Методические указания по выполнению контрольной работы
По дисциплине «Экономика туризма»
Изучение курса «Экономика туризма» предполагает разработку и защиту контрольной работы на тему по выбору студента.
Подготовка и защита выбранной темы включает в себя:
1. Выбор темы исследования, осуществляемый на основании научных интересов студента.
2. Изучение специальной литературы по направлению исследования проблемы.
3. Написание и защиту реферата по выбранной теме, включающего рассмотрение теоретических положений темы и их практического претворения.
Контрольная работа – как форма самостоятельной работы студентов
Одним из эффективных средств приобретения более глубоких знаний студентами является выполнение контрольных работ в рамках самостоятельной работы.
Контрольная работа представляет собой краткое изложение проблем или идей, содержащихся в одном, а чаще в нескольких источниках. Обычно контрольную работу готовят в письменной форме с тем, чтобы сообщить его содержание аудитории.
При выполнении контрольной работы, студенты осваивают методы анализа, обобщения идей, учатся рациональным приемам работы с письменными источниками. Процесс написания контрольной работы представляет собой ряд последовательных этапов:
Выбор и определение темы. В данном случае студентам предоставлен перечень возможных тем. Выбор конкретной темы студентом должен согласовываться с преподавателем.
Подбор литературы. Основные источники, как правило, отражены в библиографических списках к темам лекций и семинарских занятий. В процессе знакомства с библиотечными каталогами объем литературы может быть значительно расширен.
Составление плана работы. Первоначально это может быть план--схема, отражающий взаимосвязь основных положений, которые образуют фундамент избранных источников. В дальнейшей работе план будет корректироваться и дополняться, поскольку тщательное изучение литературы неизбежно выявит новые логические отношения.
Определение структуры и содержания контрольной работы. Кроме плана, тексту работы необходимо предпослать введение, где обосновывается выбор темы. При выполнении основной части требуется умение делать выписки, конспектировать источники, формулировать тезисы, т. е. предполагается овладение эффективными приемами обработки текстовой информации. Контрольная работа завершается заключением, в котором кратко формулируются полученные выводы. К работе также необходимо приложить список использованной литературы.
Список источников и литературы, является важной частью контрольной работы, отражающий самостоятельность и творческий подход студента. Список должен включать цитируемые в данной работе, просмотренные источники, архивный материал, имеющий отношение к теме. В список не включают те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы и которые фактически не использованы. Список литературы включает источники, которые распределяются в алфавитном порядке на группы:
1) законодательные и нормативные акты;
2) учебная и научная литература, периодические издания;
3) иностранная литература (если использовалась);
4) интернет – источники.
На материалы, заимствованные из литературных и других источников, в тексте должны быть постраничные ссылки с указанием страниц источника и всех библиографических данных издания в соответствии с современным библиографическим ГОСТ 7.1 - 2003; ГОСТ 7.0.5 – 2008.
В контрольной работе рекомендуется использовать не менее пяти источников. Литература, используемая при выполнении контрольной работы должна быть за последние 3-5 лет.
Пример оформления использованных источников:
1.Гусаров, Ю. В. Менеджмент рекламы: учеб. / Ю. В. Гусаров. – 2-е изд. - Москва: Экономика, 2018. – 426 с.
2. Болт, Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Ф. А. Крутиков. – Москва: Экономика, 2018.– 271 с.
Требования к оформлению текста
Контрольную работу следует оформлять только на одной стороне белой бумаге формата А4 (21см х 29,7 см)
- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм,
правое – 20 мм, нижнее – 20 мм;
- ориентация: книжная;
- шрифт: Times New Roman;
- кегель: 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в таблицах, 10 пт. в сносках;
- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
- расстановка переносов – автоматическая;
- форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»;
- цвет шрифта – черный;
- абзацный отступ – 1,5 см;
- при маркировании списка используется только тире, а не другие из библиотеки маркеров;
Каждая новая глава, а также Введение, Заключение, Список используемых источников и Приложения начинаются с новой страницы, параграфы не начинают с новой страницы, они идут сплошным текстом внутри главы.
Требования к нумерации страниц:
- страницы контрольной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
- начинать нумерацию последовательно, начиная с 3-й страницы (введение);
- титульный лист включают в общую нумерацию страниц контрольной работы, но номер страницы на титульном листе не проставляют;
- далее последовательная нумерация всех листов, включая главы, заключение, список используемых источников и приложения (если они имеются в работе);
- нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста;
- номер страницы ставится в нижней части листа, в центре, без каких либо знаков препинания.
Требования к заголовкам (названия глав и параграфов):
- заголовки структурных элементов контрольной работы следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами (не подчеркивая). Заголовки параграфов следует начинать с отступа («красной строки») с прописной буквы (последующие буквы - строчные) и печатать не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Приложения оформляются отдельными страницами. Объем работы не является жестко фиксированной величиной, рекомендуется 12-15 страниц печатного текста. Контрольная работа должен быть оформлен в соответствии с требованиями предъявляемых стандартов.
ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО КУРСУ ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
1.Сущность и содержание туризма.
2.Понятие и содержание категорий "туристский продукт", "туристская
услуга".
3.Содержание экономического значения туризма.
4.Система показателей туризма и их характеристика.
5.Понятие экономической среды и условий функционирования туризма.
6.Туристская политика и ее сущность.
7.Основные задачи и направления развития туризма.
8.Туристское предприятие как субъект хозяйствования.
9.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий.
10.Хозяйственный расчет как метод хозяйствования туристского предприятия.
11.Сущность, состав и виды основных фондов туристского предприятия.
12.Износ и амортизация основных фондов. Лизинг.
13.Показатели оценки и эффективности использования основных средств.
14.Оборотные средства туристского предприятия: сущность, структура.
15.Источники формирования оборотных средств туристского предприятия.
16.Управление оборотными средствами туристского предприятия.
17.Сущность и особенности труда в туризме.
18.Характеристика трудовых ресурсов туристского предприятия и их
состав.
19.Заработная плата и ее сущность.
20.Направления регулирования заработной платы.
21.Организация оплаты труда на туристском предприятии.
22.Тарифная система и ее характеристика.
23.Формы и система оплаты труда на туристских предприятиях.
24.Состав фонда заработной платы на туристском предприятии.
25.Нематериальные активы, источники приобретения, амортизация.
26.Сущность издержек производства в туризме.
27.Классификация затрат по элементам и их характеристика.
28.Управление издержками производства.
29.Ценообразование и его сущность. Функции цены.
30.Принципы ценообразования.
31.Характеристика цен по видам.
32.Ценовая политика предприятия и ее роль в управлении предприятием.
33.Порядок ценообразования в туризме.
34.Методика расчета цены туристского продукта.
35.Налоги и налогообложение. Характеристика налогов, включаемых в
цену туристского продукта.
36.Финансы как объект управления.
37.Методы управления финансами: сущность, понятие.
38.Источники формирования финансовых ресурсов. Сущность эффекта
финансового рычага.
39.Инвестиции: понятие, сущность, виды, методы расчета.
40.Доход: сущность, источники формирования на туристском предприятии.
41.Характеристика показателя "выручка от реализации".
42.Экономическая сущность прибыли. Порядок и направления ее использования в туристском предприятии.
43.Рентабельность туристского предприятия, методы ее измерения.
44.Роль и значение финансовой службы туристского предприятия.
45.Сущность экономического анализа, его значение и роль в управлении
туристским предприятием.
46.Баланс как объект анализа. Содержание баланса и взаимосвязь его
статей.
47.Анализ финансового состояния туристского предприятия. Характеристика показателей его финансовой устойчивости.
48.Понятие платежеспособности и ликвидности, показатели их оценки и
методы определения.
49.Сущность понятий "порог рентабельности" и "запас финансовой прочности".
50.Планирование: сущность, виды, принципы.
51.Методы планирования и их характеристика.
52.Финансовое планирование. Характеристика баланса доходов и расходов.
53.Бизнес-план: сущность, значение, виды.
54.Модель построения бизнес-плана туристского предприятия.
55.Налоговая система и ее элементы. Принципы налогообложения и
функции налогов. Особенности налогообложения в туризме.
56.Налоги и налогообложение в туризме. Методика анализа влияния
налогового бремени на деятельность туристского предприятия. Налоговые
щиты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бухгалтерский и налоговый учет. Финансовый анализ и контроль: Учебное пособие /Под ред. О.А.Левковича. – Минск: Элаида, 2016.
2. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности сферы сервиса. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2016.
3. Горбылева З.М. Экономика туризма: Учеб. Пособие. – Минск: БГЭУ, 2015.
4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: ЮРАЙТ, 2018.
5. Забродская Н.Г. Бизнес-планирование: теория и практика. – М.: ЮРАЙТ, 2017.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2015.
7. Менеджмент туризма. Экономика туризма. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2016.
8. Планирование на предприятии туризма: Учебник /Под ред. Е.И. Богданова. – СПб.: Изд. Дом Бизнес-пресс, 2017.
9. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: ЮРАЙТ, 2018.
10. Соболева Е.Л. Статистика туризма. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015.
11. Яковлев Г.Л. Экономика и статистика туризма: Учеб. Пособие. – М.: ЮРАЙТ, 2017.