Какие характерные черты русского невербального поведения отмечают




Иностранцы?

Перечислите доминантные черты русского коммуникативного поведения.

Высокая степень общительности, эмоциональность, искренность; приоритетность неформального общения; пониженная императивность этикетных норм; низкое внимание при восприятии речи собеседника; пониженный уровень вежливости; высокая регулятивность общения; менторская доминантность; высокая бескомпромиссность; приоритетность разговора по душам; широта обсуждаемой информации; высокая степень оценочности информации; коммуникативный пессимизм; бытовая неулыбчивость; короткая дистанция общения и допустимость физического контакта; коммуникативный эгоцентризм; пониженный коммуникативный самоконтроль; устойчивое пренебрежение интересами окружающих.

Как можно проявить уважение к собеседнику невербальными средствами?

В русской коммуникативной среде сложился определенный набор правил, демонстрирующих уважение к собеседнику: подать / помочь снять женщине пальто; пропустить женщину при входе в дверь, первому зайти в лифт, идти впереди женщины по лестнице; подать руку женщине при выходе из транспорта; встать, когда встает / входит дама, уважаемый или пожилой человек; уступить место старшему; смотреть собеседнику в лицо; говорить ровным тоном, не повышая голоса; снять солнцезащитные очки при разговоре; проводить гостя до двери, до выхода.

Чем объясняются коммуникативные неудачи?

К коммуникативным неудачам нередко приводят различия в речевых стратегиях говорящего (например, в Японии будет странным вопрос в транспорте: Вы выходите? Он считается бестактным, потому что нарушает границы личности). Коммуникативные неудачи связаны с недостаточным знанием не только языка, но и обычаев другого народа (например, в Китае суп подают после еды, что означает завершение трапезы). Коммуникативные неудачи могут быть связаны с невербальными средствами общения (в январе 2005 г. в Норвегии во время инаугурации президент Джорж Буш сделал рукой жест, который у норвежцев считается приветствием дьяволу (выставленный вперед указательный палец и мизинец).

Какие черты русского духовного мира, выделенные Н.А. Бердяевым, наиболее близки Вам?

«В типической русской душе есть много простоты, прямоты и бесхитростности, ей чужда всякая аффектация, всякий взвинченный пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест. Эта душа – легко опускающаяся и грешащая, кающаяся и до болезненности сознающая все свое ничтожество перед лицом Бога. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народом… Ждет русский человек, что сам Бог организует его душу и устроит его жизнь». По мысли Н.А. Бердяева, русский человек совершенно не похож на человека западного по своей духовной сущности: «в самых высших своих проявлениях русская душа – странническая, ищущая Градат не здешнего и ждущая его сошествия с неба».

Что такое спор?

Спор – это ситуация, когда аргументированно опровергается противоположное мнение. Спор характеризуется наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте и предполагает активное отстаивание каждой из сторон собственной позиции. Спор – это способ выяснения истины, столкновение мнений и позиций, приведение аргументов в поддержку своих убеждений и критика представлений другой стороны.

 

Какие характерные признаки спора вы можете назвать?

признаки: в ответ на тезис оппонент выдвигает антитезис; обе стороны приводят доводы в поддержку своих позиций; каждый из спорящих подвергает критике позицию противной стороны.

Назовите основные правила ведения спора.

1) не следует спорить без особой необходимости, но опасно избегать споров в научных исследованиях; 2) всякий спор должен иметь собственный ясный предмет; тема спора не должна меняться; 3) спор имеет место только при наличии несовместимых взглядов на одно и то же; 4) спор предполагает для сторон единый базис, на котором он может развернуться

 

Какие особенности устной публичной речи Вы можете назвать?

· наличие «обратной связи».

· устная форма общения.

· сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь тщательно готовится.

· использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических).

Кто такой оратор?

Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола ‘говорить’. (вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.) Марк Туллий Цицерон

Какими навыками и умениями должен обладать оратор?

Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной. Оратор должен обладать определенными навыками и умениями: при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору в любом случае следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия. Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.

 

Почему каждому оратору необходимо заниматься систематическим риторическим самообразованием?

Усовершенствовать свои навыки и умения

 

Что подразумевается под владением техникой речи?

Оратору необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.

Какие принципы логико-композиционного построения ораторской речи Вы знаете?

принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать; принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.

Какой вклад в развитие отечественной риторики внес основатель Московского университета М.В. Ломоносов?

Основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов был прекрасным оратором, постоянно работал над совершенствованием своего мастерства и в 1747 году создал «Краткое руководство к красноречию», или «Риторику». Ломоносов отмечал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению ». Он мечтал научить читателей «о всякой предложенной материи красно говорить и писать ». М.В. Ломоносов задумал написать трилогию: «Риторику», «Ораторию» и «Поэзию», но написал только «Учение о красноречии вообще, поколику оно до стихов и прозы касается».

Ломоносов считал, что для приобретения красноречия требуется пять условий: природные дарования; научные знания; подражание классическим авторам; упражнения в составлении речей; знание других наук.

По мнению М.В. Ломоносова, главными достоинствами оратора являются «сòвоображение » и «остроумие ». Оратор должен учитывать свойства слушателей: возраст, пол, воспитание и образование.

Почему А.Ф. Кони сравнивал публичное выступление с музыкальным произведением?

Публичная речь обязательно должна иметь вступление – своеобразную прелюдию. Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала. Заключение является важной композиционной частью выступления. В целом, можно сказать, что композиция устного публичного выступления подобна композиции музыкального произведения, которое подчинено законам гармонии. «Кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что она закончилась».

Каким этическим нормам должен следовать оратор?

1) вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к

слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); 2) обязательность (пунктуальность, аккуратность); 3) скромность (сдержанность, нехвастливость); 4) достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).

Какие приемы управления аудиторией Вам известны?

прямое требование внимания; обращение с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; прием сопереживания, соучастия; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные источники; примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения; удачное обращение к аудитории; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза.

Прочитайте слова А.С. Пушкина: « Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?». Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?

Какие языковые процессы активизируются в СМИ?

Тенденцию к размыванию четких стилевых границ; распространение норм разговорного стиля; тиражирование ошибочного речеупотребления; снижение речевой нормы за счет употребления жаргонизмов и ненормативной лексики.

Что понимается под глобальным текстом, глобальным информационным пространством?

Развитие интернет-технологий привело к тому, что язык СМИ как средство информационно-психологического воздействия совершенствуется. Вербальный текст в Интернете приобрел «сетевое» измерение: текст разворачивается не только линейно, но и вглубь, с помощью различных ссылок. Массовая информация становится глобальным текстом, объединяющим разные языковые сообщества.

Как соотносятся стандартные и экспрессивные сегменты в медиатексте?

Конструктивным принципом организации текста в СМИ является чередование стандартных и экспрессивных сегментов текста. Под стандартом понимаются немаркированные языковые единицы, существующие в готовой форме, воспринимаемые однозначно и легко переносимые из текста в текст. Экспрессивные сегменты – это маркированные элементы медиатекста, выражающие авторское отношение к содержанию высказывания и его оценку. Язык, как и всякая динамическая система, переводит часто повторяющиеся в СМИ экспрессивные единицы в разряд стандартов, поэтому анализ медиатекстов позволяет получить оперативную информацию о состоянии языковой культуры общества.

Чем занимается медиалингвистика?

анализ медиатекстов позволяет получить оперативную информацию о состоянии языковой культуры общества. Этим занимается особая наука – медиалингвистика. Термин медиалингвистика вошел в российский научный обиход в 2000 г.

Почему в последние десятилетия лингвисты уделяют такое пристальное внимание языку СМИ?

влияние средств массовой информации на языковые процессы огромно. СМИ способны как формировать общественное сознание, так и деформировать его. С их помощью активно распространяется «словесный мусор».

Какие языковые явления Вы можете отметить в речи современных телеведущих?

1) явления лексической экономии, связанные с пропуском языковых единиц: Значит, мы можем ставить о том, что (пропуск слов); 2) тавтология и лексическая плеонастичность: современные требования дня, насколько мне полностью известно, в конечном итоге; 3) кальки: peace enforcement, appeasement – принуждение к миру; verbal intervention – словесная интервенция; 4) полукальки: топ-руководитель, телевещание, пролонгировать, трудоголик, wellness-консультант; стритрейсер-убийца; 5) транслитерация: сolumnist (колумнист) – ‘журналист, имеющий постоянную колонку в газете’; domain-site (домен-сайт); top-manager (топ- менеджер); омбудсмен – швед. ‘человек, отстаивающий чьи-то права’; 6) иноязычные вкрапления: margin-call – ‘требование выдать деньги немедленно’.

Как Вы думаете, почему в языке СМИ так много лексических отклонений, калек и некодифицированной лексики?

лексические отклонения, к которым относятся: 1) неточное употребление слова: в начале семидесятых лет; 2) лексические штампы, или стандарты, которые быстро закрепляются: устойчивые: в долгу перед кем, в этом отношении, из первых рук; ошибочные: уделить важное внимание.

В языке СМИ нередки синтаксические отклонения: 1) нарушение согласования по смыслу: Народ устал от бесконечного вранья, от того, что их обманывают; 2) нарушение управления: присуще большинству сельск им труженик ам; 3) нарушение традиционного порядка слов: Мне бы хотелось еще маленькое сделать замечание. В области фонетики наблюдается редуцирование слов: ваще, щас. Неверное словесное ударение – бич телеречи: нужно$, много хло$пот.

СМИ изобилуют примерами некодифицированной лексики: вычислять (кого), вырубить/вырубать телефон, впарить (‘навязать товар’), нефтянка (нефтяная промышленность). В медиатекстах быстро закрепляется некодифицированная фразеология: включить счетчик, выразить респект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: