Структурно-логическая схема лекции




Тема. «Насилие в политическом конфликте»

1. Понятие и типология насилия.

2. Природа насилия и агрессивности.

3. Цели и мотивы насилия.

4. Способы ограничения насилия: политические, правовые нравственные.

1. Понятие и типология насилия. Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных кон­фликтов. Вся история человечества представляет собой чередунасильственных действий, направленных на уничтожение и по­рабошение одних индивидов и социальных групп другими.По мнению П. Шихирева, историю развития социальныхконфликтов и применяемых в них форм насилия можно разде­лить на три основных этапа. Первый связан с применением пря­мого физического насилия. Второй этап – политический, суть которого сводится к доминированию одних групп над другими, по принципу «согласись, а то убью». Третий, эконо­мический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене, суть которого «дай это, а я тебе дам то».

Типология насилия весьма обширна и многообразна. Насилие разграничивается на два основных виды: прямое и структурное. Прямое насилие предполагает непосредст­венное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание). Структурное наси­лие - это создание определенных условий (структуры), ущем­ляющих потребности и интересы людей, например эксплуатация человека человеком в обществе. Д. Галтунг вводит понятие «культурное насилие», под которым понимается «любой аспект культуры, кото­рый может использоваться для легализации насилия в его пря­мой и структурной форме. Суть культурного насилия состоит в том, чтобы придать прямому и структурному насилию легитим­ную форму, чтобы насилие воспринималось как справедливое или, по крайней мере, необходимо средство в достижении цели и в решении возникающих проблем.

На основе анализа различных точек зрения, А. Дмитриев и И. Залысин предлагают типологию политического насилия:

1) по сфере действия - внутригосударственное, межгосудар­ственное;

2) по отношению к государственной власти – государственное и негосударственное;

3) по степени организованности - стихийное (спонтанное) и ор­ганизованное;

4) по масштабу – единичное и массовое;

5) по степени интенсивности (количеству жертв) - высокоин­тенсивное, средней или низ­кой интенсивности;

6) по социальной характеристике субъекта насилия - социаль­но-классовое, этническое, религиозное;

7) по направленности и глубине социальных последствий - ре­формистское, радикальное, реакционное, консервативное;

8) по способам воздействия на объект - демонстративное, инст­рументальное;

9) по средствам осуществления - вооруженное, невооруженное;

10) по формам – сложное и простое.

2. Природа насилия и аrрессивности. Агрессивность представляет собой устойчивую готовность (состояние) личности или социальной группы к нападению (аг­рессии) на других с целью нанесения физического или психоло­гического ущерба либо уничтожения другого человека или груп­пы людей. Следовательно, агрессия - один из видов насилия, аагрессивность можно рассматривать как предрасположенностьили готовность к насилию.

К. Лоренц считает, что агрессив­ность - это врожденное, инстинктивно обусловленное свойствовсех высших животных. Поэтому каждый человек обладает опре­деленным потенциалом агрессивности и, чтобы сдерживать своюа грессивность «на уровне требований культурного общества», ему приходится тратить немало сил «своей моральной ответст­венности».

З. Фрейд объясняет челове­ческую агрессивность изначальной враждебностью людей по от­ношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимостью раз­рушить другого человека, чтобы сохранить себя».

Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляют собой самоорганизующиеся системы, которым для получения свобод­ной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы».

Социальная теория объясняет насилие и агрессивность соци­альными отношениями, существующими в обществе, и в первуюочередь борьбой людей за существование, ресурсы и власть.

Очевидно то, что в одинаковых условиях раз­ные люди ведут себя по-разному: одни более агрессивны, дру­гие - менее.

Инстинктивистские и психологические теории считают, что агрессивные действия зависят от внутренней предрасположенно­сти человека к агрессии, от свойств личности.

Фрустрационные теории исходят из того, что доминирующими в агрессивном по­ведении являются ситуационные факторы как реакция на фруст­рацию. И в этом плане поведение человека во многом совпадает с поведением животных.

Приверженцы теории социального научения считают, что вы­сокий или низкий уровень агрессивности является результатом социализации личности. Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессив­ному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности является влияние социаль­ной среды, в которой проходит социализация личности, и те жизненные проблемы, с которыми человек сталкивается.

Насилие имеет место во всех сферах жизнедеятельности об­щества. Однако в политике оно проявляется с наибольшей пол­нотой и драматизмом. Политика как особый метод управления общественными от­ношениями предполагает принуждение, т. е. насилие. Крометого, в политике насилие даже по отношению к большим соци­альным группам может иметь правовой характер. У политиче­ского насилия различные основания и цели, но главной его це­лью является борьба за власть и властные отношения может стать самоцелью.

3. Цели и мотивы насилия. Цель - это мысленное, идеальное предвосхищение результа­та деятельности. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. В нем могут преобладать биологические и психические свойства инди­вида или социальной группы (потребности, инстинкты, влече­ния, эмоции, установки и т. д.). Мотив выступает в роли внут­реннего стимулятора для постановки и достижения цели.

Насилие широко используется как средство для захвата, удержания и использования политической власти. Само понятие «власть» предполагает насилие (принуждение). Но если на уров­не межличностных и межгрупповых отношений наиболее рас­пространенной формой является прямое насилие, то на уровневластного взаимодействия широко применяются все виды наси­лия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные режимы в большей степени тяготеют к прямому массо­вому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические - к структурному.

Любая власть стремится легитимизировать применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым элементом культу­ры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирова­ние и другие. Однако легитимность носит взаимопереходящий характер. Например, вчерашние повстанцы, носители коллективного не­структурированного и нелегитимного насилия, в случае приходак власти могут преобразоваться в регулярную армию и приобре­сти статус законной силы (коллективного структурированного), а потерпевшая поражение бывшая законная власть становится нелегитимной. Главной целью политического экстремизма является власть, обладание которой дает возможность распоряжаться людьми и ресурсами, легально применять насилие. И чем большей властью обладают правящие элиты, чем в меньшей мере эта власть под­контрольна структурам гражданского общества, тем больше у нее (правящей элиты) возможностей применять различные типынасилия.

4. Способы ограничения насилия. К. Лоренц считает, что надо ликвидировать не агрессию как явление, а предотвращать вредные проявления этого инстинкта. Для этого человек должен лучше познать себя, углубить понимание при­чин своего поведения и найти способы и возможности разрядки своей агрессивности, например на эрзац-объектах.

По мнению Фрейда, ограничить природную психологиче­скую агрессивность людей можно через развитие их культурного уровня.

Один из вариантов практического применения ненасильст­венного способа в разрешении конфликтных ситуаций был из­ложен А. А. Гусейновым. В частности он предлагал: 1) отказаться от монополии на истину, быть открытым для диалога и компромиссов; 2) уметь осознать себя в роли своих оппонен­тов, проанализировать собственное поведение; 3) видеть в своих оппонентах не только плохое, но и поло­жительное и ни в коем случае их не унижать; 4) не настаивать на своем, не отвергать с ходу точку зрения оппонентов, а искать взаимоприемлемые решения; 5) пытаться превратить врагов в друзей, бороться со злом, а не с людьми, стоящими за ним. Но, к сожалению, подобные методы не всегда могут привести к положительному результату. Во-первых, существует определен­ный тип людей, у которых биопсихологическая агрессивность, вне зависимости от внешних стимулов, выступает как мотиваци­онная тенденция, как внутреннее побуждение к совершению на­силия. Во-вторых, порой противоречия между отдельными людьми или социальными общностями настолько глубоки, а позиции принципиально несовместимы, что применение насилия как способа разрешения конфликта становится неизбежным.

В настоящее время проблема заключается не в том, чтобы исключить насилие как явление, а в том, чтобы существенно снизить его применение в обществе. Для этого прежде всего не­обходимо искоренять причины, по рождающие насилие, и созда­вать условия, при которых насилие станет ненужным и нецеле­сообразным. В стратегическом плане в программу борьбы с насилием должны быть включены следующие положения:

1) борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, которая стала основной причиной беззакония в стране;

2) сокращение разрыва в доходах бедных и богатых, создание нормальных человеческих условий жизнедеятельности для всех классов и социальных слоев общества;

3) вытеснение авторитаризма из сознания граждан и форми­рование новой демократической культуры;

5) воспитание правовой культуры и создание действенных механизмов ненасильственного урегулирования возникающих конфликтов;

6) на уровне политической системы - дальнейшее развитие демократических механизмов политического управления обще­ством.

Тактические формы борьбы с насилием в обществе предпо­лагают оперативное реагирование государственных органов иобщественности на наиболее опасные очаги распространениянасилия с целью ликвидации или ограничения их негативноговлияния. К таким «наиболее опасным очагам» в настоящее вре­мя можно отнести: рост криминальной преступности; бесконтрольный ввоз (производство) и распространение алкогольной продукции; распространение наркотиков; отсутствие ограничений на показ видеопродукции, содер­жащей акты насилия и вандализма; рост числа беспризорников и бомжей; рост числа экстремистских организаций; отсутствие эффективной государственной молодежной по­ литики

 

Задания по семинарскому занятию:

Задание № 1.

1. Изучив материал, посвященный типологии насилия, приведите конкретные примеры каждого вида (за основу берете типологию А. Дмитриева и И. Залысина). Обратите внимание, на то, что примеры должны быть уникальными для каждой работы. Задание сдается в письменном виде на 1-2 страницы печатного текста.

 

Задание № 2.

1. Выберите любое государство, где власть одновременно использует прямое, структурное и культурное насилие над гражданами и приведите конкретные примеры. В приведенном примере должно быть четко видно (и обосновано) использование прямого, структурного и культурного насилия. Обратите внимание, на то, что примеры должны быть уникальными для каждой работы. Задание сдается в письменном виде на 1-2 страницы печатного текста.

 

Задание № 3.

Самостоятельно проработайте источники и литературу и составьте тестовые задания, разной степени сложности (закрытые, открытие, полуоткрытые, комбинированные), посвященные, разнообразным формам политического конфликта. В конце тестов, не забудьте указать ключ (т.е. правильные ответы ко всем тестам). Каждый студент индивидуально должен представить всего 5 тестов (но разной степени сложности). Лучшие тесты разной степени сложности получат 5 баллов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: