязычная связка и её не подрезали в род. доме, то можно её попробовать растянуть с помощью специальных упражнений. В ряде случаев этого удаётся достичь. Если нет, то придётся прибегнуть к операции, т.к. при укороченной подъязычной уздечке страдает произношение многих звуков: шипящих [Ш, [Ж], [Ч], [Щ] и сонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].

Важно своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни, затрудняющие дыхание: они не только препятствуют развитию нормального произношения, но и нередко вызывают ночные страхи, приводящие к заиканию.

Избавление ребёнка от анатомических дефектов (прикус, укороченная подъязычная связка, аденоиды и др.) не только улучшит его речь, но и благотворно скажется на выражении его лица.

Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки – не кричали, не пели слишком громко, особенно на очень высоком тоне, не выходили разгорячёнными на мороз, не пели на холоде. Надо также помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голоса голос ребёнка становится хрипловатым, сиплым, маловыразительным.

Хрипоту голоса часто вызывают простудные заболевания. Во время хрипоты нельзя позволять ребёнку много, тем более громко говорить, следует запретить пение, декламацию и т.д. При появлении сиплого или хриплого голоса, вызванного перенапряжением голосовых связок, необходимо показать ребёнка врачу и строго следовать его указаниям.

Очень взвешенно нужно отнестись к обучению детей в дошкольном возрасте иностранным языкам. Языки отличаются друг от друга многими особенностями, поэтому при одновременном изучении нескольких языков ещё не закрепившиеся звуки родного языка могут под влиянием иностранного языка подвергаться искажению, то же может произойти и со структурой предложения (здесь имеется в виду нарушение связи слов в предложении, вызванное путаницей грамматических правил, используемых в разных языках); возможно и затруднение в понимании родного языка, смешение словаря и т.п. От перегрузки к тому же может возникнуть заикание.

Желательно обучение иностранным языкам начинать после того, как ребёнок достаточно хорошо овладеет родным языком. В норме это происходит примерно в 6-7 лет. В реальной практике это бывает нечасто. Допускается небольшое отступление от этого возраста в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка (крепкое здоровье, хорошие способности, стремление самого ребёнка к учению).

 

 

Консультацию подготовили:

учитель-логопед Ковалишина Анна Николаевна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: