- Чтобы решить такую загадку, надо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
• Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
ЗАГАДКИ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ
- Чтобы решить такую загадку, надо доказать от противного: сопоставить разные, но в то же время схожие признаки, сгруппировать их по-новому, в другом сочетании.
• Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер.)
ЗАГАДКИ, В ОПИСАНИИ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТАФОРЫ
• Под одной крышей четыре братца живут. (Стол.)
Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования, на каком описании построены данные загадки.
Ответы: молния, гром, дождь, туча, лиса, ёж.
- Откуда взялись загадки?
Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные - все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый «тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.
5.Рефлексия.
- С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались сегодня без внимания? (Песни, считалки.)
Конкурс знатоков (работа по группам).
- При помощи считалки выберите участника конкурса «Малые жанры фольклора». Представители от каждой команды читают выразительно на выбор загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.
IV. Итог урока.
- Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьев, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек - каждый из вас.
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
В. Шафран
Урок 10
СТИХИ О ЖИВОТНЫХ. А. БЛОК. «ЗАЙЧИК»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со стихотворением А. Блока «Зайчик», выявления настроения и чувств, которые передает поэт, для развития умения слушать стихотворение, осознанно воспринимать, формулировать ответы на вопросы по содержанию, правильно называть стихотворение (фамилия автора, заголовок); способствовать воспитанию доброго отношения к природе, всему живому.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения, высказывают своё мнение о прослушанном произведении;
метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); познавательные - знакомятся со стихотворением А. Блока, определяют настроение, чувства, которые передает поэт; коммуникативные - составляют небольшие устные монологические высказывания, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
предметные: научатся моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о животном), эмоционально реагировать на события произведения при слушании; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения.
Сценарий урока
I. Подготовка к восприятию стихотворения.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня».
- Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы. На хвостах своих лето уносят.
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
- Что вы представляете, когда слышите слово «осень»?
II. Объявление темы, постановка целей урока.
- Осень - это вечер года. Многие великие русские поэты писали стихи об осени. Читая эти строки, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда...
Читает стихи об осени.
- Одинаково ли пишут поэты? Как они говорят об осени?
- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. Блока «Зайчик». Постарайтесь почувствовать настроение природы и человека.
Потихоньку уходит вдаль царица по имени Осень. Она покидает свой расписной терем. Перед нами совсем другая картина. Представьте, что мы в лесу. Я начинаю читать.
II. Работа по теме урока.
Первичное чтение стихотворения учителем. Выявление первичного восприятия. Беседа.
Моделирование обложки под руководством учителя.
- Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нарисуйте на листочке треугольник.
- О ком это стихотворение? (Стихотворение о животном.) Это стихотворение о зайчике, о животном. Закрасьте треугольник коричневым цветом.
- Кто написал это произведение? Автор этого стихотворения русский поэт Александр Блок. Вы еще не умеете писать, поэтому вместо фамилии автора рисуем в верхней части листочка рамочку.
Рассказ учителя о поэте.
Александр Александрович Блок первые стихи написал в пять лет. А в тринадцать лет вместе с двоюродными братьями издавал рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, главным художником и главным автором - помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки.
Главные темы его творчества - Родина, человек, природа.
- Как Блок озаглавил свое стихотворение? Правильно, поэт дал своему стихотворению заголовок «Зайчик». Нарисуйте на листочке в нижней части рамочку.
Работа с готовой моделью.
- Покажите фамилию автора. Прочитайте: Блок. (Дети, поставив пальчик на красную рамочку, повторяют фамилию - Блок.) Что вы прочитали? (Фамилию автора.)
- Прочитайте заголовок. (Дети указывают заголовок и «читают»: «Зайчик».)
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство вызывает оно у вас? Какое настроение передает это стихотворение?
На доске записан словесный ряд - словарь осенних настроений.
беспокойное | неуютное | сонное |
волшебное | обиженное | спокойное |
грустное | печальное | таинственное |
доброе | приятное | тёплое |
загадочное | противоречивое | тихое |
ленивое | радостное | торжественное |
мечтательное | светлое | тревожное |
мрачное | сказочное | удивлённое |
боязливое | солнечное | хмурое |
- Какую картину представили? Нарисуйте словами. Какие краски вам бы потребовались? (Серая, черная, коричневая, темно-синяя.) Какие звуки услышали?
Незримо по лесам поет и бродит Осень... Осень - долгое время года. Она начинается обычно как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья голые, грязь, дождь, сырость.
- Каких животных можно встретить в осеннем лесу? Какие изменения происходят в жизни диких животных? Как они готовятся к зиме?
- Отгадайте загадки.
Читает учитель или хорошо читающие дети.
С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
(Белка.)
- Белка устраивает себе тёплое гнездо в дупле ели и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом. Делает запасы орехов, желудей и сушёных грибов. К зиме обрастает пушистым голубоватым мехом.
Он зимой лежит в берлоге, Добровольно одинокий, Спит и видит сны о том, Как весной пройдёт по лесу, Как всё будет интересно, А пока все подо льдом... А чтоб сон хороший снился, Не давил чтоб груз забот, Как проказник-шалунишка, Лапу он свою сосёт.
(Медведь.)
- Зимой медведь ничего не ест. Он спит в берлоге и живёт за счёт накопленного летом и осенью жира.
У кого вот нет берлоги, Не нужна ему нора? От врагов спасают ноги, А от голода - кора.
(Заяц.)
- Кому из животных будет труднее пережить зиму? Помните сказку «Заюшкина избушка»? Представьте, что
действие происходит не весной, а осенью, и избушка у Лисы не изо льда, а из листьев.
Инсценирование начала сказки заранее подготовленными детьми.
Ведущий. Была у Зайчика избушка лубяная, а у Лисы лиственная. Подул сильный ветер и раздул все листья. Осталась Лиса без жилья. Впереди холодная зима. Пошла она к Зайцу на постой проситься.
Лиса (просит жалобно). Зайчик, зайчик! Пусти меня погреться, я у двери постою, лапки погрею.
Зайчик. Заходи, Лиса, не замерзать же тебе!
Лиса заходит в избушку и начинает толкать Зайчика.
Зайчик. Эй, Лиса-соседка, что же ты делаешь?
Лиса (стучит ногами). Уходи сейчас же, а то съем!
Ведущий. Делать нечего - пошёл Зайчик, плачет.
- Рассмотрите иллюстрацию в хрестоматии. Осень - сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Зябко на улице. С наступлением сумерек становится холодно.
Учитель повторно читает стихотворение А. Блока «Зайчик».
- Как начинается стихотворение? Что изменилось в природе с приходом осени? Как поэт относится к осени? Какой стала жизнь зайчика? Как об этом сказано в стихотворении?
Работа по группам (в каждой группе должны быть читающие дети).
- Послушайте лесные диалоги с зайчиком. Как он сам говорит о своей жизни с приходом глубокой осени.
1- я группа.
Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Мне бы зубы, как у волка.
В. Викторов
2- я группа.
Заяц. Здравствуй, Ушан - летучая мышь.
Ушан. Здравствуй, Заяц - Длинные Уши.
Заяц. Как живёшь-поживаешь?
Ушан. Лучше всех живу, горя не знаю.
Заяц. Как же ты так ухитряешься?
Ушан. Это проще простого. Как плохо мне, зима там пришла или дождь, ветер, я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю.
Заяц. Ну, брат, тут я тебе не товарищ. Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами.
3-я группа.
Снегирь. Заяц белый, куда бегал?
Заяц. На деревню.
Снегирь. Для чего?
Заяц. Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти.
Снегирь. И нашёл?
Заяц. Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие.
Снегирь.А теперь куда?
Заяц. Осинку глодать.
Снегирь. Да она, поди, горькая?
Заяц. Сладкая. Вчера не поел, сегодня не поел, куда как осинка сладкая покажется.
![]() |
Проводится под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька».
Дети поют и делают движения.
Заинька, повернись, Серенький, повернись. Вот так-эдак повернись. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так-эдак топни ножкой. Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот так-эдак попляши.
- Представьте ситуацию, что нам надо снять по этому стихотворению мультфильм. Каким будет его начало?
Учитель снова читает первые два столбика. Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и зайчика.
- Что было дальше?
Учитель читает следующие два столбика. Дети на листочках моделируют вторую картину: цветными карандашами рисуют изменения в природе (дождь) и волка.
- Чем заканчивается стихотворение?
Учитель читает последние два столбика. Дети рисуют «мечты зайчика».
- Какая картинка вам нравится больше? Почему? (Последняя самая позитивная, зайчик думает о лете, когда трудности кончатся и всё будет хорошо.)
Речевая разминка.
ЗАЯЦ
Я боюсь, я боюсь волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь муравья и мушку,
И ужа, и ежа, и чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат ушки на макушке.
Е. Тараховская
- Прочитайте так, чтобы все поняли, как боится заяц.
Словарная работа.
- Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы более глубоко смогли бы понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.
Ложбинка - ямка, впадина, борозда, выем, вогнутость, вмятина, овражек, вмятость, лунка, пазуха, щербинка, выемка, углубление, выщербинка, бороздка.
Тешить - забавлять, развлекать, доставлять веселье, потешать.
Хмурый - суровый, угрюмый, насупившийся.
Ступать — шагнуть, сделать шаг, стать ногой куда-нибудь.
Упражнение в чтении слов, которые особенно запомнились и понравились.
Дети называют слова, а учитель записывает их печатными буквами на доске. Затем дети упражняются в чтении слов: зайчик, волк, осень, лето, холодно, тепло.
Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Заучивание стихотворения наизусть всем классом.
III. Обобщение.
- Отгадайте загадку:
Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы - Уши больше головы?
(Зайчик.)
- Какие загадки про зайчика знаете вы? (Ответы детей.) Когда для зайчика наступает тяжёлое время?
- Объясните пословицу: «Осень - перемен восемь». (Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем - оттепель.)
Аукцион «Какая бывает осень?».
ОСЕНЬ
дождливая золотая щедрая
сырая багряная урожайная
слякотная кормилица
- Какое стихотворение подарил нам замечательный поэт А. Блок? На какую тему это стихотворение? Какие ещё произведения о животных вы можете назвать? В каком жанре они написаны? (Сказка о животных В. Сутеева «Дядя Миша».)
- Прочитайте выразительно наизусть ту часть стихотворения А. Блока, которую запомнили.
IV. Итог урока.
Учитель читает любое стихотворение об осени.
Урок 11 РАССКАЗЫДЛЯ ДЕТЕЙ.
М. ПРИШВИН «ЛИСИЧКИН ХЛЕБ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб», для восприятия литературного произведения, составления схемы, моделирования обложки.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
метапредметные: регулятивные - принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей; познавательные - знакомятся (рассматривают) с книгами о природе, слушают рассказ М. Пришвина, понимают фактическое содержание текста, отвечают на заданные вопросы, составляют схему «Дары леса», моделируют обложку книги; коммуникативные - используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
- Отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят. Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой!
- Что это? Кто догадался? (Лес.)
II. Введение в тему урока. Работа с книгами.
- Какие книги вы принесли на выставку? О чем они? (О природе.)
На доске модели обложек книг с произведениями разных жанров и тем.
- Расскажите о своей книге по плану:
1) фамилия автора;
2) заголовок;
3) показ модели обложки книги.
III. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказам. Пришвина «Лисичкин хлеб».
- Ребята, послушайте. Я хочу вас познакомить с рассказом писателя Михаила Михайловича Пришвина. Он написал много рассказов для детей. А мы познакомимся с рассказом, который называется «Лисичкин хлеб».
- Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.
2. Б е с е д а после слушания.
- Понравился вам рассказ? О какой птице рассказывает автор? Что автор рассказывает о сосновой смоле?
- Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Для чего охотник сказал Зиночке, что это Лисичкин хлеб? Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»?
Слово об авторе (информация для учителя).
С детства М. Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».
Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их, конечно, нашли и вернули в семьи, но мечты о путешествиях не оставляли будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре родились и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Писатель-мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на земле. Произведения Пришвина поэтичны и похожи на стихи в прозе - «Лесная капель», «Глаза земли», «Золотой луг», «Незабудки». Он пришел в детскую литературу в 1925 году, но и сегодня его книги современны и поучительны.
Из воспоминаний В. Н. Пришвиной*.
Михаил Михайлович всё время поглядывает по сторонам, что-то обдумывает, время от времени присаживаясь, записывает быстро карандашом в карманную книжку. Потом встанет, блеснет веселым и внимательным глазом - и опять мы зашагаем рядом по дороге.
Когда дома он прочтет тебе записанное - дивишься: мимо всего этого сам ты шел, и видя - не видел, и слыша - не слышал! Получалось так, будто Михаил Михайлович идет следом за тобой; собирает твое, утерянное от твоего невнимания, и теперь приносит тебе же его как подарок.
Мы всегда возвращались с наших прогулок, нагруженные такими подарками.
Михаил Михайлович не только детский писатель - книги свои он писал для всех. Писал только о том, что он сам видел и сам пережил в природе.
Так, например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика фанерный домик на колесах, берет с собой резиновую складную лодку, ружье и все что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки нашей - Волги - и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды и самые крупные звери - лоси, и самые маленькие - водяные крысы и землеройки.
' Ресурсный материал: httpy/allbooks.su/chr_240Axt_authorjd_3426/txt bonkid 8893/iiKjex_Kthtml
78
Так проходят дни: за костром, охотой, с удочкой, фотоаппаратом. Весна движется, земля начинает обсыхать, показывается трава, деревья зеленеют. Проходит лето, потом осень, наконец летят белые мухи и мороз начинает мостить дорогу в обратный путь. Тогда Михаил Михайлович возвращается к нам с новыми рассказами.
Все мы знаем и деревья в наших лесах, и цветы на лугах, и птиц, и разных зверушек. Но Пришвин поглядел на них своим особым зорким глазом и увидал такое, что нам и невдомек.
Даже солнце не все замечает! А художник узнает тайны природы и радуется, их открывая.
Михаил Михайлович посмотрел на березку и что-то записал в книжку.
- Что ты записал?
Он мне прочел:
- «Видел Снегурочку в лесу: одна сережка у нее из золотого листика, а другая еще зеленая».
И это был в тот раз его последний мне подарок.
3. Составление схемы «Дары леса, которые принес дедушка».
- Кто запомнил, какие «дары леса» принес дедушка?
- Нарисуйте их на своих листочках. (Дети работают на листочках: рисуют «дары леса», которые принес дедушка.)
Проверка выполненной работы.
- Какие «дары леса» принес дедушка?
белые, красные и черные грибы петров крест |
ягода костяника k Дары леса, которые принес дедушка |
брусника |
![]() |
комочек сосновой ' смолы трава кукушкины слезки заячья капуста валерьяна |
Учитель прикрепляет картинки (или показывает слайды) с названными «дарами» или таблички с названиями на доску.
- Если хотите, дома доделайте свою работу и расскажите о ней родителям.
4. Выполнение заданий в учебнике.
Повторное чтение текста учителем. Последнюю часть текста читают дети.
Словарная работа.
- В рассказе встречаются слова, которые требуют разъяснения. Объясните, что значат слова добыча, Терентий (тетерев), сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста, копуля.
Самостоятельное чтение рассказа «Лес».
- Ребята, какие деревья растут в лесу? Кто живет в лесу? Расскажите о тетереве, рябчике.
- Какие животные живут в лесу? Какие вы знаете лесные растения?
- Прочитайте цепочку слов. По какому признаку их объединили? Каким бывает хлеб?
- Прочитайте слова, похожие (противоположные) по смыслу. (Свежий - мягкий. Белый - черный.)
- Каким еще может быть хлеб?
5. Выполнение зад ан ий в тетради.
6. Моделирование обложки книги.
- Нарисуйте модель обложки: как называется рассказ; напишите или «напечатайте» фамилию автора; напишите заголовок; укажите, что мы читали, о ком, о чем. (Дети самостоятельно рисуют модель обложки.)
Проверка выполненной работы.
- Прочитайте фамилию автора. Это рассказ, стихотворение или сказка? (Рассказ.) О чем рассказ? (О природе.) Как обозначили на модели? (Нарисовали зеленый прямоугольник.)
- Укажите заголовок. Прочитайте. Кто автор и как называется это произведение? (М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».)
7. Работа с детскими книгами и рубрикой «Книжная полка» (по учебнику).
- Рассмотрите обложки детских книг. Назовите каждую.
- Ответьте на вопросы учебника.
- Рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям.
? | ||||
зел. | ||||
? | ||||
? |
? |
![]() |
![]() |
- К какой модели подходит прочитанный нами рассказ?
IV. Итог урока.
- Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»? Подходит ли к тексту название?
- Есть ли среди книг на нашей выставке книги М. Пришвина? Какие? (Имеются в виду книги, с которыми работали в начале урока.)
- Кто прочитал рассказы М. Пришвина? Чем они вам понравились? О чем он писал?
- Что вы можете сказать о человеке, который способен увидеть и услышать многое в природе и рассказать об этом? (Этот человек - как М. Пришвин - очень наблюдательный, любит природу, познает ее, радуется каждому общению с ней.)
Урок 12 СТИХИ О ДЕТЯХ.
Е. БЛАГИНИНА «ТЮЛЮЛЮЙ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с юмористическим стихотворением Е. Благининой «Тю- люлюй», для осознанного восприятия литературного произведения; формирование представлений о положительных и отрицательных чертах характера героя, воспитание уважения, заботы и внимания друг к другу.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений, различают основные нравственно-этические понятия;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия; познавательные - формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, выделяют слова, в которых слышится авторское отношение к герою; коммуникативные - различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; составляют небольшие устные монологические высказывания;
предметные: научатся моделировать обложку, сравнивать модели обложек (стихи о природе, стихи о детях), читать слова и отрывки из стихотворения; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Сценарий урока
I. Введение в тему урока.
НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ ТРУДИТЬСЯ Не мешайте мне трудиться, Я водицы притащу И колодезной водицей Всех, конечно, угощу. Пейте, пейте, не жалейте! А хотите, в лейку лейте - Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьёт!
Е. Благинина
- Это стихотворение написала Елена Александровна Благинина. Сегодня на уроке мы будем работать с другим ее произведением.
Работа с выставкой книг о детях.
На доске модели обложек произведений разных жанров и тем.
- Расскажите по моделям обложек о жанре и теме произведения.
- Вспомним некоторые из прочитанных произведений. Я буду читать отрывок, а вы выберите подходящую модель обложки, назовите автора и заголовок.
1) «...За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней век» русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква - «я». И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись...». (Л. Пантелеев «Буква „ ты "».)
2) «...Голос у нее жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.
Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.
Ну ее, эту ненормальную. Вышел из класса и пошел. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.
- Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз-два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.
Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь...» (В. Железни- ков «История с азбукой».)
3) Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс...
А. Барто «В школу»
- Разделите книги, принесенные из дома, на группы по жанрам и темам.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание стихотворения Е. Благининой «Тюлю- люй». Беседа после чтения.
- О каком человеке это стихотворение? Соответствует ли имя героя его характеру?
- Каким тоном нужно произносить слово Тюлюлюй?
- Правильно ли поступают родители, оберегая мальчика от всего? Вы хотели бы оказаться на месте Тюлюлюя?
- Чем старше вы становитесь, тем больше обязанностей у вас появляется. Человек не может жить один. Сразу же после рождения он окружен людьми. Как можно назвать людей, которые с самых первых дней окружают нас своей заботой и вниманием? Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав ребус: 7Я. Правильно. Это ваша семья.
- Много ли домашних обязанностей было у вас, когда вы были совсем маленькими? Какие это были обязанности, расскажите.
Динамическая пауза «Я могу это делать сам...». (По цепочке, передавая мяч друг другу, дети перечисляют все свои умения и навыки.)
- Зачем надо с детства выполнять свои обязанности? (Правильно, чтобы семья ваша была крепкой и дружной, нужно уметь заботиться друг о друге, а значит выполнять все свои обязательства друг перед другом.)
- Что же будет с нами, если мы так и не научимся выполнять свои обязанности? Давайте пофантазируем, каким вырастет этот мальчик Тюлюлюй? Прочитайте реплики Тюлюлюя.
Учитель раздает листочки с репликами Тюлюлюя. Дети читают с необходимой интонацией.
1) «Сами плохо накормили, а Тюлюлюй виноват! Есть хочу!»
2) «Да-а, сами кормят до отвалу, а Тюлюлюй виноват. Не пойду!»
3) «Да-а! Сами криво посадили, а Тюлюлюй виноват! У-у-у-у!»
- Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? Может, мальчик не любит своих родных?
- Как обращаются к мальчику взрослые? Каким взрослые представляют мальчика, если так опекают его? Как вы думаете, кто прав, а кто виноват?
- Как бы вы поступили на месте этого героя?
- Родители любят тебя таким, какой ты есть: капризный, проказливый, драчун или вежливый и послушный, потому что ты их
ребенок. Но ты человек, только еще маленький, у тебя есть свои желания, свои интересы. Взрослые должны считаться с твоими желаниями, прислушиваться к твоему мнению, но этого следует добиваться делами, а не капризами. Только в этом случае тебя будут уважать.
2. Моделирование обложки.
Фамилия автора |
![]() |
Благинина |
'Жёлт. |
Тюлюлюй |
Стихотворение о детях Заголовок |
- Определите жанр
и тему прочитанного произведения. «Напечатайте» фамилию автора и заголовок в рамочках. Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитайте. (Читают хором: «Благинина».)
- Поставьте пальчик на заголовок, прочитайте.
- А теперь поднимите модели и покажите название стихотворения. Хором прочитайте фамилию автора и заголовок.
Повторное слушание и определение отношения автора к герою.
- Как автор говорит о герое? Как его называет? С какой интонацией в конце произносит: «Вот какой Тюлюлюй, Тюлюлю- юшка!»?
3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
^^ Физкультминутка
Учащиеся повторяют движения за учителем.
МОИ ДЕЛА В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч. В пятницу посуду мыла, А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья.
4. Работа с рубрикой учебника «Книжная полка».
- Рассмотрите обложки детских книг. Назовите произведения и фамилии авторов. Рассмотрите обложки изданных книг. Назовите книги правильно. Какую из этих книг вы хотели бы прочитать?
III. Итог урока.
- Назовите автора, стихотворение которого вы сегодня слушали. (Ответы детей.)
Благинина Елена Александровна написала для детей множество стихов. Главная тема её творчества - детство.
Слово об авторе (информация для учителя).
Елена Александровна Благинина (1903-1989), детская поэтесса, переводчик - уроженка орловской деревни. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника, собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же - в годы студенчества - в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. «Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута. Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Уле- тают-улетели» (1983), «Гори, гори ясно!» (1990). Последний сборник появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, она умерла в 1989 г.
- Что вы узнали о жизни Е. Благининой? Как называлось стихотворение? Чему научило вас это стихотворение?
- В. Берестов тоже не остался в стороне от этой темы и написал стихотворение «На лбу бывают шишки...».
Учитель читает стихотворение. На лбу бывают шишки, Пусть голова в зеленке Под глазом - фонари. И в пластыре нога,
Уж если мы мальчишки, Но есть еще силенки, То мы - богатыри. Чтоб разгромить врага.
Царапины. Занозы. Упрямые с утра мы,
Нам страшен только йод! Опять на бой, в дозор! (Тут, не стесняясь, слезы...От тех сражений шрамы Сам полководец льет.) Остались до сих пор.
В. Берестов
- В какие игры любят играть мальчишки?
Учитель напоминает о правилах поведения в школе на перемене.
- С кем бы вы хотели дружить: с Тюлюлюем или мальчишкой-богатырём? Почему?
Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу со стихотворениями о детях; выполнить задания в тетради.
Урок 13 СКАЗКИ С. Я. МАРШАКА.
С. МАРШАК «ТИХАЯ СКАЗКА»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с произведением С. Маршака «Тихая сказка», осознанного восприятия литературного произведения в стихотворной форме; формирование умений моделировать обложку, сравнивать модели рассказа и сказки, составлять схематический план и рассказывать сказку по плану.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; имеют основы для развития творческого воображения;
метапредметные: регулятивные - осуществляют действие по образцу и заданному правилу, понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные - знакомятся со сказкой в стихотворной форме, называют произведение, сравнивают авторские и народные сказки; коммуникативные - используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассматривать книги со сказками (авторские и народные); получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка.
Раз-два-три-четыре-пять! Надо, надо, надо спать И не надо куролесить. Кто не спит, тот выйдет вон. Кто уснул, увидит сон.
В. Берестов
- Обратите внимание на ритмичность стихотворения. Что это за стихотворение? (Считалка.) Зачем нужны считалки, зачем их придумали? (Для расчёта играющих.)
Работа с книгами сказок.
- Рассмотрите книги, представленные на выставке.
Сказки, сказки - ярмарка чудес, Мир волшебный, разноцветный лес. Крылья сказок тихо шелестят, Значит, в гости к нам они летят!
- Отгадайте загадки, найдите на выставке книгу. Прочитайте название книги, рассмотрите обложку, пролистайте книгу, посчитайте, сколько в ней сказок. Прочитайте отрывок.
Перед волком не дрожал, От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок.)
- Прочитайте, какую песенку пел Колобок.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя из одноименной сказки.)
- Спасите! Нас съел серый волк... (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
- А это из какой сказки?
Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко. Не послушался кота - Выглянул в окошко.
(«Кот, петух и лиса».)
- Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка, Лисонька.)
«...Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби...» (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Волк».) Маленькая девочка весело бежит По тропинке к домику, что в лесу стоит. Нужно этой девочке к бабушке скорей, Отнести корзиночку, посланную ей.
(«Красная Шапочка».)
- Сказки появились давным-давно. В сказках происходят чудеса: звери и птицы разговаривают; добры молодцы и волшебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых.
II. Объявление темы урока.
Учитель читает стихотворение:
- Доброй ночи! - молвит тишина; Каждому сейчас она слышна;
Говорит бесшумными словами: - Спите, я всю ночь останусь с вами.
А. Кондратьев