ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ
Класс
СИСТЕМА УРОКОВ ПО УЧЕБНИКАМ. Л. А. ЕФРОСИНИНОЙ
Издательство «Учитель»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1 класс
Система уроков по учебникам JI. А. Ефросининой
Авторы-составители С. В. Николаева, И. Г. Смирнова
Волгоград
УДК 372.016:82*01 ББК 74.268.3 J164
Авторы-составители С. В. Николаева, И. Г. Смирнова
Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учеб- J164 никам JI. А. Ефросининой / авт.-сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 367 с.
ISBN 978-5-7057-2982-1
Предлагаемое пособие представляет подробные поурочные разработки по курсу «Литературное чтение» для 1 класса, составленные в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирование на работу по учебникам и рабочим тетрадям Л. А. Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс» (М.: Вентана-Граф, 2012). В разработках уроков четко прослеживается ведущая идея - углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению.
Конспекты содержат дополнительные и занимательные материалы, направленные на решение образовательных задач обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивости мотивации и познавательных способностей обучающихся; запланированы педагогические средства, которые направлены на формирование универсальных учебных действий, результаты освоения образовательной программы: личностные, метапредметные, предметные.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений.
УДК 372.016:82*01 ББК 74.268.3
Пособия издательства «Учитель» допуирны к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ N° 16от 16.01.2012 г.
ISBN 978-5-7057-2982-1 © Николаева С. В, Смирнова И. Г.,
авторы-составители, 2010 © Издательство «Учитель», 2010 © Оформление. Издательство «Учитель», 2011 Последнее издание, 2013
ВВЕДЕНИЕ
В 1—4 классах литературное чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - как средство развития личности младшего школьника.
Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по курсу «Литературное чтение» для первого класса начальной школы. Разработано пособие в соответствии с программой «Литературное чтение в четырёхлетней начальной школе» (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова), в соответствии с основными положениями ФГОО НОО.
Учебно-методический комплект по литературному чтению для 1 класса включает:
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. -М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.
В пособии учитель может найти все, что необходимо для подготовки к занятиям: подробные разработки уроков, загадки, кроссворды, творческие задания, игровые моменты, справочные материалы. Здесь собраны материалы о жизни и творчестве писателей, задания для закрепления и проверки знаний, приведены различные формы самостоятельной работы (в группах, парах). Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, фантазии и воображения учащихся.
При создании пособия активно использовались методические рекомендации автора учебника JI. А. Ефросининой. Детальное рассмотрение тем поможет учителю проводить увлекательные и способствующие гармоничному развитию уроки.
Обновлённый УМК обладает высоким образовательно-воспитательным и развивающим потенциалом и позволяет надёжно получать весьма высокие результаты при условии методически грамотного и творческого применения.
Первая часть пособия - уроки слушания. Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой.
Уроки слушания проводятся один раз в неделю (33 часа). Главной их задачей является обучение искусству слушать - сказку, рассказ, стихотворение. Умение слушать художественное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть и т. д.
Вторая часть пособия - уроки литературного чтения.
Начинать работу по учебнику «Литературное чтение» следует после изучения второй части букваря. Данное тематическое планирование ориентировано на 21 час (IV четверть). Здесь представлена работа по всем произведениям, рекомендуемым к изучению. Не старайтесь проработать весь предлагаемый материал. Исходите из уровня готовности класса и отдельных учащихся. Обязательно учитывайте индивидуальные способности и возможности первоклассников.
ЛИТЕРАТУРНОЕ СЛУШАНИЕ
|
Окончание табл.
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (IV четверть, 21 ч)
Программная тема | № урока | Тема, учебный материал |
Читаем сказки, загадки, скороговорки (3 ч) | Литературные (авторские) сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок) | |
Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | ||
Литературная (авторская) сказка. В. Бианки «Лис и Мышонок». «Проверь себя». «Книжная полка» | ||
Учимся уму-разуму (3 ч) | Рассказы для детей. К. Ушинский «Играющие собаки». В. Осеева «Кто наказал его?». И. Северянин «Её питомцы». Дополнительное чтение. Л. Толстой «Косточка» | |
Рассказы о детях. В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища». Дополнительное чтение. В. Осеева «Печенье» | ||
Стихотворения для детей. А. Барто «Я - лишний». Я. Аким «Мама» | ||
Читаем о родной природе (3 ч) | Произведения о родной природе (рассказы, стихотворения). Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь». Дополнительное чтение. Э. Мошковская «Лед тронулся» | |
Произведения о родной природе. И. Соколов- Микитов «Русский лес» (отрывок). Дополнительное чтение. Русская народная песня «Березонька» | ||
Произведения о родной природе. С. Маршак «Апрель». Дополнительное чтение. М. Пришвин «Лесная капель» | ||
О наших друзьях - животных (3 ч) | Произведения о животных. С. Михалков «Аисты и лягушки», Е. Чарушин «Томкины сны», И. Жуков «Нападение на зоопарк» |
Произведения о животных. М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик». Дополнительное чтение. М. Пришвин «Норка и Жулька» | ||
Произведения фольклора, рассказы о животных. Русская народная песня «Котик». Сказка Э. Шима «Глухарь». «Проверь себя». Контрольная работа. Дополнительное чтение. Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» | ||
Учимся уму-разуму (2 ч) | Литературные (авторские) сказки для детей. М. Пляцковский «Добрая лошадь» | |
Рассказы о детях. В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». И. Бутмин «Клоун», Е. Пермяк «Бумажный змей». В. Берестов «Серёжа и гвозди». «Проверь себя». Библиотечный урок. Книги о детях и для детей. «Книжная полка». Дополнительное чтение. Е. Пермяк «Самое страшное», С. Востоков «Кто кого» | ||
Читаем сказки, пословицы, считалки (2 ч) | Произведения современных писателей. М. Пляцковский «Урок дружбы». А. Усачёв «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке» (считалка). Дополнительное чтение. Сказки о животных. В. Орлов «Как малышу нашли маму» | |
Сказки о детях. С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». Дополнительное чтение. Сказки зарубежных писателей. Д. Биссет «Дракон Комодо». «Проверь себя» | ||
О наших друзьях - животных (2 ч) | Произведения о животных (стихотворения, рассказы). А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне» | |
Произведения о больших и маленьких. Е. Чарушин «Томка и корова». В. Берестов «Выводок». «Проверь себя». Библиотечный урок. Книги о животных. «Книжная полка». Дополнительное чтение. Книга Е. И. Чарушина «Большие и маленькие» |
Окончание табл.
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ СЛУШАНИЕ
Урок 1 СТИХИ О РОДИНЕ.
С. ДРОЖЖИН «ПРИВЕТ» Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с хрестоматией и рабочей тетрадью, для формирования умений: слушать стихотворения (С. Дрожжин «Привет»), пользоваться условными обозначениями - «заместитель» жанра, тема (А - стихотворение, тема о Родине - красный цвет), отвечать на вопросы по содержанию, называть фамилию автора и заголовок произведения, выделять главную мысль, слова и предложения, говорящие об отношении автора к Родине, высказывать свое отношение к Родине; воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории. Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость слушания литературных произведений; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимают красоту природы России и родного края на основе слушания произведений о Родине;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют приёмами понимания прослушанного произведения; коммуникативные - описывают объект: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять недостающими данными готовую модель.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Знакомство с хрестоматией.
Личностные УУД: смыслообразование - мотивация учебной деятельности.
Дети, в школу собирайтесь, Петушок пропел давно! Попроворней одевайтесь, - Смотрит солнышко в окно!
А. Шибаев
- Сегодня у нас первый в этом году урок литературного слушания. Как вы думаете, что вы будете делать на этом уроке? (Предположения детей.)
- Каждый урок литературного слушания - это интересная встреча с новым произведением. Рассмотрите учебную хрестоматию. Откройте в конце книги содержание.
Учитель знакомит детей с названиями разделов.
- Учебная хрестоматия укажет вам путь к Королеве. Угадайте, кто это?
Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
- Книги... Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.
II. Введение в тему урока.
Работа по серии картинок «Откуда пришла книга». Регулятивные УУД: понимают цель и смысл задания.
- Назовите правила обращения с книгой.
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
• Берите книгу чистыми руками.
• Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.
• Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого рвётся переплёт.
• Не загибайте страницы, пользуйтесь закладками.
• Не читайте книгу во время еды.
• Чтобы книга дольше служила, оберните её.
- Почему с книгой надо обращаться бережно? (Дети по серии картинок составляют рассказ «Откуда приита книга».)
Примерный рассказ.
Все книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушка сосны тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке. Здесь их погрузят на специальные суда - лесовозы.
Голубая дорога реки приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше опилки варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, сушат, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.
Книгу будет писать писатель. Он должен много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книжка была красочной, необходимо поработать еще профессионалам-художникам.
Книгу печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.
Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цеху подготавливают бумагу, в другом - краски. В каждом цеху - машины. Книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выхолит уже с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.
Потом книга попадает в книжный магазин, в библиотеку.
Регулятивные УУД: принимают позицию слушателя в соответствии с поставленной задачей.
Я всех людей, что трудятся над книгой, Люблю, и уважаю, и ценю. А книги - у меня их очень много - На книжной полке бережно храню. Покамест книгой сделается книга, Огромный путь она пройти должна. И сколько знаний требуется разных, Труда, забот, чтоб родилась она! Пока бумагу сделают, ребята, Положится большой, тяжелый труд. Писатель на бумаге пишет книгу, Потом ее в редакцию несут. За книгой этой - сколько дней рабочих, Ночей бессонных, помыслов живых... Писателям я очень благодарен, За труд упорный уважаю их. Вот рукопись готова. И редактор Прочтет ее. Потом отдаст в печать. За каждое словечко в этой книге Перед народом надо отвечать! Проворная печатная машина И день и ночь печатает листы... Но ведь листы - они еще не книга, Ее такой читать не станешь ты! Ее подклеить нужно и обрезать, В хороший переплет переплести, Упаковать, на поезде отправить
И по стране огромной развезти. И станет жить в народе книга эта, Беседуя с читателем своим. Источник радости, источник жизни, света... Люби ее! Читать давай другим!
К. Мухаммади
Вывод учителя: вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в источник знаний. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.
1- й ученик. «Кто много читает, тот много знает», - говорит народная пословица. И это так. Книги учат нас любить Родину, рассказывают о лучших людях.
2- й ученик. Книга - наш помощник в труде. Рабочий читает книги о технике, чтобы лучше управлять станком, врач - по медицине, чтобы лучше лечить, учитель - по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.
Учитель. Чтобы знать и понимать все то, о чём в книге написано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь! Они живут рядом с нами в шкафах и на полках.
В нашей школе есть библиотека. Она открыта и работает для вас. В библиотечном царстве-государстве много книг и журналов, интересных фильмов, электронных справочников. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
В библиотеке надо вести себя тихо.
1) Как пользоваться абонементом.
Абонемент - место, где выдают книги на дом. В назначенный день книгу надо вернуть в библиотеку. Если не успел прочитать, срок можно продлить.
2) Как пользоваться читальным залом.
Из читального зала книги на дом не выдаются.
Дверь в чудеса открыта здесь Для всех, любому человеку. Тут даже свой волшебник есть - Зовут его библиотекарь.
- Если вам будет нужна помощь, хозяйка библиотеки (Ф. И. О. библиотекаря) с радостью поможет вам.
III. Постановка целей урока.
Демонстрация слайда.
Учитель. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. (Ю. Яковлев.)
Личностные УУД: воспринимают речь учителя.
- Много произведений посвящено России - нашей Родине. Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением.
Учитель читает стихотворение.
Россия, Русь - куда я ни взгляну, За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы.
Н. Рубцов
Звучит русская лирическая музыка. Учитель показывает слайды с иллюстрациями.
- Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия.
Вы смотрите в спокойное небо, бредёте лесными тропами, сидите у прохладной воды. Это Россия.
Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Это Россия.
Сотни радостных глаз. Людское море. Это тоже Россия.
Коммуникативные УУД: воспринимают текст.
- Если вы внимательно слушали, то сами сможете определить тему нашего урока. Как думаете, что будем читать и о чём?
IV. Работа по теме урока.
- Сегодня будем читать стихи о Родине.
1. Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет».
Познавательные УУД: понимают содержание текста.
- Понравилось стихотворение? Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения? Какое слово повторяется в этом стихотворении? Кому или чему говорит «привет» автор стихотворения? (Родному краю.) А что такое родной край? (Родной край - это место, где мы родились, где живём.)
У каждого из вас есть такое родное место, где живете вы и ваша семья, ваши друзья и родственники. У героя стихотворения родной край - любимое место с темными лесами, с великой рекой и неоглядными полями. Посмотрите на иллюстрацию на странице 3. Что на ней изображено? (Девочки идут по дороге, впереди бежит собака, солнце светит.) Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?
2. Формирование читательских умений с применением моделирования.
Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные УУД: применяют модели для получения информации о литературном произведении.
- Сегодня вы научитесь выстраивать модель произведения, с которым познакомились. Выполнять будем вместе.
Для моделирования обложки у каждого ученика должен быть лист бумаги и цветные карандаши. Учитель работает на доске, дети - на своих листах.
- Возьмите лист бумаги и покажите, что я вам читала. (Дети берут листочки и кладут их перед собой вертикально.) Договоримся: когда мы читаем стихотворение, в середине будем рисовать треугольник. Вот так.
![]() |
Каждый ребенок рисует на своем листке.
- Покажите. (Дети показывают свои работы.)
- О чем это стихотворение? (Высказывания детей.) Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок треугольника на модели красным цветом. Почему вы закрасили красным цветом? (Высказывания детей.)
- У этого стихотворения есть автор. Это стихотворение написал Спиридон Дрожжин. Фамилию автора договоримся показывать красной рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как надо делать.) Какое слово здесь «спряталось»? Прочитайте. Поставьте пальчик и вместе со мной читаем: Дрожжин. Это фамилия поэта. Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт? (Дети подбирают варианты заголовков.) Поэт Дрожжин озаглавил свое стихотворение «Привет». Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу синюю рамочку. Это заголовок. (Показывает на белом листе.) Получается вот такая модель. Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. (Дети вместе с учителем прочитывают слово «Привет».)
Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.
- Каким изобразил родной край поэт С. Дрожжин? Хотите еще послушать?
3.Словарная работа.
Познавательные УУД'. воспроизводят информацию по памяти или обращаются за помощью к учителю.
- Что значит «неоглядные поля»? (Очень большие.) Как вы понимаете слова «великая река»? (Тоже большая.) Великая река длинная, широкая, многоводная.
Что означает выражение «тёмный лес»? (Дремучий.) Герой стихотворения говорит так: «Привет тебе, народ родимый, // Герой труда неутомимый // Среди зимы и в летний зной...» К кому он обращается? (К народу.) Как вы думаете, почему поэт говорит о людях?
Вывод: поэт обращается к «родимому народу», то есть к тем людям, которые живут и трудятся рядом с ним. Трудятся и зимой, и летом. Трудятся без отдыха, то есть неутомимо.
4. Отработка навыка чтения.
1) Дыхательная гимнастика.
- Прочитайте гласные звуки на одном выдохе: а-э-о-ы, о-у-ы-а, а-э-ы-у, о-у-а-ы.
- Прочитайте слоги на одном выдохе: ма-мя-ла-ля, па-пя-та-тя, ба-бя-да-дя.
- Прочитайте чистоговорку:
Ва-фа-ва - в лесу живет... (сова).
Вы-фы-вы - в саду росли... (сливы).
Фа-ва-фа - платье новое из... (шкафа).
Фе-ве-фе- подушка на... (софе).
2) Работа над интонацией.
- Прочитайте с различной интонацией:
О-о-о! - с восторгом, удивленно, жалостливо;
Э-э-э! - растерянно;
У-у-у! - с удивлением;
А-а-а! - нежно.
3) Дифференцированные задания.
Упражнения в чтении по учебнику.
- Прочитайте слова: Родина, родной край, родная сторона, родная страна, Отечество, Отчизна.
Все эти слова похожи по своему значению. Что обозначают все эти слова? (Место, где человек родился, где он живёт.) Мы живём в России. Родной край - частица Родины, самый дорогой уголок для каждого человека.
5. Самостоятельная работа в тетради.
V. Обобщение.
Регулятивные УУД: анализируют собственную работу.
- Что вы сегодня слушали? Расскажите по готовой модели.
- Почему стихотворение Спиридона Дрожжина называется «Привет»? (За словом «привет» стоит дружеская интонация,
которая включает в себя разные оттенки отношения поэта к родному краю: любование, восхищение, уважение, радость.)
- Какими словами вы можете выразить свое отношение к родному краю, к месту своего рождения?
- Как называется наша страна? Как называются люди, живущие в нашей стране? Какой город является столицей России?
VI. Итог урока.
Коллективное чтение стихотворения Дрожжина «Привет».
Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему? (Дети обосновывают свои ответы.)
- Я хочу закончить наш урок словами Ю. Яковлева.
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Для самостоятельной работы (по.выбору детей): найти книгу со стихами о Родине, выучить одно стихотворение; выполнить рисунок «Наша Родина»; с помощью родителей записать стихотворение о Родине в тетрадь.
Урок 2 РАССКАЗЫО РОДИНЕ.
С. РОМАНОВСКИЙ «МОСКВА»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом С. Романовского «Москва», соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой, для развития умений слушать научно-познавательный текст; содействовать развитию речи учащихся, пополнению словарного запаса, воспитанию чувства патриотизма, интереса к истории и культуре России.
Планируемые результаты (УУД):
личностные - высказывают своё мнение, подтверждая его собственными аргументами и другим авторитетным мнением (родителей, учителя), проявляют уважительное отношение к одноклассникам и их работам;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - знакомятся со знаками, символами, приведенными в учебнике; коммуникативные - используют в общении правила вежливости;
предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема), дополнять недостающими данными готовую модель.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
Личностные УУД: смыслообразование - мотивация учебной деятельности.
- У поэта Михаила Матусовского есть хорошие стихи:
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять...
- С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но одно ясно, что Родина - это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
Работа с книжками-самоделками со стихотворениями о Родине.
Регулятивные УУД: принимают участие в обсуждении книжек-самоделок.
- Рассмотрите книжки-самоделки на выставке. Что объединяет произведения в книжках? (В книжках-самоделках стихи о Родине и иллюстрации к ним.) Верно. Вы прочитали разные стихи, но на одну тему о Родине.
Познавательные УУД: применяют модели для получения информации.
- Составим модель обложки к книжкам-самоделкам. (Учитель составляет модель обложки на доске.)
- У каждого стихотворения есть автор. Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.
- Каждое стихотворение имеет название. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.
- Как с помощью «заместителя» показать, что в книжке - стихи? (В середине треугольник.)
- Каким цветом закрасим треугольник? Почему? (Красный треугольник - стихи о Родине.)
Чтение наизусть стихотворений о Родине подготовленными детьми.
- Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине. Расскажите стихи, которые вы выучили, называя перед прочтением фамилию автора и заголовок.
Работа с выставкой детских рисунков.
Дети показывают рисунки, поясняют, что на них изображено и почему.
- Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей. (Моя семья, мой дом, мой город.)
![]() |
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
В. Степанов
- Как называется наша Родина? (Россия.) Россия - это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей, это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты, украинцы, белорусы и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа С. Романовского «Москва». Беседа после чтения.
Коммуникативные УУД'. воспринимают текст с учетом поставленной задачи.
- Послушайте, о чем я буду читать.
Учитель читает рассказ.
- На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы-реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был назван город.) Что вы узнали о Москве из рассказа? Кто запомнил, что означает слово «Москва»?
Слайд со словами: Москва, Россия, Родина.
- Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?
- У русского народа есть такая поговорка: «Москва - всем городам мать». Почему так говорят? (Москва — столица нашей Родины. Когда-то, много-много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города и стала главным городом русской земли.)
Словарная работа (познавательные УУД).
Уроженец - человек, родившийся в каком-либо месте.
Вековые деревья - деревья, живущие, существующие столетия, века, очень долго.
Пригляден для жилья - хорошо подходит для житья.
Пригревки - место, согретое, освещенное солнцем.
Росчисть - вырубленное и выжженное место в лесу для пашни.
Крепостца - небольшая, незначительная крепость.
Крепость - укреплённый оборонительный пункт. Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон.
Повторное чтение текста. Составление модели обложки.
Учитель работает на доске, а ученики - на своих листах.
- Положите перед собой лист для моделирования обложки.
- Кто написал рассказ, который вы прослушали? Романовский - это фамилия автора. Заменим фамилию красной рамочкой вверху. Вот так.
- Как называется рассказ Романовского? Это - заголовок. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.
- Ведите пальчиком, «прочитайте» заголовок.
- Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова «рассказ».
- О чем этот рассказ? Рассказ о Родине, поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.
- Сравните свою работу с образцом на доске.
Кр. |
- Сравните модель вашей обложки с моделью к стихотворениям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются «заместителями» жанра.)
- Как на модели обложки обозначается стихотворение? рассказ? Каким цветом замещаем тему произведения? Почему на разных моделях цвет темы одинаковый - красный? (Произведения о Родине.) Какое произведение (рассказ Романовского «Москва» или стихи о Родине) дало вам новые сведения о Москве? Какое затронуло ваши чувства?
Физкультминутка
2. Работа по учебнику.
Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
- Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой иллюстрации?
Упражнение в чтении.
Слайд со словами: Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.
- Прочитайте слова. Почему слова «Москва», «Родина» написаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.
3. Работа в тетради.
- Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)
КРЕМЛЬ
Сердцем Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась вокруг города и хорошо защищала его от врагов.
Да и само слово «город» в старину означало ограду, стену, а не само поселение.
СПАССКАЯ БАШНЯ
Самая главная и самая красивая башня Кремля - Спасская башня. На ней установлены главные часы страны - куранты, они показывают точное московское время.
Москва - это Красная площадь.
![]() |
Москва - это башни Кремля.
Москва - это сердце России, Которое любит тебя.
Весной 1147 года на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный Москвой по имени реки, около которой он был заложен.
III. Итог урока.
Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.
- Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто его автор? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) Покажите заголовок и «прочитайте» хором. (Москва.)
- Мы познакомились с рассказом о Родине.
Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу о Москве или книгу с расс