ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Литература по курсу:
1. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь, 2004.
https://yadi.sk/i/vRc9u-iKl2a2sw
2. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: «Питер», 2008.
https://yadi.sk/i/7Bx4bmSjPatH9g
3. Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Основы статистики для психологов. М.: Акрополь, 2019.
https://handbook.mathpsy.com/
4. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS. Профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.
https://yadi.sk/i/F93Z2m0wAlYRWw
Контрольные точки
Контрольная точка | Тема, минимальный и максимальный балл | Что нужно сделать | Срок сдачи |
Исследовательские планы (дизайны) 15–30 баллов | Операционализировать пословицу, расписать процедуру возможного исследования в логике разных дизайнов (подробнее см. ниже) | До сессии. Выслать на почту преподавателю: balevami@gmail.com | |
Статистические анализы 15–30 баллов | Выполнение и описание результатов статистических анализов: § описательная статистика (анализ распределения) § корреляционный анализ § t-критерий Стьюдента / U-критерий Манна-Уитни § эксплораторный факторный анализ § дисперсионный анализ (однофакторый и двухфакторный). Подготовка до сессии: глубокая проработка соответствующих глав в книгах А.Д. Наследова, чтение эмпирических статей (Психологический журнал, Сибирский психологический журнал). Теоретическая готовность к проведению анализов в SPSS и их описанию. | На сессии. С использованием программы SPSS (компьютерный класс) | |
3 (ИКТ) | Итоговый онлайн-тест 20–40 баллов | Выполняется на платформе socrative. Включает 20 вопросов, охватывающих темы курса. Инструкцию для прохождения теста дает преподаватель в конце сессии. | На последнем занятии |
Контрольная точка № 1
Задание.
Отталкиваясь от общего смысла предложенных пословиц, преобразуйте их формулировки в научные (фальсифицируемые) гипотезы, соответствующие нескольким разновидностям исследовательского дизайна: дескриптивному, корреляционному, «сравнение групп», ex-post facto, экспериментальному. Для каждой гипотезы пропишите релевантные психодиагностические методы, процедуру, а также предполагаемые виды статистического анализа данных. Укажите, на какой выборке может быть проведено то или иное исследование.
Задание выполняется письменно, в таблице. При необходимости в таблицу кроме основного текста можно вставлять примечания, комментарии.
Пословицы:
1. Подальше положишь – поближе возьмешь.
2. Слуги в шелках – бояре в долгах.
3. Обещанного три года ждут.
4. Кто словом скор, тот в деле не спор.
5. Не место красит человека, а человек место.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Ворон ворону глаз не выклюет.
8. Где тонко, там и рвется.
9. Яблочко от яблони недалеко падает.
10. В сорок пять баба ягодка опять.
11. Старый друг лучше новых двух.
12. Седина в бороду – бес в ребро.
Можно взять свою пословицу. Также можно развить в логике разных дизайнов предполагаемую тему своей магистерской диссертации.
Научные исследования в практической деятельности психолога. КТ 1.
ФИО | ||
Выбранная пословица | ||
Дескриптивный | Корреляционный | Сравнение групп | Ex-post facto | Экспериментальный | |
Гипотезы | |||||
Психодиагностические методы | |||||
Процедура исследования | |||||
Предполагаемые статистические анализы | |||||
Выборка: количество, состав, другие характеристики |
Образец. Экспериментальный дизайн в образце не расписан, но его необходимо разработать самостоятельно
ФИО | Иванова Мария Петровна | |
Выбранная пословица | Один в поле не воин | |
Дескриптивный | Корреляционный | Сравнение групп | Ex-post facto | Экспериментальный | |
Гипотезы | У матерей-одиночек Пермского края наблюдается повышенный уровень личностной тревожности | У студентов очной формы обучения наблюдается положительная корреляция между общительностью и самооценкой: чем выше уровень общительности, тем выше самооценка | Школьники 10-11 классов из семей с более высоким уровнем дохода менее целеустремленные, чем школьники из семей с низким уровнем дохода | У учеников средней школы после проведения группового тренинга «любовь к себе» наблюдается более высокий уровень и самооценки уверенности в себе (проверяем эффективность тренинга) | |
Психодиагностические методы | Тест на уровень тревожности: Шкала Спилбергера-Ханина Тест на Генерализованное Тревожное Расстройство (ГТР-7) | Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалёв) Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) | Тест на целеустремленность Р. Персо Тест мотивации на достижение успеха Элерса Данные о доходах семьи (запрос результатов анкетирования родителей или анонимное анкетирование детей) | Тест уверенности в себе Рейзаса | |
Процедура исследования | Проведение онлайн-тестирования для матерей-одиночек. | Проведение опроса у студентов во время занятий. Тестирование в мини-группах | Проведение опроса у школьников во время классного часа. Групповое тестирование | Онлайн-тестирование в компьютерном классе Замер делается дважды: до и после тренинга. | |
Предполагаемые статистические анализы | Корреляционный анализ Пирсона или Спирмена (с учетом анализа распределения) | t-критерий для независимых выборок (независимых групп) или U-критерий Манна-Уитни (с учетом анализа распределения) Возможно проведение однофакторного дисперсионного анализа (при выделении низкого, среднего и высокого уровней семейного дохода) | t -критерий для зависимых выборок или Т-критерий Уилкоксона для связных выборок (с учетом анализа распределения). Возможно проведение дисперсионного ANOVA (метод повторных измерений или смешанный дизайн в случае анализа половых различий) | ||
Выборка: количество, состав, другие характеристики | Матери-одиночки старше 18 лет, проживающие в Пермском крае (такое ограничение, потому что в разных регионах могут различаться системы поддержки матерей-одиночек) | Студенты 1-4 курса очной формы обучения разных факультетов университета в количестве ~100 человек (м/ж 1:1) | Ученики 10-11 классов обычных (неспециализированных) школ, ~120 человек (м/ж 1:1) | Школьники 5-8 классов в количестве ~80 человек (соотношение м/ж – 1:1) |