Вопрос 32. Понятие, классификация и характеристика доходов и расходов банка




Вопрос 31. Назначение, порядок организации и особенности осуществления межбанковских расчетов

Межбанковские расчеты являются одним из элементов платежной системы государства. Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования в основном не могут быть завершены в пределах одного банка. Лишь безналичные расчеты между клиентами, имеющими счета в одном банке, производятся, минуя корреспондентские счета банков, путем списания и зачисления средств по соответствующим счетам, открытым на балансе данного коммерческого банка. Платежи клиентов, счета которых открыты в различных банках, порождают межбанковские расчеты. Однако межбан­ковские расчеты могут быть инициированы не только клиентами, но и самими банками, когда происходит покупка-продажа кредитных ресурсов, валюты, ценных бумаг, наличных денег.

В Республике Беларусь межбанковские расчеты осуществляются через систему корреспондентских счетов, в централизованном или децентрализованном порядке (по счетам «Лоро» и «Ностро») в пределах ос­татка средств на этих счетах либо в пределах лимита овердрафта.

В состав АС МБР входят три функциональные системы:

- система BISS;

- система передачи финансовой информации (СПФИ)

- автоматизированная система ”Центральный архив межбанковских расчетов“ (АС ЦА МБР).

Система BISS (BelarusInterbankSettlementSystem) – это система межбанковских расчетов Национального банка, функ­ционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени проводятся расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также по результатам клиринга в смежных системах (расчетно-клиринговой системе по ценным бумагам и системе расчетов с использованием банковских платежных карточек), которые взаимодействуют с Национальным банком в части выполнения им функции расчетного банка

Расчеты на валовой основе – это вид расчетов, при кото­рых каждый платеж, имеющий форму электронного платежного документа (платежной инструкции) обрабатывается в полной сумме индивиду­ально, т.е. без расщепления платежных сообщений на мелкие части (суммы).

СПФИ – совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих надежную и безопасную передачу электронных платежных документов и электронных сообщений по межбанковским расчетам;

АС ЦА МБР – комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов комплектования, хранения, учета и использования электронных платежных документов, электронных сообщений и сопутствующей информации по межбанковским расчетам в Центральном архиве межбанковских расчетов.

Межбанковские расчеты в системе BISS осуществляются с учетом следующих принципов:

- разделение платежного потока на электронные платежные документы Национального банка, срочные электронные платежные документы и несрочные электронные платежные документы банков;

- проведение межбанковских расчетов по электронным платежным документам Национального банка с использованием механизма обработки срочных электронных платежных документов независимо от наличия средств на межфилиальном счете Национального банка;

- проведение межбанковских расчетов по срочным электронным платежным документам на валовой основе в пределах денежных средств на корреспондентских счетах банков;

- проведение межбанковских расчетов по несрочным электронным платежным документам с использованием механизма взаимозачета с учетом суммы резерва, устанавливаемого банками для осуществления расчетов по несрочным электронным платежным документам;

- отражение суммы каждого электронного платежного документа по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка (Национального банка) индивидуально в полном размере. Частичная оплата электронных платежных документов не допускается.

Системой BISS не осуществляется контроль правильности указания в электронном платежном документе текстовых реквизитов, включая наименование плательщика, получателя и назначение платежа.

Срочность денежных переводов по собственным платежам банка определяется банком-отправителем самостоятельно.

Срочность денежных переводов по платежам, инициированным его клиентами, устанавливается банком-отправителем в зависимости от порядка и сроков исполнения срочных денежных переводов, определенных в договоре текущего (расчетного) банковского счета между банком-отправителем и клиентом.

Банк-отправитель может отозвать электронный платежный документ из очереди ожидания средств по срочным и несрочным электронным платежным документам путем передачи в систему BISS электронного сообщения МТ 192 ”Запрос на отзыв клиентского перевода“ либо МТ 292 ”Запрос на отзыв банковского перевода“.

После поступления электронного сообщения в систему BISS обработка отзываемого из очереди банка-отправителя электронного платежного документа прекращается, данный электронный платежный документ удаляется из очереди ожидания средств с уведомлением банка-отправителя и банка-получателя.

Банки-получатели несут ответственность за своевременность и правильность зачисления денежных средств по назначению.

Межбанковский расчет в системе BISS является окончательным и не подлежит аннулированию после изменения состояния корреспондентских (межфилиального) счетов банков (Национального банка). Временем окончательности расчета в системе BISS является время изменения состояния корреспондентского (межфилиального) счета банка (Национального банка), указываемое в выписке из корреспондентского (межфилиального) счета.

Банк-отправитель не позднее банковского дня, следующего за днем получения запроса, обязан направить ответ в банк-получатель.

Банк-получатель не позднее банковского дня, следующего за днем поступления ответа на запрос, обязан зачислить (перечислить) поступившие на его корреспондентский (межфилиальный) счет денежные средства на соответствующие счета по назначению (на счета получателей, перешедших на обслуживание в другой банк, на основании их заявлений) либо возвратить ошибочно поступившие денежные средства в банк-отправитель.

 

Вопрос 32. Понятие, классификация и характеристика доходов и расходов банка

Доходы коммерческого банка – это приращение экономических выгод в форме притока или увеличения активов банка либо сокращения его обязательств, приводящее к увеличению капитала, не связанному с вкладами собственников.

По форме получения доходы коммерческого банка подразделя­ются на три группы:

1) процентные доходы;

2) комиссионные вознаграждения;

3) прочие виды доходов (штрафы, пени, неустойки, доходы от операций банков по реализации ценных бумаг, дисконтный доход и др.).

Сумма всех доходов банка в данном отчетном периоде называется валовым доходом, в составе которого выделяются сле­дующие группы доходов:

1) операционные доходы, в том числе процентные, комиссионные, от операций на финансовых рынках и пр.;

2) доходы от побочной деятельности банка (деятельность банка, приносящая доход и не связанная с его основной деятельностью);

3) прочие доходы.

Наибольший удельный вес в структуре доходов коммерческого банка занимают операционные доходы или доходы от основной деятельности, в составе которых выделяются процентные и непроцентные доходы

Преобладающая часть доходов банка относится к процентным доходам, которые выражаются в виде процентов на вложенную сумму и представляют собой:

- доходы от предоставления кредитов клиентам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств в центральном и коммерческих банках;

- доходы от вложений в долговые обязательства;

- доходы от различных операций – факторинговых, лизинговых, форфейтинговых, трастовых, учетных.

Процентные доходы составляют более 70% общего объема доходов основной части коммерческих банков и относятся к группе стабиль­ных источников доходов банка.

Непроцентные доходы состоят из:

- комиссионных доходов;

- доходов от операций на финансовых рынках;

- других доходов.

К комиссионным доходам относятся доходы, полученные от оказания клиентам банковских услуг не кредитного характера, которые обычно называют комиссионными услугами банков, т.к. они проводятся от имени, по поручению и за счет клиентов.

Доходы от побочной деятельности банков имеют относительно небольшой удельный вес в структуре доходов коммерческого банка. В состав этой группы доходов включаются доходы от оказания услуг «небанковского» характера: - сдача в аренду банковских помещений, машин, оборудования, продуктов программного обеспечения и их возможная реализация;

- участие в деятельности предприятий и организаций;

- доходы, полученные от различных подразделений банка (от реализации информационных, рекламных, аудиторских, юридических, компьютерных, телекоммуникационных, маркетинговых, транспортных, охранных и других услуг, оказываемых клиентам банка).

По степени стабильности банковские доходы можно подразделить на стабильные и нестабильные.

Стабильные доходы – это доходы, которые являются постоянными для банка на протяжении относительно долгого периода времени (1—2 года) и в этой связи могут планироваться на перспективу. К стабильным доходам в практике банка обычно относятся доходы от основной деятельности.

К нестабильным доходам относятся доходы от валютных операций, операций с ценными бумагами на финансовых рынках.

Основу классификации доходов может составлять система бухгалтерского учета. Согласно Плану счетов доходы банка сгруппированы в 8 классе по шести балансовым счетам второго порядка: 80 (процентные доходы), 81 (комиссионные доходы), 82 (прочие банковские доходы), 83 (операционные доходы), 84 (уменьшение резервов) и 85 (непредвиденные доходы).

Расходы коммерческого банка – это уменьшение экономических выгод в форме оттока активов банка или увеличения его обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанному с его распределением между собственниками.

Все расходы коммерческого банка можно классифицировать по форме, целям, влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения, способу учета.По форме различают процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы. Процентные расходы включают:

- проценты, уплаченные банком за полученные кредиты, в том числе в виде остатков средств на счетах до востребования и срочных депозитов, которые открыты для физических и юридических лиц, включая банки;

- процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам.

Процентные расходы коммерческих банков, осуществляющих различные виды кредитной деятельности, обычно составляют более 50% всех его расходов. Но их удельный вес в общей сумме расходов различен для каждого банка и зависит от соотношения отдельных видов платных пассивов (обязательств) банка.

Расходы банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера связаны в основном с расходами по оплате услуг: банков-корреспондентов, центрального банка, бирж, юридических фирм, процессинговых и клиринговых центров, инкассации и др. Оплата такого рода услуг обычно осуществляется в форме комиссии от суммы совершаемой операции. В связи с этим данная группа расходов классифицируется как комиссионные. Комиссионные расходы составляют небольшой удельный вес в общей сумме расходов банка.

Прочие непроцентные расходы имеют форму дисконтного расхода, расходов спекулятивного характера на рынке, от переоценки активов; расходов по уплате штрафов, пеней, неустоек, расходов на содержание аппарата управления (оплата труда, подготовка кадров и др.), хозяйственных расходов.

По целям расходы банка делятся на шесть групп: операционные, расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка, по оплате труда персонала банка, по уплате налогов, отчисления в специальные резервы и прочие расходы.

К операционным расходам или расходам, прямо связанным с банковскими операциями, относятся:

- уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных опера­ций, выпуска ценных бумаг;

- комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию;

- прочие операционные расходы (дисконтные расходы по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, по операциям с драгметаллами и т.д.).

Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают затраты, которые нельзя отнести прямо на определенные банковские операции. Они включают: амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды; эксплуатационные расходы по содержанию зданий; и т.д.

Расходы по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на зарплату. Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным налогом и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (т.е. налоги, отражаемые на расходных счетах банка).

Расходы по формированию резервов на покрытие возможных потерь по ссудам, потерь по ценным бумагам, дебиторской задолженности и прочим активным операциям, являются особой группой расходов, они отражают про­цесс переоценки различных групп активов банка по рыночной стоимости.

Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. К ним относятся командировочные и представительские расходы, на рекламу, на подготовку кадров, по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использо­ванием их личного транспорта для служебных целей, маркетинговые расходы, расходы по аудиторским проверкам, судебные, по публикации отчетности и т.д.

По влиянию на налогооблагаемую базу расходы банка делятся на три группы:- расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (т.е. учи­тываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;- расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка;- расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Расходы сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.Согласно Плану счетов расходы банка сгруппированы в 9 классе по семи балансовым счетам второго порядка: 90 (процентные расходы), 91 (комиссионные расходы), 92 (прочие банковские расходы), 93 (операционные расходы), 94 (отчисление в резервы), 95 (долги списанные с баланса) и 96 (Налог на прибыль (доходы)).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: