В мировой практике к малым фирмам (предприятиям) относятся, как правило, фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Эти фирмы могут быть как юридическими, так и физическими лицами. В последние годы во многих странах наблюдается активизация предпринимательской деятельности в форме малых фирм.
Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняется особенностями развития экономики, ее структурой, национальными традициями.
Например, в США к малым относятся предприятия численностью до 99 человек (в том числе численностью до 24 человек относятся к наименьшим, а с 25 до 99 - к малым), со 100 до 499 - к промежуточным, с 500 до 999 - к крупным и свыше 1000 человек - к крупнейшим.
В Японии к малым предприятиям в сфере услуг относятся предприятия с численностью не более 5 человек, в остальных отраслях - не более 20 человек
В Украине под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля некоммерческих субъектов не превышает 25% и при их численности до:
в промышленности, строительстве на транспорте - 100 человек.
в оптовой торговле - 60 человек
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в других отраслях - 50 человек
В США в 1953 г была создана Администрация по малому бизнесу при правительстве США. Однако там ежегодно терпят банкротство около 30% малых предприятии.
В Японии терпят банкротство ежегодно всего около 5% малых фирм, т. к японское правительство учитывает национальные традиции и оказывает мощную поддержку малому бизнесу и такими рычагами как гарантированные займы льготное налогообложение ускоренная амортизация кооперирование информационно-методическое обеспечение. В США эти рычаги тоже используются но на основе профессионального конкурса проводимого Национальным научным фондом США.
|
На Украине государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Первостепенное значение для развития инновационного предпринимательства имеет включение расходов на НИОКР в себестоимость продукции в соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
|
затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства и улучшением качества продукции, повышением ее надежности;
затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий;
затраты по повышению качества продукции, связанные с проведением НИОКР;
затраты на НИОКР по созданию новых видов материалов и сырья;
затраты на переоснащение производства.
В настоящее время находят развитие венчурные фирмы, работающие на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
Как правило, венчурные фирмы не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
идеи инновации - нового изделия, технологии;
общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
рискового капитала для финансирования.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах - путем приобретения акций новых фирм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
|
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства страховых, пенсионных и других фондов с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
Венчурная форма обладает рядом специфических черт:
долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме,
предоставление средств на длительный срок,
активная роль инвестора в управлении финансируемой им фирмой.
В США - стране с высоким уровнем развития рискового капитала - его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится около 39% венчурных инвестиций
Таким образом, на современном этапе развитие малого предпринимательства объясняется следующими факторами:
внедрением во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей речка упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективною управленческого решения (технологический аспект);
принятием государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству (правовой аспект);
государственной и внебюджетной поддержкой финансирования рискового венчурного бизнеса (финансовый аспект);
гибкостью и адаптивностью малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников (чем меньше система, тем проще управление) к требованиям рынка и достижениям научно-технического прогресса (управленческий аспект);
повышением интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремлением к свободе в творческой деятельности (психологический аспект)
более высокой (до двух раз) эффективностью конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрой отдачей инвестиций по сравнению с крупными компаниями и корпорациями (экономический аспект)
Наряду с факторами развития малых фирм действуют также факторы, сдерживающие рост их количества. К ним относятся следующие:
большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единичной) номенклатурой выпускаемых товаров или выполняемых услуг. При провале на рынке этого товара фирма терпит банкротство Невозможно провал одного товара компенсировать успехом другого;
значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала,
слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.
Поэтому в настоящее время продолжается процесс укрупнения фирм, создания сверхкрупных объединений которым не присущи перечисленные факторы сдерживания роста малых фирм.
Главные отличия малых фирм от крупных организаций заключаются в следующем:
малые фирмы успешно функционируют под влиянием рассмотренных ранее движущих факторов;
сдерживающие факторы вынуждают малые фирмы либо вливаться в крупные организации, либо расширяться, либо закрываться Таким образом, идет процесс диалектического развития общества на основе противодействия движущих и сдерживающих факторов;
основная масса инновационных малых фирм работает на стадии НИОКР. Крупные организации работают чаще на всех стадиях ЖЦТ. В среднем численность работников на стадии НИОКР примерно в 100 раз меньше, чем на стадиях освоения и производства новшества (инновации). Отсюда вывод: малые фирмы по сравнению с крупными комплексными организациями на одного работника должны разрабатывать значительно больше новшеств. Этот факт не свидетельствует о более эффективной работе малых фирм по сравнению с крупными комплексными организациями. Неправомерно их сравнивать, т. к, малые фирмы занимаются в основном разработкой новшеств, а крупные организации - их освоением, производством и диффузией, что значительно дороже.