ТЕМА 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.




Экономическая теория

 

Задания для управляемой самостоятельной работы

студентов гуманитарных специальностей

 

 

Под общей редакцией И.В. Зеньковой

 

 

Новополоцк

ПГУ


УДК 330(07)

ББК 65.01

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией

финансово-экономического факультета

Составители:

Богданова Е.В., Ганский В.А., Защиринская С.В., Зенькова И.В.,
Подымако Т.М., Парфенович А.В., Прудникова Е.В., Рудик В.П.,
Шолох О.В., Шульженко-Суханова И.Н.

 

 

В заданиях для управляемой самостоятельной работы изложены типовые задачи для самоконтроля знаний по дисциплине «Экономическая теория» в соответствии с действующими образовательными стандартами и учебными планами. Предназначены для студентов гуманитарных специальностей.

 

 

 

©УО «ПГУ», 2013


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 4

ТЕМА 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.......... 6

ТЕМА 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Эластичность спроса и предложения....................................................... 10

ТЕМА 6. Основы поведения субъектов рыночной экономики................ 13

ТЕМА 7. Рынки факторов производства................................................. 16

ТЕМА 8. Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность........................................................................................................... 18

ТЕМА 9. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке............ 19

ТЕМА 12. Экономический рост................................................................ 22

ТЕМА 14. Современное мировое хозяйство............................................ 23

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Основные цели изучения методических указаний для самоконтроля знаний по дисциплине «Экономическая теория» для студентов гуманитарных специальностей:

• формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной экономической мысли;

• формирование у студентов умений анализировать состояние и тенденции экономического развития Республики Беларусь и зарубежных стран, выявлять специфику экономических отношений и процессов в Республике Беларусь;

• формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социально-экономической активности.

Задачи дисциплины «Экономическая теория» для студентов гуманитарных специальностей:

• усвоение основных экономических понятий;

• изучение важнейших принципов функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

• выяснение границ эффективности рыночной системы, роли государственного регулирования экономики;

• создание у студентов теоретико-методологического фундамента для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем экономических процессах в контексте основных научных экономических направлений, школ и концепций;

• формирование у студентов практических навыков применять полученные знания к анализу современных экономических процессов.

В результате обучения студент должен:

знать:

• основные экономические понятия и категории;

• особенности социально-экономических процессов в Республике Беларусь, основные экономические цели белорусского общества;

• основы поведения экономических субъектов в рыночной экономике;

• механизмы экономической политики;

уметь:

• анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

• использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений в процессе выполнения будущих социальных и профессиональных ролей;

• осуществлять поиск и анализ необходимой экономической информации из различных источников;

• аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения эко­номических проблем;

• решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.

Задания для управляемой самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов гуманитарных специальностей разработаны на основании экспериментальной учебной программы интегрированного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования на 2012 – 2013 учебный год, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2012, регистрационный № ТД-СГ.02/эксп., в соответствии с действующими образовательными стандартами и учебными планами.

 


ТЕМА 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

ЗАДАЧА

Задача предназначена для приобретения знаний, навыков и умений по анализу экономических процессов, пониманию механизмов экономической политики в национальной экономике.

В таблице приведены данные, характеризующие кривую производственных возможностей страны:

Таблица 2.1

Исходные данные

Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Х (зерно)          
Y (станки)          

 

1. Используя данные таблицы, постройте кривую производственных возможностей.

2. Определите вменённые издержки производства второй единицы продукта X.

3. Определите совокупные вменённые издержки двух единиц продукта X.

 

РЕШЕНИЕ:

1. В системе координат отметим точки «А», «Б», «В», «Г», «Д» (производственные альтернативы) и, соединив их линией, получим искомую кривую производственных возможностей АБВГД.

 

 

 

2. 9 – 7 = 2 (ед.)

Ответ: вменённые издержки производства второй единицы продукта X равны двум единицам продукта Y.

 

3. (10 – 9) + (9 – 7) = 1 + 2 = 3 (ед.)

Или 10 – 7 = 3 (ед.)

Ответ: совокупные вменённые издержки двух единиц продукта X равны трём единицам продукта Y.

ВАРИАНТ 1

 

В таблице 2.2 приведены данные, характеризующие кривую производственных возможностей страны:

Таблица 2.2

Исходные данные

Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Х (зерно)          
Y (станки)          

 

1. Используя данные таблицы, постройте кривую производственных возможностей.

2. Определите вменённые издержки производства третьей единицы продукта X.

3. Определите совокупные вменённые издержки трёх единиц продукта X.

 

ВАРИАНТ 2

 

В таблице 2.3 приведены данные, характеризующие кривую производственных возможностей страны:

Таблица 2.3

Исходные данные

Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Х (зерно)          
Y (станки)          

 

1. Используя данные таблицы, постройте кривую производственных возможностей.

2. Определите вменённые издержки производства второй единицы продукта X.

3. Определите совокупные вменённые издержки двух единиц продукта X.

 

ВАРИАНТ 3

 

В таблице 2.4 приведены данные, характеризующие кривую производственных возможностей страны:

Таблица 2.4

Исходные данные

Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Х (зерно)          
Y (станки)          

 

 

1. Используя данные таблицы, постройте кривую производственных возможностей.

2. Определите вменённые издержки производства четвёртой единицы продукта X.

3. Определите совокупные вменённые издержки четырёх единиц продукта X.

 

ВАРИАНТ 4

 

В таблице 2.5 приведены данные, характеризующие кривую производственных возможностей страны:

 

Таблица 2.5

Исходные данные

Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Х (зерно)          
Y (станки)          

 

1. Используя данные таблицы, постройте кривую производственных возможностей.

2. Определите вменённые издержки производства второй единицы продукта X.

3. Определите совокупные вменённые издержки двух единиц продукта X.

ВАРИАНТ 5

 

В таблице 2.6 приведены данные, характеризующие кривую производственных возможностей страны:

 

Таблица 2.6

Исходные данные

Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Х (зерно)          
Y (станки)          

 

1. Используя данные таблицы, постройте кривую производственных возможностей.

2. Определите вменённые издержки производства первой единицы продукта X.

3. Определите совокупные вменённые издержки трёх единиц продукта X.

 


ТЕМА 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: