Тема. «Насилие в политическом конфликте»
1. Понятие и типология насилия.
2. Природа насилия и агрессивности.
3. Цели и мотивы насилия.
4. Способы ограничения насилия: политические, правовые нравственные.
1. Понятие и типология насилия. Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой чередунасильственных действий, направленных на уничтожение и порабошение одних индивидов и социальных групп другими.По мнению П. Шихирева, историю развития социальныхконфликтов и применяемых в них форм насилия можно разделить на три основных этапа. Первый связан с применением прямого физического насилия. Второй этап – политический, суть которого сводится к доминированию одних групп над другими, по принципу «согласись, а то убью». Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене, суть которого «дай это, а я тебе дам то».
Типология насилия весьма обширна и многообразна. Насилие разграничивается на два основных виды: прямое и структурное. Прямое насилие предполагает непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание). Структурное насилие - это создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей, например эксплуатация человека человеком в обществе. Д. Галтунг вводит понятие «культурное насилие», под которым понимается «любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме. Суть культурного насилия состоит в том, чтобы придать прямому и структурному насилию легитимную форму, чтобы насилие воспринималось как справедливое или, по крайней мере, необходимо средство в достижении цели и в решении возникающих проблем.
На основе анализа различных точек зрения, А. Дмитриев и И. Залысин предлагают типологию политического насилия:
1) по сфере действия - внутригосударственное, межгосударственное;
2) по отношению к государственной власти – государственное и негосударственное;
3) по степени организованности - стихийное (спонтанное) и организованное;
4) по масштабу – единичное и массовое;
5) по степени интенсивности (количеству жертв) - высокоинтенсивное, средней или низкой интенсивности;
6) по социальной характеристике субъекта насилия - социально-классовое, этническое, религиозное;
7) по направленности и глубине социальных последствий - реформистское, радикальное, реакционное, консервативное;
8) по способам воздействия на объект - демонстративное, инструментальное;
9) по средствам осуществления - вооруженное, невооруженное;
10) по формам – сложное и простое.
2. Природа насилия и аrрессивности. Агрессивность представляет собой устойчивую готовность (состояние) личности или социальной группы к нападению (агрессии) на других с целью нанесения физического или психологического ущерба либо уничтожения другого человека или группы людей. Следовательно, агрессия - один из видов насилия, аагрессивность можно рассматривать как предрасположенностьили готовность к насилию.
К. Лоренц считает, что агрессивность - это врожденное, инстинктивно обусловленное свойствовсех высших животных. Поэтому каждый человек обладает определенным потенциалом агрессивности и, чтобы сдерживать своюа грессивность «на уровне требований культурного общества», ему приходится тратить немало сил «своей моральной ответственности».
З. Фрейд объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя».
Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляют собой самоорганизующиеся системы, которым для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы».
Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе, и в первуюочередь борьбой людей за существование, ресурсы и власть.
Очевидно то, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному: одни более агрессивны, другие - менее.
Инстинктивистские и психологические теории считают, что агрессивные действия зависят от внутренней предрасположенности человека к агрессии, от свойств личности.
Фрустрационные теории исходят из того, что доминирующими в агрессивном поведении являются ситуационные факторы как реакция на фрустрацию. И в этом плане поведение человека во многом совпадает с поведением животных.
Приверженцы теории социального научения считают, что высокий или низкий уровень агрессивности является результатом социализации личности. Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности, и те жизненные проблемы, с которыми человек сталкивается.
Насилие имеет место во всех сферах жизнедеятельности общества. Однако в политике оно проявляется с наибольшей полнотой и драматизмом. Политика как особый метод управления общественными отношениями предполагает принуждение, т. е. насилие. Крометого, в политике насилие даже по отношению к большим социальным группам может иметь правовой характер. У политического насилия различные основания и цели, но главной его целью является борьба за власть и властные отношения может стать самоцелью.
3. Цели и мотивы насилия. Цель - это мысленное, идеальное предвосхищение результата деятельности. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. В нем могут преобладать биологические и психические свойства индивида или социальной группы (потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и т. д.). Мотив выступает в роли внутреннего стимулятора для постановки и достижения цели.
Насилие широко используется как средство для захвата, удержания и использования политической власти. Само понятие «власть» предполагает насилие (принуждение). Но если на уровне межличностных и межгрупповых отношений наиболее распространенной формой является прямое насилие, то на уровневластного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные режимы в большей степени тяготеют к прямому массовому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические - к структурному.
Любая власть стремится легитимизировать применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым элементом культуры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирование и другие. Однако легитимность носит взаимопереходящий характер. Например, вчерашние повстанцы, носители коллективного неструктурированного и нелегитимного насилия, в случае приходак власти могут преобразоваться в регулярную армию и приобрести статус законной силы (коллективного структурированного), а потерпевшая поражение бывшая законная власть становится нелегитимной. Главной целью политического экстремизма является власть, обладание которой дает возможность распоряжаться людьми и ресурсами, легально применять насилие. И чем большей властью обладают правящие элиты, чем в меньшей мере эта власть подконтрольна структурам гражданского общества, тем больше у нее (правящей элиты) возможностей применять различные типынасилия.
4. Способы ограничения насилия. К. Лоренц считает, что надо ликвидировать не агрессию как явление, а предотвращать вредные проявления этого инстинкта. Для этого человек должен лучше познать себя, углубить понимание причин своего поведения и найти способы и возможности разрядки своей агрессивности, например на эрзац-объектах.
По мнению Фрейда, ограничить природную психологическую агрессивность людей можно через развитие их культурного уровня.
Один из вариантов практического применения ненасильственного способа в разрешении конфликтных ситуаций был изложен А. А. Гусейновым. В частности он предлагал: 1) отказаться от монополии на истину, быть открытым для диалога и компромиссов; 2) уметь осознать себя в роли своих оппонентов, проанализировать собственное поведение; 3) видеть в своих оппонентах не только плохое, но и положительное и ни в коем случае их не унижать; 4) не настаивать на своем, не отвергать с ходу точку зрения оппонентов, а искать взаимоприемлемые решения; 5) пытаться превратить врагов в друзей, бороться со злом, а не с людьми, стоящими за ним. Но, к сожалению, подобные методы не всегда могут привести к положительному результату. Во-первых, существует определенный тип людей, у которых биопсихологическая агрессивность, вне зависимости от внешних стимулов, выступает как мотивационная тенденция, как внутреннее побуждение к совершению насилия. Во-вторых, порой противоречия между отдельными людьми или социальными общностями настолько глубоки, а позиции принципиально несовместимы, что применение насилия как способа разрешения конфликта становится неизбежным.
В настоящее время проблема заключается не в том, чтобы исключить насилие как явление, а в том, чтобы существенно снизить его применение в обществе. Для этого прежде всего необходимо искоренять причины, по рождающие насилие, и создавать условия, при которых насилие станет ненужным и нецелесообразным. В стратегическом плане в программу борьбы с насилием должны быть включены следующие положения:
1) борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, которая стала основной причиной беззакония в стране;
2) сокращение разрыва в доходах бедных и богатых, создание нормальных человеческих условий жизнедеятельности для всех классов и социальных слоев общества;
3) вытеснение авторитаризма из сознания граждан и формирование новой демократической культуры;
5) воспитание правовой культуры и создание действенных механизмов ненасильственного урегулирования возникающих конфликтов;
6) на уровне политической системы - дальнейшее развитие демократических механизмов политического управления обществом.
Тактические формы борьбы с насилием в обществе предполагают оперативное реагирование государственных органов иобщественности на наиболее опасные очаги распространениянасилия с целью ликвидации или ограничения их негативноговлияния. К таким «наиболее опасным очагам» в настоящее время можно отнести: рост криминальной преступности; бесконтрольный ввоз (производство) и распространение алкогольной продукции; распространение наркотиков; отсутствие ограничений на показ видеопродукции, содержащей акты насилия и вандализма; рост числа беспризорников и бомжей; рост числа экстремистских организаций; отсутствие эффективной государственной молодежной по литики
Задания по семинарскому занятию:
Задание № 1.
1. Изучив материал, посвященный типологии насилия, приведите конкретные примеры каждого вида (за основу берете типологию А. Дмитриева и И. Залысина). Обратите внимание, на то, что примеры должны быть уникальными для каждой работы. Задание сдается в письменном виде на 1-2 страницы печатного текста.
Задание № 2.
1. Выберите любое государство, где власть одновременно использует прямое, структурное и культурное насилие над гражданами и приведите конкретные примеры. В приведенном примере должно быть четко видно (и обосновано) использование прямого, структурного и культурного насилия. Обратите внимание, на то, что примеры должны быть уникальными для каждой работы. Задание сдается в письменном виде на 1-2 страницы печатного текста.
Задание № 3.
Самостоятельно проработайте источники и литературу и составьте тестовые задания, разной степени сложности (закрытые, открытие, полуоткрытые, комбинированные), посвященные, разнообразным формам политического конфликта. В конце тестов, не забудьте указать ключ (т.е. правильные ответы ко всем тестам). Каждый студент индивидуально должен представить всего 5 тестов (но разной степени сложности). Лучшие тесты разной степени сложности получат 5 баллов.