ИГРЫ ДЕТЕЙ ОЛЕНЕВОДОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ




(по итогам научно-педагогических исследований в с.. Тяня,Токко Олекминского, Иенгра, Нерюнгринского, Хатастыр Алданского, Эжанцы Усть-Майского улусов PC (Я) в 2000-2001 годы

Эвенки являются одним из малочисленных народов Севера России устойчиво сохранившим свой родной язык и культуру. В Республике Саха (Якутия) численность эвенков по данным за 2005 год составляет 18232 тысяч человек. Большая часть их живет в Южной Якутии и Алданском, Нерюнгринском, Олекминском, Усть-Майском улусах. Эвенкийский народ обладает письменностью на основе русской графики и в местах компактного проживания имеются дошкольные учреждений и общеобразовательные школы, где изучают родной язык до 11 класса

Основой существования эвенков издавна являются охота, рыболовство, оленеводство,скотоводство и собирательство.

Научные педагогические исследования проводились нами в четырех улусах. Тяня, Токко Олекминского, Иенгра Нерюнгринского, Хатастыр Алданского и Эжанцы Усть-Майского улусов, где в основном живут эвенки, что дало нам возможность познакомиться с их жизнью,| бытом, обрядами, культурой, образованием, постановкой физкультурно-оздоровительной работы в современных рыночных условиях Результатом наблюдений стали следующие выводы:

Национальная идея эвенков этого региона отражена в культурнообразовательном пространстве: устном народном творчестве, в opганизации образовательного и воспитательного процессов школьных учреждений, спортивно-массовых мероприятий, праздников «Бакалдын», «Бултлон», «Нелки эмэрэн» и «Икэнипкэ».

Народные подвижные игры испокон веков являлись неотъемлемой частью художественного, физическою воспитания, толерантного отношения между национальностями, устойчивого интереса к культуре народа. А народное творчество - сказки, песни, танцы, игры, загадки любимое занятие эвенков в часы отдыха В старину наши предки, и стар И млад, любили свои национальные эвенкийские игры, в процессе которых решались задачи нравственного, умственного, эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, внимание, пространственные и временные представления. Например, при прыжке с разбега нужно рассчитать свои действия так, нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие. Во время игры дети эмоционально обогащаются, испытывая чувство радости, подьемаот красоты дружных совместных движений. Например, неширокую ка­наву можно перепрыгнуть с шеста или с разбега, а чтобы преодолеть ши­рокую канаву, надо спуститься с одной стороны и подняться с другой или обежать, можно легко пройти по жердочке, ставя ступни одна перед дру­гой. Чтобы преодолеть то же препятствие по двум жердочкам, положен­ным параллельно, придется ноги расставить шире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, выполняя приставные шаги.

Бережно храня живое наследие дедов и отцов, эвенкийский народ вносит в него новое содержание о переменах в жизни, и сейчас создает новые сказки и песни, игры и состязания.

В детских садах с.. Тяня, Токко Олекминского, Иенгра Нерюнгринского, Хатастыр Алданского и Эжанцы Усть-Майского улусов успешно применяется программа по национальной эвенкийской культуре. В раз­деле «Основные виды традиций» изучают родной фольклор с учетом воспитательной ценности народных сказок, эффективно используют­ся различные формы знакомства детей с художественной литературой эвенков. Детей знакомят с героическими сказаниями и преданиями, педагоги ведут беседы о жизни древних эвенков. Например, тема «Дю» (чум) - это знакомство с древним эвенкийским жилищем, имеются ри­сунок и макет небольшого чума. В детском саду «Сардана» селе Хатас­тыр Алданского улуса широко используются продвижные игры эвенков, такие как «Борьба оленей» (Иел орорни), «Набрось маут» (Нудакал ма-утви), «Спрячем напёрсток» (Уняптунми даякал), «Кто дальше кинет ка­мушек» (Ни гороло нудадян делоконмэ).

В общеобразовательной школе в обязательном порядке изучают культуру предков, при этом большое внимание уделяется физическому развитию школьников. Например, в программе по физическому,воспи­танию учителя широко применяют игры, связанные с бегом, прыжка-: ми, силового характера, такие как «Прыжки через нарты», «Глухариная кость» (Хорокини гирэмнэ), «Кто перетянет» (Ни энэпитмэ). А в улусах Южной Якутии проводят спортивные состязания между учащимися средних общеобразовательных школ, воспитывающими основные фи­зические качества - силу, скорость, выносливость, прыгучесть, гибкость и т.д. В спортивную программу состязаний входят: бег на охотничьих лыжах (100 м); бег по глубокому снегу (60 м); метание топора на даль­ность; стрельба из лука в шкуру оленя; метание аркана; перетягивание в «плен»; передача кожаной эвенкийской сумки; сбор бытовых прина­длежностей охотника в эвенкийскую сумку «муручун»; бег с сумкой охотника (100м); гонки на эвенкийских санках; бег с топором; бег с но­шей; разжигание костра и кипячение чая на скорость; прыжки через нарты; гонки верхом на оленях; гонки на оленьих упряжках; бег с эвенкийскими люльками и т.д.,..,,

Забота о всестороннем развитии детей-эвенков объясняется необхо димостью воспитания в них качеств настоящего хозяина тайги и тупд ры, человека, который успешно адаптировался к суровым климатическим условиям природы - морозу, жаре, ветру и т.д.

Огромное внимание уделяется трудовому воспитанию, как в школ. так и в семье. Трудовые навыки тесно связаны с охотой, рыболове!т,<iи животноводством и земледелием в экстремальных условиях, требуй щим больших физических и морально-психологических усилий.

В этнической педагогике большое место отведено детской игре, оражающей быт и культуру народа. Игра понимается как важнейший видсамостоятельной деятельности детей, способствующей их физическом) и психическому развитию. Каждая игра является синтезом произиодственных и спортивных сюжетов, представляет собой начальную трудо вую и жизненную подготовку детей к предстоящей жизни.

Эвенкийские подвижные игры и игровые атрибуты - «Арбалп («Павтурээкан»), «Самострел» («Баркээкэн»), «Делаем тупа» (Одян ту пава), «Собираем ягоды» (Тавлядярэм диктэвэ), «Охотник и волк» (Бул тамни тадук иргичи), «Охотник и куропатки» (Бултамнитадукхэлаки \), «Олень» («Оркан»), «Кукла» («Бэйкээн»), различные сумки, нарты, черканы и т.д. - свидетельствуют о том, что взрослые стремятся учитывать| стремление детей подражать занятиям взрослых и в то же время приблизить к себе.

Наши научно-педагогические исследования полностью подтверждают классическую мысль К.Д. Ушинского: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от его воспитателя воспроизведения этого идеала в отдельных личностях, Этот идеал отражает в себе характер самого народа и развивается им с его развитием».

 

На языке эвенков Хабаровского края игра — эвикан, пойдем играть — эвинагат. Игра в «оленей» — наиболее распространенная у эвенкийских детей, что легко объясняется спецификой деятельности их родителей. Оленей в этой игре обозначали самым разным подручным материалом: ветвями багульника, рогами оленя, камнями, раковинами, фигурками из бересты. Играли в «оленей» и мальчики, и девочки.

Дети эвенков, кочевавших на территории современного Верхнебуреинского района Хабаровского края, в ходе игры изображали оленей веточками багульника без листьев. Евдокия Артамоновна Диодорова вспоминала, что самыми большими ветвями они обозначали оленей — быков и грузовых оленей, веточками поменьше — маток, а самыми маленькими — оленят-тугуток. Набирали таким образом ребятишки целое стадо — как у родителей. Во время игры ветки втыкали в землю или привязывали веревками и таскали за собой — «стадо пасется». Для своих игрушечных оленей дети строили игрушечные загоны, для «людей» — чумы, которые складывали из веточек или обозначали камнями по периметру, а четырехугольный камень выполнял роль печи. Багульником в игре «олени» пользовались дети эвенков таежных районов, кочевавших вдали от крупных рек и морских побережий.

На берегах рек и морском побережье для этой игры дети использовали камни-голыши, различавшиеся по размерам. Кроме того, подбирали камни и по цвету: пятнистые, черные, серые — «разные, как олени». Людей изображали продолговатыми, удлиненными камнями — «ведь люди не круглые». Когда игрушечное стадо «кочевало», на спины грузовых оленей укладывали маленькие камушки — вьючные сумки.

В 1993 году мне довелось наблюдать игру в «оленей» среди эвенкийских детей, живших на каникулах у родственников — оленеводов на временном таборе Барбаши на берегу Охотского моря. На этот раз «оленями» были морские раковины: ездовые и грузовые — крупные черные панцири морских моллюсков, матки — черные и белые раковины поменьше, тугутки — маленькие раковины моллюсков и улиток, а также их фрагменты.

Но чаще всего эвенкийская детвора играла в «оленей», вырезанных из бересты. Если ветви багульника, камни-голыши, раковины были условными игрушками, и только с помощью детской фантазии превращались в оленей, то берестяные фигурки довольно точно изображали реальных животных. Из бересты вырезать оленя начинали с его задней ноги. По свидетельству Агнии Васильевны Соловьевой, каждый мальчик мог вырезать себе оленя, собаку, всадника... В детские годы Агнии Васильевны эвенкийские мальчишки в игре изображали оленей палками, подобными посохам отцов-оленеводов. Садясь на них верхом, они говорили: «Поехали!». Палки орнаментировали: если на коре вырезали геометрические узоры, получался «пятнистый олень», если полностью снимали кору — «белый олень» и т. д.

До сих пор у эвенкийских детей распространена традиционная игра, которую условно можно назвать «кораблики». Суть ее в том, что ребята отмечают на берегу у кромки воды населенные пункты, например, Чумикан, Алгазея, Тором и водят между ними игрушечные лодки, перевозя на них " грузы" и «людей». Мальчики делают свои лодки сами (или их более старшие друзья), довольно точно воспроизводя конструкции моторных лодок и лодок-долбленок.

Эвенкийские девочки играли в куклы. Их называли русским словом кукла или эвенкийским — хутэкэн — «ребятенок». Кукол делали девочкам сначала их мамы и бабушки, а затем и они сами.

Создавая куклу, эвенкийская девочка скручивала тугим рулончиком кусок бумаги, лоскут плотной ткани, перетягивала его нитками. Из цветного лоскутка девочка вырезала треугольник «платка» или мастерила шапку-капор для куклы, обмотав поверх ниткой. Прямоугольный кусочек ткани, которым плотно обматывалось туловище куклы, сшивался сзади и превращался в женское платье или мужскую куртку-рубаху. Глаза кукле рисовали при помощи обожженной спички, губы — соком брусники. Чтобы игрушка стояла, нижнее отверстие рулончика делали шире при помощи пальца.

Девочки мастерили кукол по количеству человек в их семье. Агния Васильевна Соловьева выполнила для Хабаровского краеведческого музея игрушечную семью — так же, как в детстве. «Это я, это эвэка — бабушка, это эхэка — дедушка, это эня — мама, это ама — папа», — комментировала Агния Васильевна каждую куклу. — Это Вера, Майя, Дуся, Капа, Надя, Вася. У моих родителей было девять детей«.

Еще эвенкийские девочки шили тряпичных кукол. Их набивали мокрым мхом, чтобы больше вошло и фигурка была тяжелее, когда высохнет. Волосы такой кукле делали из черного длинного мха с деревьев, пришивая его по пробору.

Эвенкийские мальчишки с удовольствие играли лапками гусей и рябчиков — «за жилку дергали». Девочки использовали хвост рябчика, как веер.

В последнее десятилетие эвенкийские дети стали играть со своеобразной головоломкой (или мозаикой), возникшей, видимо, под влиянием аналогичных игр промышленного производства. Для этого требуется круглый или овальный камень — голыш, который разбивают на несколько кусочков, перемешивают, а затем пытаются восстановить первоначальную форму. В целом же большинство традиционных игр эвенкийских детей копировало хозяйственную деятельность их родителей и носило обучающий характер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: