Пути преодоления соц-психологических барьеров.




Соц-психологич ба­рьер — это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психич потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнед-ти. В качестве состояния соц-психологич барьер выступает в той мере, в какой он характеризуется со стороны своей нестабильности и зависимости не столько от особеннос­тей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жиз­нед-ти. Преодоление. развитие навыков релак­сации, то есть умения и опыта снятия психич напряже­ния через физическое расслабление. Роль соц-психологического тренинга в преодолении барьеров общения. А это позволяет успешно преодолевать те психологич барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной д-ти.

34.Виды соц-психологических барьеров. внутренние барьеры личности, связанные с такими образованьями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями как ригидность, комфортность, слабоволие и т.д.; арьеры, причины которых - вне личности: непонимание со стороны другого человека, дефицит информации и т.д. В роли соц-психо­логического барьера любое психич состояние личности, не адекватное требованиям складывающейся ситуации, способ­но выступать в качестве ее личностного псих ба­рьера в той мере, в какой оно проистекает из особенностей характера данного индивида.(замкнутость, или наоборот эйфория без причины) Псих барьер невключенности или явно не­достаточной включенности в действие на почве недооценки сложности складывающейся ситуации чаще возникает у инди­вида, склонного к завышенной оценке своих сил и способнос­тей. Например, психологич барьер, контроли­рующий дистанцию общения представителей одной общности с другими, является психологическим барьером общности. барьеры д-ти. коммуникативной или познавательной, трудовой или управленческой, рекреактивной или творческой, экономической или политической, правовой или духовно-нравственной д-ти людей. Они носят безличный характер. Это объясняется, не зависящим от отдельного ин­дивида универсальным характером противоречий в псих д-ти — между ее мотивами и способами осущ, между притязаниями и реальными достижениями субъекта действия. барьеры общения. По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличных механизмов соц-псих взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особен­ностей партнеров по общению. Примером первого могут слу­жить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером же второго могут быть индивидуальные, преж­де всего характерологические, особенности личности. Интро-вертированность,

22. Соц-психологич барьеры личности. 36.Природа и ф-ции. это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психич потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнед-ти. В качестве состояния соц-псих барьер выступает в той мере, в какой он характеризуется со стороны своей нестабильности и зависимости не столько от особеннос­тей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жиз­нед-ти. Например, плохое, хотя и временное, настроение человека, вызванное определенным стечением об­стоятельств, может оказаться психологическим барьером, де­формирующим его внимание и понимание в данной конкретной ситуации его общения со своим партнером. В качестве же свойства личности соц-псих барьер представляет собой одно из стабильных проявлений, порожденных особенностями характера личности, а не той или иной преходящей ситуации. Соц-псих барьеры лич­ности — это те препятствия и осложнения, которые возникают при функционировании психики в процессе человеческой жизне­д-ти. Одной из наиболее распространенных форм соц-психбарьера является нервное напряжение, которое может оказать деформирующее, негативное влияние на все проявления психики индивида. В таком состоянии, как и при зашкаливающем возбуждении, становит­ся невозможной псих включенность в д-ть, снижается уровень результ-ти во всех сферах проявле­ния личностного потенциала человека. Парализующая психич возможнос­ти человека сила страха или неверия в себя, сила негативных эмоций и длительных отрицательных переживаний. В качестве барьера, как это видно из предложенного оп­ределения, может выступать не только общее психич со­стояние, но и свойство личности. Таковым, например, является замкнутость, повышенная герметичность личности как барьер на пути ее общения с другими людьми. В качестве псих барьера может выступать и такое св-во как излишняя застенчивость, повышенная впе­чатлительность, стыдливость. Основная функция соц-псих барьера состоит в защите личности от угрозы разруш воздействия (фрейд, отрицание, вытеснение, забывание)системы защиты от травмирующей информации и контроля за соц неодобряемыми побуж­дениями Однако, защищая от внутренних конфликтов и внешних влияний, ограничивает или даже прерывает эпизодически связь индивида с его соци­альным окружением. Иными сло­вами, барьер личности по своей природе — результат компенсации индиви­дом псих неготовности к эффективной д-ти в условиях ее экстремальности. Ф-ция консервации ре­зервов псих потенциала индивида. Опосредованность психич д-ти человека выступает в конечном итоге основным источ­ником всех психологических барьеров. Назначение опосредованности — функция усиления психич качеств, свойств, возможностей и интеллектуаль­ного потенциала человека. Любое психич состояние личности, не адекватное требованиям складывающейся ситуации, способ­но выступать в качестве ее личностного псих ба­рьера в той мере, в какой оно проистекает из особенностей характера данного индивида. Псих барьер невключенности или явно не­достаточной включенности в действие на почве недооценки сложности складывающейся ситуации чаще возникает у инди­вида, склонного к завышенной оценке своих сил и способнос­тей. Например, психологич барьер, контроли­рующий дистанцию общения представителей одной общности с другими, является психологическим барьером общности. барьеры д-ти. коммуникативной или познавательной, трудовой или управленческой, рекреактивной или творческой, экономической или политической, правовой или духовно-нравственной д-ти людей. Они носят безличный характер. Это объясняется, не зависящим от отдельного ин­дивида универсальным характером противоречий в псих д-ти — между ее мотивами и способами осущ, между притязаниями и реальными достижениями субъекта действия. барьеры общения. По своей природе эти барьеры могут быть продуктом как безличных механизмов соц-псих взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особен­ностей партнеров по общению. Примером первого могут слу­жить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером же второго могут быть индивидуальные, преж­де всего характерологические, особенности личности. Интро-вертированность, Преодоление. развитие навыков релак­сации, то есть умения и опыта снятия психич напряже­ния через физическое расслабление. Роль соц-психологического тренинга в преодолении барьеров общения. А это позволяет успешно преодолевать те психологич барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной д-ти, знание, понимание себя, другого; распознавание барьеров;создание оптимального соц-психологического климата в группе и коллективе;чувство юмора;интонирование речи, возможности невербальных проявлений;

24.23.Общение и общность Нельзя отождествлять общно­стб и общения. Категория общения служит для обозначения процесса, в то время как категория общности обозначает определенное свойство, которое может быть присуще или не присуще как про­цессу, так и любому другому элементу д-ти, из кото­рого складывается процесс. Общение включает в себя и момент общности, проявляю­щейся в уподоблении, идентификации, согласованности, взаи­мопонимании, симпатии, кооперации, координации действий и психич состояния общающихся между собой людей. И общность является предпосылкой обще­ния и продуктом его развития. Процессы общения хар-ют внутр сост-е данной общности и ее от­ношение с другими общностями. Однако характеристика общности не сводится к определе­нию степени ее внутренней и внешней коммуникабельности, но предполагает также исследование психич состояния общ­ности, соц-го настроения, а также психол ее д-ти (экономической, политической, эстетической, научной и т. д.). И процесс общения не сводится к моменту общности, уподобления, согласованности и взаимопонимания ни в смысле идентичности соц черт ус­тойчивых групп людей, ни в смысле идентичности в процессе осознания этих черт. Процесс общения предполагает и процесс обособления, внутригрупповую дифференциацию; не только общность интересов и д-ти общающихся, но и стремление к сопоставлению их различий (различных вкусов, взглядов, навыков и опыта), а также, при определенных усло­виях, не исключает их взаимную оппозицию и борьбу(явный (открытый), так и неявный (скрытый) характер, выражаясь в психич напряженности и конфликтности отношений внутри или между общностями) 1) общение фактически противопоставляется обособлению и приравнивается тем самым к уподоблению, к процессу установления общности, что, как это было показано выше, крайне обедняет само суще­ство и понятие общения. 2), обособление тем самым выносится за рамки общения, а это также неверно. Однако если в акте уподобления выражается процесс со­лидаризации, идентификации индивида с той общностью, к ко­торой он принадлежит, то в акте обособления проявляется индивидуальная неповторимость и особенность личности, за ко­торой стоит ее принадлежность ко многим другим социальным общностям, многообразие социальных отношений и социальных ролей личности. Наря­ду с обособлением как способом свертывания общения или даже ухода из общения в одной общности ради развития коммуника­тивной активности в другой, правомерно говорить и о такой форме обособления, какой является уход индивида в свой соб­ственный внутренний мир общения с самим собой. В таком слу­чае можно говорить о смене форм общения. Склонность к внутриличностному общению может при этом рассматривать­ся как ситуативная потребность личности или как стабильная черта ее характера. В последнем случае принято говорить об интровертированном типе личности в отличие от экстравертированного, т. е. направленного преимущественно на общение с другими.

25.Общение и д-ть. две альтернативных точ­ки зрения. Согласно одной из них общение есть часть д-ти или один из ее видов (А. А. Леонтьев, М. С. Каган, В. Н. Сагатовский и др.). По мнению же Б. Ф. Ломова, общение нельзя определять как вид человеческой д-ти, поскольку оно есть нечто принципиально отличное от д-ти, ибо связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом Анало­гичным образом и Л. П. Буева трактует общение как нечто принципиально иное, чем д-ть Были попытки предложить и компромиссный подход (Г. М. Андреева, М. И. Лисина), когда общение рассматривалось и как сторона совместной д-ти, и как самостоя­тельный феномен, отличный от д-ти. Вами была предложена такая точка зрения: общение не тождественно д-ти и как таковое не является его частью. Оно соотно­сится с ним как два взаимоперекрещивающихся круга С одной стороны, общение может выступать как в каче­стве условия или составляющей любой д-ти, так и в виде специфической коммуникативной д-ти.С другой — оно может и должно рассматриваться в каче­стве совершенно самостоятельного и отличного от д-ти соц-психологического явления.Самоценность общения. не преследует каких-либо иных целей кроме тех, которые связаны со взаим­ным интересом друг к другу как к личности партнеров по об­щению. В таком случае имеют место межсубъектные взаимоотношения, т. е. отношения одного субъекта к друго­му как субъекту же, а не как к объекту.

Общение и личность.

Зоны: А — Безличное функционально-ролевое общение; массовое общение Здесь очевидна специфика объема поня­тия общения, которая не входит в содержание феномена лично­сти. Она связана с такими формами общения, которые носят преимущественно безличный или надличный характер. Основной механизм, объединяющий людей в массу — псих заражение(не нуждается в персонификации, хотя и создает ощущение сопричастности и контакта у окружающих) Б — Межличностное общение. Коммун-ое состояние и коммун-ая д-ть личности (совпадение содержания общения с жиз­нед-тью личности) не массовый или групповой и в то же время безличный характер, а, наоборот, проявляется в форме межличностного, межперсонального контакта и взаимодействия. В — Психич свойства, процессы и состояния личности. очевидна та часть содержания понятия личности, которая выходит за рамки общения (если это не непосредственно коммуникативные по характеру виды д-ти), психич состояния, сознания и переживания своей сопричастнос­ти с той или иной общностью. Общение следует рассматривать как фактор жизнед-ти лично­сти и, наоборот, личность, в качестве фактора общения. Общение является глубо­чайшей потребностью личности, => условием и средством ее удовл-ия. Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо личностные потребности человека, которые связаны с его стрем­лением к самореализации, самовыражению и самоутверждению. Степень значимости зависит от уровня интро- или экстр-сти индивида. В режиме внутрилич общения эта значимость вполне очевид­на. Здесь продуктивность внутриличностного диалога целиком определяется богатством духовно-психич потен­циала личности. Фактор личностной значимости способен оказывать большое влияние не только на сферу межличностного, но и группового микрообщения. В ситуации группового контакта роль личности обнару­ж в д-ти лидера, который в силу своего авто­ритета способен оказывать решающее влияние на характер, стиль, а нередко и смысл склад-ся отношений. Значение личностного потенциала, его влияние на общение ве­лико и способно возрастать вместе с численностью лиц, уча­ствующих в акте взаимодействия.

23.Общение и взаимопонимание как проблема. Л. С. Выготским хар-ет общение как "процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и пережи­ваний, требующий известной системы средств".Речь- Важн средство установления взаимопонимания между людьми, позволяет осуществлять обмен мыслями для взаимопонимания. Экспрессивной ф-ция речи- служит сред­ством усиления, дополнения или корректировки вербального сообщения. Тон, тембр, ритм, интонация речи нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются. Воздейственная, или побудительная, функция речи - доп средство усиления взаимоп.между общающимися людьми или достиже­ния его там, где оно пока отсутствует. Понятие взаимопонимания. 1)Взаимоп- совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентации, понимание индивидуальных особен­ностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, 2) Это принятие испол­няемых по отношению друг к другу ролей, 3) Это как взаимное принятие самооценки своих возможностей и спо­собностей. Усло вием взаимоп, явл не только понимание другого человека, но и понимание его от­ношения к себе или к другим людям, понимание самих отношений, складывающихся и развивающихся между общающимися людьми. Усл взаимоп. принятие способов понимания партнерами друг дру­га, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Первое впечатление о другом лице далеко не всегда гарантирует надежный результат. Часто наоборот, результат первого впечатления может полностью разойтись с последующим представлением о человеке. Т.к.восприятие чела челом строится на фиксир чисто внешних хар-к воспри­нимаемого (его лицо, одежда, манера вести себя и т. д.), вместе с тем оно выходит за рамки оценки только внешнего облика человека. Свое вос­приятие и понимание др чел, как правило, строит на базе своего собств жиз опыта, в основе которо­го лежит механизм идентификации, уподобле­ния людей др др. Чел испытывает симпатии к др, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека. Взаимоп при этом рассм как сост внутр согласия, путем установ­ления общей картины мира у тех, кто объединен в совместные действия и путем взаимного принятия ролей. Полное же уподобление одной неповторимой индивиду­альности другой невозможно. Идентификация осущ, как прави­ло, на уровне обыденного сознания и должна неизбежно обле­каться в форму стереотипа или определенным образом шаблонного представления о другом лице, т к жиз опыт ограничен Известный стереотип восприятия выполняет функцию спо­соба защиты психики человека от перегрузки инфой, впе­чатлениями в процессе общения. три уровня взаимопони­мания в зависимости от того: 1) совпадает ли только система соц и индивид-х значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпа­дений в уровне взаимооценки личностных качеств — с другой; 2) когда совпадает не только система значений (соц и индивид), но и уровень взаимной оценки лич­ностных качеств; это тот случай, когда наблюдается взаимная удовл-ть людей их эмоц отношением друг к другу, когда они "уважают друг друга", что исключает не­обходимость прибегать к суррогатным средствам достижения согласия и взаимопонимания; 3) когда имеет место высокая степень взаимного доверия и открытости общающихся; это предполагает, в свою очередь, отсутствие каких-либо тайн друг от друга, которые бы суще­ственно затрагивали интересы партнеров.

28.Понятие общения. Общение - многогранный процесс взаимодей и взаимовли людей др на др. Это не только акт осознанного, рационально оформленного речевого об­мена инфой, но и Это непосредств эмоц контакт между людьми. => Трудно согласиться с теми авторами, которые рассматривают общение как субъект-субъектное взаимодействие людей, каждый участник которого не только сознает свое мес­то и роль в этом процессе, но и встречается здесь с соответ­ствующей формой поведения другого Нацеленность этически норматив­ной формулировки понятия общения против вариантов манипуляторского контакта, когда один из партнеров является для другого лишь объектом удовлетворения тех или иных ситуа­тивных потребностей, а не индивидуальностью, заслуживаю­щей достойного внимания и более глубокого отношения. Подход к общению как "процесс прояв­ления личностного отношения". Это отношение людей др к др, их взаимодействие, обмен инфой между ними, их духовное взаимопроникновение. Одной из форм чел общения, получающей широкое распространение под влиянием научно-технической революции, является многока­нальная и многократно опосредованная духовная коммуникация. Б. Ф. Ломов отмечал: "По нашему мнению, противопоставление соц-го и интеринди­видуального неправомерно, отношение между ними — это отно­шение явления и сущности, единичного и общего. Соц сущность общения как всеобщей формы взаимосвязей между людь­ми проявляется в отдельных единич­ных межличностных взаимодействиях. Она рассматривает общение на уровне индивидуального бытия человека" Общение, включая в себя межиндивидуальное, межличнос­тное

30.Общение как коммуникация: тенденции и возможности. Трактовка комуникации как процесса пе­редачи и обмена инфой. При этом информационный подход к пониманию коммуникации был склонен к отождествлению ее не только с процессом обмена инфой, но и феноменом общения в целом. М. С. Каган вполне обоснованно заявил что общение не может быть приравнено ни к пере­даче сообщений, ни даже к обмену сообщениями (или инфой), как оно трактовалось тогда в нашей философской и психологической литературе. "Общение — это процесс выра­ботки новой информации, общей для общающихся людей и рож­дающей их общность (или повышающей степень этой общности)" В вашем понимании общения было заложено представление о его вы­сокой степени многогранности, предполагающей рассмотрение этого процесса не только как обмена инфой, но и взаи­модействия и взаимовлияния."Подлин­ным" общением как раз и является именно такое, которое духовно обогащает и сближает людей в отличие от неподлинного, носящего сугубо утилитарно-заземленный характер. Не только общение в целом не исчерпывается коммуни­кацией, но и она, в свою очередь, не может быть сведена толь­ко к информационному процессу. М. С. Каганом дополнительных критериев: 1) выработки новой информации; 2) рождения общности. Получение новой информации может оказаться результа­том чисто машинной (компьютерной) обработки каких-то исход­ных данных и, следовательно, не иметь к живому человеческому общению вообще никакого отношения. Но и энергичный обмен инфой, рождающий в процессе взаимодействия между людьми но­вую инфу, далеко не всегда может квалифицироваться в качестве высшего уровня межличностного общения, если он никак не затрагивает интимных, глубоко внутренних сторон их душевной индивидуальности. И рождение новой общности не выводит нас за рамки обмена инфой. Эта общность может носить временный и весьма односторонний характер и вместе с тем возникнуть в результате трезвого учета взаимных интересов на основе имеющейся информации у взаимодействующих партнеров. В качестве коммуникативного процесса общение может рассматриваться в той мере, в какой оно характеризует психо­логический контакт, связь, сообщение взаимодействующих индивидов. Для одних контакт может означать понимание смысла пе­редаваемой друг другу деловой информации. Для других же это прежде всего способность почувствовать и понять скры­тый от поверхностного восприятия духовный настрой и психи­ческое состояние человека. Конечно, в рамках любой разновидности общения между людьми происходит обмен инфой, понимаемой в предель­но широком смысле. В последнем значении в человеке инфор­мативно все — от содержания речи до позы, жестов, мимики его лица и звучания голоса. Но инфой для другого это становиться только тогда, когда он психологически готов к ее восприятию и адекватной интерпретации. Коммуникации как глубинной психологич связи субъектов общения. Она со­стоит в передаче элементов уникальности в психическом со­стоянии и структуре личностного потенциала общающихся.(переживания, чувства, мысли) Основным механизмом энерго-информационного или эмо­ционально-энергетического обмена в процессе коммуникации партнеров по общению является психич заражение.(дерижер, эмоц экспрессия) Высшим и наиболее трудно до­стижимым уровнем психологич коммуникации в процессе межличностного общения является эффект душевного взаимо­проникновения. Коммуникация может рас­сматриваться в качестве такого межличностного общения, ко­торое позволяет достигать наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания меж­ду партнерами. Этим же рубежом душевного взаимопроникно­вения в процессе межличностного общения может быть обозначен тот этический, равно как и духовно-нравственный идеал, к которому люди могут стремиться как к высшей и впол­не самодостаточной ценности их коммуникативного поведения.

31. Средства общения. с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Особое место в системе средств человеческого общения принадлежит речи, поскольку последняя является не только специфически человеческим, но и вместе с тем самым сильным раздражителем. Речь явля­ется "суперраздражителем", отличающимся от других раздражителей не только количественно, не только силой свое­го воздействия на нервную систему. Конечно, эффективность речевого воздействия в значи­тельной степени определяется его содержательностью и богат­ством языковых средств, культурой и выразительностью речи. Весьма значимы и мно­гообразны наряду с вербальными (речевыми) и невербальные средства общения, мимика и пантомимика, поза, жесты, движе­ния, походка, манера держаться, вплоть до той дистанции, на которой находятся друг от друга общающиеся индивиды.Особенно мимика богата. Язык телодвижений в работах известного австралийс­кого исследователя Аллана Пиза. В структуре общения как информационного про­цесса видное и все возрастающее по своему удельному весу место занимают массовые коммуникации и их специфические средства.(газеты и журналы, радио, кино, телевидение) — явились логическим следствием развития человечес­кого стремления усилить свои естественные вербальные (уст­ное общение и письмо) и невербальные (мимика и пантомима) средства сообщения и общения при помощи новейших техни­ческих достижений и усовершенствований.

33.Структура общения. совокупность основных элемен­тов, из которых складывается этот процесс..— субъекты общения; — средства общения; — потребности, мотивация и цели общения; — способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения; — результаты общения. В одних случаях общение рассматривают как комму­никативный процесс, характеризующийся обменом информации между общающимися индивидами (в центре внимания процессы вербальной или невербальной коммуникации, механизмы лингвистической связи, процессы вос­приятия и понимания людей). В других случаях внимание исследователей сосредоточи­вается не на психическом контакте между общающимися, а на способах и механизмах их совместного поведения в процессе взаимодействия. Для обще надо наличие индивидов, которые оказываются в состоянии нала­дить между собой какой-то контакт. Между тем субъект- объектная характеристика ролевого статуса индивида в общении призвана фиксировать не его лич­ностные качества лишь различие срезов в общении с точ­ки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. И тогда один и тот же участник коммуникативного акта может рассматриваться либо как субъект (когда исследуются его мотивы, цели, впечатления по отношению к другому), либо как объект (когда изучается аналогичное отношение другого к нему. Активный участник или субъект общения может относиться к другому участнику как к субъекту же (и тогда он интересен прежде всего в качестве равноправного партнера, личности и индивидуальности) или только как к объекту или средству удовлетворения своих потребностей и интересов(функционально-ролевое, которое не опосредовано личностно). Итак, объектом общения для субъекта может быть дру­гой реальный или воображаемый человек, природа, животный мир и предметно-вещная среда, т. е. все многообразие окружа­ющего человека мира. Средства общения с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Особое место в системе средств человеческого общения принадлежит речи, поскольку последняя является не только специфически человеческим, но и вместе с тем самым сильным раздражителем. Речь явля­ется "суперраздражителем", отличающимся от других раздражителей не только количественно, не только силой свое­го воздействия на нервную систему. Эффективность речевого воздействия в значи­тельной степени определяется его содержательностью и богат­ством языковых средств, культурой и выразительностью речи. Весьма значимы и мно­гообразны наряду с вербальными (речевыми) и невербальные средства общения, мимика и пантомимика, поза, жесты, движе­ния, походка, манера держаться, вплоть до той дистанции, на которой находятся друг от друга общающиеся индивиды.Особенно мимика богата. Язык телодвижений в работах известного австралийс­кого исследователя Аллана Пиза. В структуре общения как информационного про­цесса видное и все возрастающее по своему удельному весу место занимают массовые коммуникации и их специфические средства.(газеты и журналы, радио, кино, телевидение) — явились логическим следствием развития человечес­кого стремления усилить свои естественные вербальные (уст­ное общение и письмо) и невербальные (мимика и пантомима) средства сообщения и общения при помощи новейших техни­ческих достижений и усовершенствований. Типы и виды общения — делового и игрового; — безлично-ролевого и межличностного; — традиционного и инновационного. 1)В деловом общении заранее задано почти все — от сцена­рия отношений между индивидами, сути выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отно­шений до достаточно высокой степени определенности ожида­емых результатов. В игровом же общении нет такой жесткости в регламен­тации отношений, складывающихся в ходе взаимод субъектов. (многознач­ность ролевых отношений) 2) специфика псих функционально-ролевого и межличностного типов общения связана с их различием по характеру направленности внимания субъектов данного процесса. В эпицентре внимания субъектов функционально-ролевого общ находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, адекватность реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. Альтернативность межличностных отношений функцио­нально-ролевым состоит в том, что здесь в центре внимания оказывается как раз прежде всего личность 3)Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано(более высокой степенью). Естественной типологической альтернативой традицион­ному общению является общение инновационное. В этом жан­ре общения предусмотрено достижение наивысших ступеней внутреннего, психологического раскрепощения мысли и вооб­ражения его участников. Если цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта комму­никативного поведения, то цель инновационного общения разрушение любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют дости­жению нового знания. Виды общения. Так, псих политического общения характеризуется ис­ключительным многообразием форм и масштабов, динамично­стью, остротой, сп-тью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов. В отличие от него религиозное общение протекает, как правило, в рамках давно сложившихся традиционных риту­алов и канонов. Научное общение, где должен доминировать дух разума, и веч­ного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности — аргументы и доказатель­ства, а не вера, как в религиозном общении. В экономическом общении доминирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

35.Значение и ф-ции общения. Основная за­кономерность, определяющая природу и место индивида в об­ществе, в том, что он явл продуктом человеческих форм д-ти, прежде всего труда и соц-го общения. Общение является решающей предпосылкой возникнове­ния и развития специфически чел-их форм и средств психич д-ти — сознания и языка. Продуктом общения наряду с сознанием является и язык человека, который возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене инфой с целью согласования своих уси­лий и наиболее эффективного взаимод-я. Значение общения в соц психол - условие становления человечества, условие социализации и формирования каж­дого человека, его существования и его органической потреб­ностью. Потребность в общении - самая ранняя специфически человеческая потребность, наблюдающихся в равной мере как в фило-, так и в онтогенетич развитии человека. Обнаруживается уже в раннем детстве. Общение — важнейшая предпосылка и условие существования(ндивид и гр) но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, на­ций и государств. Секрет огромной зна­чимости человеческого общения как фактора существования и нормального развития общества объясняется прежде всего ф-цией информативности, которая присуща процессу взаимодей­ствия людей. Большая значимость знания по­ведения людей в процессе общения как отдельных индивидов, так и больших групп, способствует развитию специфически соц потребности в информации о скрытых от поверх­ностного взгляда мотивах и побуждениях человеч пове­дения, о состоянии взаимоотнош между людьми в той или иной сфере соц практики на сегодня и на ближайшее будущее. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно как средство манипуляции сознанием и действиями людей, как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

З7.Взаимопонимание как проблема супружеского общения. несколько уровней и пластов. Первый уровень - интимные отношения. Он включает область сексуальных отношений. Ведь дисгармония в других сферах супружеских отношений сразу же сказывается на сексуальной стороне брака. Сексуальная гармония - немаловажный фактор семейного благополучия. Второй уровень - характерологический.К нему относятся привычки и характеры супругов. Следование привычкам и проявление характера иногда с трудом поддаются самоконтролю, но именно они создают фон отношений. Если привычки одного не устраивают другого, то постепенно накапливается раздражение, на которое могут в дальнейшем наложиться какие-то недостатки в характере супруга, его несоответствие темпераменту другого. Третий уровень - область ролевого поведения. Семейная роль - это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов. Представление о семейных ролях у каждого из нас формируется постепенно под влиянием родителей и знакомых, эталонов поведения, существующих в различных социальных группах, с помощью средств массовой информации. Несовпадение взаимных ожиданий супругов - наиболее распространенная причина конфликтов, неудовлетворенности друг другом. Четвертый уровень - личностный. К нему относится область духовных отношений супругов. Именно на этом уровне встает проблема общности мировоззрения, систем ценностей, вкусов, которая не означает их полного совпадения. Нужно видеть в другом не собственное отражение, а единомышленника со своей собственной позицией. Различие точек зрения обеспечивает интерес друг к другу. При этом длительные супружеские отношения, как правило, приводят к сближению взглядов и убеждений, этим и отличается удачный союз. Если супружеская пара достигла гармонии только в одной из перечисленных сфер, она находится в "зоне риска". Если благополучие наблюдается в двух сферах, то семья пребывает в состоянии неустойчивого равновесия. Гармония в трех, а тем более в четырех областях - залог счастливого брака.

44.Соц-психологич механизмы общения. Диалог – инструмент общения. те соц-психологич явления и про­цессы, возникающие в результате взаимовлияния людей др на др, кот оказывают самое непосредств воздей­ствие на уровень их коммуник-ой активности, глубину и полноту их психологического контакта и взаимоп, на характер и эффективность их коммуник-ого поведения. Механизмы общения реализуют прежде всего силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

39. Понятие и ф-ции моды. Мода — это специфич и динамич форма стандартиз-ого массового поведения, возникающая стихийно под влиянием доминир. в обще­стве настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений, Это соц-псих механизм человеч общения, придающий ему высокую подвижность, заряд разнообразия и перемен. Она связана как с переменами условий человеч жизнед-ти, особенно ростом предметно-производительной активности людей, так и с ростом их внутренних, соц-псих потребностей. Сп-ть к измене­ниям, динамизм, постоянное стремление к новизне и мимолет­ность. С ускорением изменений в соц-экономич ус­ловиях жизни, под влиянием соц-го и НТП происходит ускорение темпов изменения в самой моде. По Зомбарту, мода в б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: